Оценки китайских и американских экспертов ситуации с обслуживанием авиационной техники российского производства в Афганистане

По информации СМИ КНР, политическое руководство Соединенных Штатов Америки (США) в 2020 году приступило к реализации планов по поставкам в Исламскую Республику Афганистан (ИРА) авиационной техники. Известно, что в 2019 году на вооружении Вооруженных Сил (ВС) ИРА находилось 75 вертолетов Ми-17 российского производства, 25 из которых не эксплуатировались в связи с отсутствием запасных частей и обслуживающего персонала. Как утверждают китайские обозреватели военно-технических изданий в начале 2020 года была прекращена эксплуатация остальных 50 вертолетов. Данная ситуация объясняется китайскими специалистами тем, что после введения США и их союзниками антироссийских санкций в 2014 году Афганистану запрещается закупать вооружение и военную технику (ВВТ), в том числе запасные части и комплектующие российского производства. В связи с этим американская сторона приступила к плановой замене имеющихся на вооружении ВС Афганистана летательных аппаратов, поставляемых из России. В частности, в рамках реализации программы «Поддержка легкой авиации Афганистана» к концу 2018 года руководство США завершило поставки афганской стороне 20 легких турбовинтовых штурмовиков ЕМВ-314 Super Tucano производства Бразилии. Общая сумма контракта составляет 427 млн долларов США.

Кроме того, в 2019 году были определены новые компании для обслуживания вертолетов советского и российского производства в Афганистане в условиях заморозки сотрудничества с представителями России. Среди них – зарегистрированная в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) AAL Group Ltd, в сферу ответственности которой, согласно контракту, входят дефектация фюзеляжа, разборка, вооружение и обслуживание систем активной безопасности. Работа ведется как на территории ИРА, так и на территории ОАЭ. Помимо этого, в обслуживании задействована украинская компания «Волга-Днепр». Она занимается доставкой боеприпасов и запчастей с территории Украины и Болгарии. Ранее официальный Кабул и его западные партнеры вели переговоры о сотрудничестве в «вертолетной» области со многими странами СНГ, но начиная с 2017 года наметилась тенденция к выбору одной стороны для взаимодействия – Украины.

Китайские специалисты отмечают снижение в Афганистане уровня обслуживания вертолетной техники и подготовки кадров, о чем свидетельствует рост аварий. Афганские эксперты высказывают сомнение в том, что уровень оказываемых сторонними предприятиями услуг по обслуживанию вертолетной техники соответствует всем требованиям, поскольку невозможно установить, имеют ли соответствующую лицензию те компании, которые сейчас занимаются ремонтом и обслуживанием советских и российских вертолетов. Китайские эксперты указывают еще на один немаловажный аспект: в случае потенциальной чрезвычайной ситуации с вертолетом основной удар приходится на репутацию производителя – никто не задумывается о том, несет ли ответственность тот, кто занимается обслуживанием.

Из подготовленного для Конгресса США доклада Пентагона «Укрепление безопасности и стабильности в Афганистане» за 2019 год следует, что в перспективе США планируют поставить тяжелые военно-транспортные вертолеты CH-47 для афганских Сил специальных операций (ССО) в рамках замещения российских Ми-17 к 2023 году. Пока непонятно, какая из вариаций CH-47 достанется ВВС Афганистана. «С учетом, что это напрямую касается политики, Министерство обороны США не комментирует и не подтверждает потенциальные или находящиеся на стадии рассмотрения оружейные сделки или поставки, пока не будет извещен Конгресс», – заявил изданию Military Times официальный представитель Пентагона Томас Кэмпбелл.

Вместе с тем в докладе Пентагона «Укрепление безопасности и стабильности в Афганистане» содержатся сведения, которые указывают на оптимизацию планов по поставке ВВС Афганистана вертолетов UH-60 Black Hawk. Вместо планируемых 159 единиц афганская сторона получит только 53. Помимо этого, Пентагон поставит гораздо меньше легких штурмовиков AC-208, чем анонсировалось ранее, – 10 вместо 32. «Ведомство постоянно работает со своими афганскими партнерами над переоценкой оперативных требований и со временем корректирует их», — заявил Кэмпбелл Military Times. Программа Black Hawk когда-то преподносилась бывшим командующим ВС США в Афганистане генералом Джоном Николсоном как средство изменения игры, которое бы лишило движения «Талибан» (запрещено в РФ) перевеса.

Думается, что США не уверены в том, что афганская армия в случае их ухода сможет удержать власть. Американцы, конечно, не хотят выводить войска полностью. Они хотели бы оставить некоторое присутствие – прежде всего на базах, чтобы сохранять военную инфраструктуру. Базы рассчитаны на стратегическую авиацию, и они позволяют проецировать силу на Россию и на Китай. В Госдепе сетуют на то, что Китай вкладывает миллиарды в инфраструктуру региона в рамках инициативы «Один пояс, один путь», которая, по словам чиновников США, обременяет страны долговыми нагрузками, а Россия продолжает оказывать политическое влияние на бывшие советские республики. Некоторые функции могут выполняться при помощи беспилотных летательных аппаратов и самолетов. Но это один из вариантов. Второй вариант – США уходят, чтобы сосредоточиться на сдерживании КНР. Если они решают вопрос об уходе, то, соответственно, нет смысла вкладываться в обеспечение авиационной поддержки афганской армии.

Поставка значительного количества вертолетов требует расширения мощностей. Те потребности, которые сейчас есть, перекрываются американской стороной в сотрудничестве с подрядчиками, однако эти возможности находятся на пределе. Больше на себя они брать в сфере обслуживания вертолетов не могут – нужно разворачивать инженерно-технической персонал. Помимо этого, возникает вопрос, что делать с российскими вертолетами: качественное обслуживание не производится. Возможно, когда США говорили о поставке значительного количества вертолетов Афганистану, речь шла не о реальных поставках, а о давлении на афганское правительство, чтобы оно не заключило соглашение с РФ о техническом обслуживании Ми-17.

Таким образом, представляется возможным утверждать, что руководство США ведет целенаправленную работу по ослаблению влияния России в ИРА путем замены российского вооружения и военной техники на авиационную технику иностранного производства. Данное обстоятельство усугубляется тем, что Афганистан не может закупать у России вооружение и военную технику по причине санкций со стороны США. Китайские специалисты считают, что уже в ближайшее время США смогут полностью занять нишу, ранее занятую российским вооружением.

52.21MB | MySQL:103 | 0,644sec