О военной ситуации в Сирии (8 – 15 февраля 2020 г.)

По данным совместной российско-турецкой комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с нарушениями Единого соглашения о прекращении огня, в течение прошедшей недели было зафиксировано 163 известных нарушений режима прекращения огня. Это почти в два раза ниже показателя предыдущей недели (254). Подобное снижение объясняется очевидным отсутствием интереса турецкой стороны к данному виду работы, а также тем, что данные за 13 февраля раскрыть на сайте Минобороны РФ не представилось  возможным из-за вероятного сбоя в его работе.

Несмотря на формально действовавший с 31 августа 2019 г. и возобновленный с 12 января режим прекращения огня в зоне деэскалации Идлиб, российская и турецкая части комиссии фиксировали много нарушений в этой зоне. По прежнему турецкая часть игнорировала многочисленные нарушения в провинции Латакия.

В последующих данных учитывались максимальные показатели из представленной двумя частями комиссии информации. В частности, в провинции Латакия было зафиксировано (исключительно российскими наблюдателями) по меньшей мере 52 нарушения (в течение предыдущей недели – 92), в провинции Алеппо – 16 нарушений (37), в провинции Хама (исключительно российские данные) – 17 (49), в провинции Идлиб – 53 (49).

В течение недели летательные аппараты ВКС России наносили удары по целям боевиков в провинции Алеппо.

10 февраля было объявлено, что вечером накануне средства ПВО успешно отразили атаки беспилотников на российскую авиабазу «Хмеймим». Вечером 9 февраля с наступлением темного времени суток средствами ПВО российской авиабазы выявлены и отражены две атаки на базу с использованием ударных БПЛА, запущенных с подконтрольной боевикам территории Идлибской зоны деэскалации. Первая атака, производившаяся с северо-восточного направления, была отражена ракетным огнем комплекса ПВО «Панцирь-С» на расстоянии около двух километров от базы. В ходе второго нападения цель, приближавшаяся к авиабазе с северо-западного направления (со стороны Средиземного моря), была поражена на удалении 6 км от авиабазы.

Самолеты сирийских ВВС в течение недели работали по целям террористов в провинции Алеппо.

14 февраля в воздушном пространстве над западной частью провинции Алеппо был сбит сирийский вертолет, второй с момента перехода турецких войск к активному прямому вмешательству во внутрисирийский конфликт.  В обоих случаях вертолеты сбивались с помощью ПЗРК, управлять которыми могли либо турецкие военные, либо бойцы протурецких формирований. И в первом, и во втором случаях экипажи вертолетов погибли.

В ночь на 14 февраля сирийские средства ПВО отражали ракетный удар, нанесенный самолетами ВВС Израиля по иранским целям близ Дамаска. Пуски ракет были выполнены из воздушного пространства над Голанскими высотами. Сирийским военным удалось сбить несколько целей. В результате удара погибли 3 сирийских военных и 4 иранских советника.

В течение недели активные боевые действия шли в ряде провинций страны.

На севере провинции Идлиб 9 февраля передовые части сирийской армии вышли на рубеж в 4 км от авиабазы «Тафтаназ». В тот же день       командование сирийской армии сообщило, что с 29 января  восстановлен контроль над территорией площадью в 600 кв. км на территории северных провинций Алеппо и Идлиб.

10 февраля турецкая артиллерия начала обстрел сирийского города Саракиб, который ранее перешел под контроль сирийской армии. Одновременно боевики протурецких формирований атаковали позиции  правительственных сил на востоке провинции Идлиб.

В тот же день по меньшей мере 5 турецких военнослужащих погибли в  результате обстрела в сирийском Идлибе. Об этом сообщило Министерство национальной обороны (МНО) Турции. Между тем, как сообщило агентство Рейтер со ссылкой на представителей Турции, правительственные войска Сирии атаковали турецкий наблюдательный пост в Тафтаназе в провинции Идлиб.

10 февраля подразделения сирийской армии отбили контратаки, предпринятые протурецкими формированиями в окрестностях города Саракиб в провинции Идлиб. Боевики, которым оказали огневую поддержку турецкие войска, попытались вернуть по свой контроль позиции, утраченные ими во время наступления правительственных сил. В ходе ответной операции сирийские военнослужащие отбросили противника и освободили еще один населенный пункт под Саракибом. Под их контроль перешел поселок Тальхия, в 3 км от бывшего военного аэродрома «Тафтаназ».

10 февраля ВС Турции нанесли удары по 115 целям правительственной армии Сирии, сообщили в МНО. В результате этих ударов, по турецким данным, «нейтрализованы» 101 сирийский военнослужащий, сбит вертолет ВВС Сирии.

11 февраля стало известно, что сирийская армия взяла под контроль 4 из 12 турецких наблюдательных пунктов в провинции Идлиб. Об этом сообщил  министр обороны Турции Хулуси Акар. Трудно сказать, что понимается под определением «взяла под контроль». Скорее всего, турецкие наблюдательные  пункты были просто окружены.

12 февраля президент Турции Р.Т.Эрдоган потребовал от Дамаска отвести войска из Идлибской зоны деэскалации к концу февраля. «Мы настроены на то, чтобы до конца февраля заставить силы режима отойти на линии, согласованные в рамках сочинских договоренностей, прочь от наших наблюдательных постов», — привело его слова турецкое издание «Сабах». Он сообщил, что не менее 14 турецких военнослужащих погибли в результате двух обстрелов позиций вооруженных сил республики в сирийской провинции Идлиб.

14 февраля было объявлено, что турецкие войска за предыдущие сутки нейтрализовали в провинции Идлиб по меньшей мере 63 военнослужащих сирийской армии, сообщили турецкие СМИ со ссылкой на МНО Турции. Как отметили турецкие СМИ, МНО использует термин «нейтрализация», когда речь идет о тех, кто сдался, захвачен или убит.

