18 февраля источники в иракском парламенте начали распространять информацию о том, что назначенный премьер-министром страны, Мухаммед Тауфик Алауи закончил определяться с составом своего кабинета, которому предстоит решать задачи условно переходного периода.
Что это за период и сколь долго он продлится, похоже, не представляет никто и единственным мерилом этого на сегодня является срок, отведенный конституцией для проведения парламентских выборов. Как представляется, все проблемы должны быть улажены за шесть месяцев, после чего уполномоченное, или, если угодно, временное, переходное правительство Алауи и он сам подают в отставку, а в стране пройдут новые парламентские выборы, после чего будет приведен к присяге новый кабмин.
Имеет смысл объяснить два подхода к происходящему, которые, будучи диаметрально противоположными, могут оказать решающее воздействие на переходный период.
Правящие Ираком элиты, а именно: высшая религиозная номенклатура, олицетворяемая Али ас-Систани, крупнейшие партии всего спектра, от про-иранских до националистически-шиитских и суннитского альянса и группа профессиональных управленцев в обеих ветвях власти, все они, по определению не способны на сколь ни будь, мало-мальски серьезную перестройку системы управления и инициировали отставку правительства Аделя Абдель Махди вынужденно, под напором протестного движения и получив прямые указания от США, умерить свою партийную и конфессиональную вольницу. Не способны они на это и сейчас, после начала процесса переходного периода и, максимум, о чем идет речь, это о декларировании независимости временных министров от партийного влияния. Что, конечно же, демагогия и профанация.
С другой стороны, уличная протестная масса, сформировавшаяся под воздействием тотальной коррупции власти и ее, почти полной, неспособности справиться с элементарными социальными вызовами и бытовыми проблемами, крайне неоднородна и видит цель происходящего в установлении некоего справедливого правления неких народных представителей, никак не связанных с нынешним истеблишментом и напоминающих нечто среднее между анархической системой и Джамахирийской формой управления в Ливии во времена М.Каддафи. Само собой разумеется, что утопичные виды иракской улицы на реформу системы государственного управления еще более далеки от нее, чем декорирующие меры нынешней правящей группировки.
Поэтому, вся эта временная конструкция изначально не отвечает задаче кардинальной перезагрузки иракского государства, является отражением стремления противоборствующих сторон добиться своих диаметрально противоположных интересов, и, следовательно, неспособна, угодить и тем, и другим. Временный кабинет Алауи имеет на сегодня лишь одну общую точку соприкосновения интересов сторон, да и то, весьма условную – якобы независимость министров от партийного и блокового влияния. Плюс, в обеих конкурирующих средах существуют собственные внутренние многочисленные противоречия и конфликты, способные в любой момент прервать деятельность кабинета одномоментно, или продолжительно, вплоть до его собственной отставки. Наложим на это выдвинутые Алауи исходные требования насчет его полномочий и возможность вмешательства надзорных органов, например Верховного суда, способных оспорить и наложить вето на, практически любой из аспектов идущих процессов, и мы получим конструкцию настолько условно жизнеспособную, что максимальные временные рамки происходящего можно оценить, как неделю.
Итак, на конец текущей недели источники, близкие к Алауи подтвердили, что персоналии 19 из 22 министров согласованы. Голосование по ним будет на очередной сессии парламента, которая состоится на следующей неделе, при этом подчеркивается, что в парламенте сформировалось «удобное большинство, чтобы принять их без препятствий».
Депутат Али аль-Саадун заявил журналистам: «Назначенный премьер-министром Мухаммед Тауфик Алауи придет в Палату представителей на следующей неделе, чтобы представить кандидатуры и проголосовать за министров».
А.аль-Саадун добавил в интервью порталу «Аль-Сабах аль-Джадид», что «Алауи сообщил нам, что до сих пор были достигнуты договоренности, насчет 19 министров из 22 членов его кабинета, в которых были учтены все социальные компоненты иракского народа».
Он отметил: «Премьер-министр пожаловался на возражение части политического блока против своего мандата и пригрозил отказаться от формирования кабинета», но ожидается, что «этот вопрос будет решен в течение нескольких часов».
А.аль-Саадун подчеркнул, что «между различными политическими силами все еще существует соглашение о назначении Алауи тех, чьи кандидатуры не исходят от политических блоков».
По его мнению, «этот факт явился результатом нынешней ситуации и четырехмесячного раунда народных демонстраций, требующих реформ, сам назначенный премьер-министр будет подотчетен парламенту и иракскому народу за кандидатов в министерства, поскольку именно он выбрал их без какого- либо политического влияния».
А.аль-Саадун резюмировал, сказав: «Политические блоки должны ставить интересы Ирака выше всех соображений и приступить к формированию правительства, которое отражает чаяния улицы и далеко от политического».
Со своей стороны, депутат Гаиб аль-Амири считает, что «Алауи выполнит свои обещания после того, как Палата представителей окажет ему доверие».
«Первое, что должен сделать назначенный премьер-министр, это привлечь к ответственности тех, кто разворовывал государственные средства и привлечь к ответственности убийц, а на политическом уровне он должен подготовиться к досрочным выборам», -сказал он.
Он пояснил, что «Палата представителей ждет Алауи, чтобы дать ему возможность представить независимых кандидатов, которые не принадлежат к политическим партиям».
Г.аль-Амири продолжил: «Народные представители в парламенте проверят резюме кандидатов, и очень возможно, отклонят любого министра, который не соответствует согласованным условиям, что очень легко будет сделать».
Депутат Ала аль-Рубаи считает, что «политические блоки должны предоставить Алауи пространство для выполнения его исполнительной роли и не оказывать давления на него всеми средствами, включая тему назначения кандидатов».
А.аль-Рубаи подчеркнул важность того, что «этот вопрос будет решен в ближайшее время, и Палата представителей проголосует за кандидатов, чтобы правительство в полной мере выполняло свои исполнительные обязанности и оказывало услуги народу Ирака, выполняло требования демонстрантов, призывающих к реформам и ликвидации коррупции».
Во вторник депутат Мухаммед аль-Балдави подтвердил, что назначенный премьер-министром Мухаммед Тауфик Алауи будет принимать во внимание формирование своего кабинета на основе компонентов иракского общества, а не на основе политических приверженностей, отметив при этом, что «влиятельные партии в парламенте пытаются сорвать проведение избирательной сессии».
19 февраля, депутат Фате аль-Кинани, подтвердил, что проект бюджета на 2020 год будет «значительно изменен» после того, как правительство Мухаммеда Тауфика Алауи приобретет статус, указав, что «бюджет 2020 года еще не утвержден из-за отставки правительства, а также политического спора по поводу его деталей».
«Следующее правительство перестроит и изменит проект бюджета в соответствии со своей правительственной программой, по которой парламент будет голосовать в ближайшие дни», — добавил он.
В отношении присутствия блока, противостоящего выбору независимых министров в правительстве Алауи, Ф.аль-Кинани указал, что «тот преуспеет в формировании своего правительства в случае, если независимые министры будут выбраны без вовлечения в этот процесс представителей курдских ДПК и ПСК.