14 февраля российский Центр по примирению враждующих сторон в Сирии (ЦПВС, относится к Минобороны РФ) опроверг заявления Турции о гибели 63 сирийских военных в зоне деэскалации в Идлибе, назвав тиражирование таких сведений безответственным. Российские военные обратили особое внимание на ответственность должностных лиц МНО Турции за предоставление недостоверных сведений турецкому руководству об обстановке в зоне деэскалации.

15 февраля российский военно-дипломатический источник сообщил то, что уже было давно известно незаангажированным наблюдателям — турецкая сторона поставляет боевиками в зоне деэскалации Идлиб в Сирии вооружения и военную технику. По его данным, Анкара активно перебрасывает в зону деэскалации личный состав, вооружения и военную технику. Сейчас в зоне «Идлиб» находится более 70 танков, около 200 боевых бронированных машин и 80 орудий полевой артиллерии. «Значительная часть военной техники турецких вооруженных сил вскоре после пересечения турецко-сирийской границы передается боевикам группировки «Хайат Тахрир аш-Шам» (запрещена в РФ). Турецкие бронемашины все чаще фиксируются сирийцами в атакующих боевых порядках террористов и становятся целями на поражение», — рассказал источник. По его данным, только за последнюю неделю правительственные силы при отражении атак террористов уничтожили более 20 поставленных боевикам турецких танков и бронетраспортеров. Более того, Анкара снабжает боевиков формой Вооруженных сил Турции. В дальнейшем под видом турецких военнослужащих в боевых действиях против правительственных войск участвуют боевики «Хайат Тахрир аш-Шам» и «других террористических группировок», — подчеркнул источник. Тем самым впервые российские военные отнесли протурецкие группировки к разряду террористических.

15 февраля российская сторона поставила вопрос о необходимости турецких наблюдательных пунктов в провинции Идлиб, оказавшихся в глубоком тылу сирийских войск.

     В провинции Алеппо 11 февраля подразделения сирийской армии взяли под контроль микрорайон Рашидин — 4, расположенный на юго-западе одноименного провинциального центра. Там же освобожден город Хан Аль-Ассаль.

12 февраля подразделения сирийской армии, наступавшие в западных окрестностях Алеппо, очистили от террористов населенные пункты Шейх-Али, Арада и Арназ. В результате проведенной операции правительственные силы расширили зону контроля над районами близ стратегического шоссе Алеппо — Дамаск. 13 февраля освобожден город Кафр Джум. Далее сирийские войска начали продвижение в направлении военного городка 46-го полка на западе провинции Алеппо.

13 февраля ВС Турции нанесли ракетные удары по ряду позиций сирийской армии к западу от Алеппо. Об этом сообщила газета «Сабах» со ссылкой на данные турецкого Генштаба. Удары наносились реактивными  системами залпового огня. В результате были нейтрализованы 55 сирийских военных. О характере целей, по которым велся огонь, не сообщалось.

14 февраля бойцы сирийской армии выбили террористов из микрорайона Мухандисин-2 и поселка Урум-эс-Сугра в западных окрестностях Алеппо и приближаются к городу Атариб в провинции Идлиб. В ходе боевых действий  правительственные силы перекрыли шоссе, идущее из Алеппо в сторону контрольно-пропускного пункта «Баб-эль-Хава» на границе с Турцией. В результате им удалось отрезать Атариб от линий снабжения. На тот момент армейские подразделения вышли на рубеж в 3 км от этого города. К исходу 14 февраля был взят военный городок 46-го полка, контроль над которым был утерян еще в 2012 г.

14 февраля стало известно, что турецкие военные приступили к созданию двух новых наблюдательных постов в поселках Таввама и Кфар-Кармин, расположенных в окрестностях города Атариб к западу от Алеппо. Переброска турецких сил в этот район, входящий в северную часть зоны деэскалации, преследует цель помешать наступлению сирийской армии, которая ведет бои на подступах к Атарибу.

15 февраля подразделения сирийской армии и отряды «Сил национальной обороны» выбили террористов из предместья Джамият-эр-Радван и двух населенных пунктов Урум-эль-Кубра и Кафр-Наха в западных окрестностях Алеппо.

В тот же день бойцы сирийской армии и отряды «Сил национальной обороны» вошли в три предместья — Рашидин-1, Рашидин-2 и Рашидин-3 — на западной окраине Алеппо, которые оставались под контролем бандформирований с 2012 года.

15 февраля турецкие военные вели интенсивный артиллерийский огонь, пытаясь сдержать наступление сирийских войск в районе города Таль Рифаат на севере провинции Алеппо.

На востоке провинции Хомс 9 февраля боевики «Исламского государства» (ИГ, запрещено в РФ) атаковали блок-пост сирийских военных у насосной станции Т-3. В результате атаки погибли несколько солдат.

12 февраля представители Дамаска и курдских «Сил народной самообороны» (СНС) провели переговоры на российской авиабазе «Хмеймим» в провинции Латакия. Есть данные, что сесть за стол переговоров сирийские власти и курдов убедила Россия. Стороны договорились учредить совместные комиссии по конституционным, административным, образовательным и военным вопросам. В переговорах принимали участие директор сирийского Главного управления безопасности Али Мамлюк и ряд министров.

В целом, обратило на себя внимание то, что впервые российские военные отнесли протурецкие группировки к разряду террористических. По логике следует, что тем самым снимается пресловутая проблема размежевания в Идлибе джихадистов и оппозиционных вооруженных формирований, которую очень долго не могла (или не хотела?) решать Турция.

52.23MB | MySQL:103 | 0,533sec