О причинах и последствиях для Ливии резкого снижения добычи нефти и блокировки нефтяных портов

18 января Национальная нефтяная корпорация Ливии (National Oil Corporation, или NOC) объявила о ситуации форс-мажора после прекращения отгрузки нефти с терминалов «нефтяного полумесяца» (побережья залива Сирт) — в портах Рас-Лануф, Эс-Сидр, Брега, Эль-Харига и Зувейтина. Объекты были заблокированы местными племенами восточных регионов Ливии и силами Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршала Халифы Хафтара. Добывать нефть стало бессмысленно, потому что нефтебазы заполнены, а экспорт нефти не производится. Ливия в ближайшие дни может практически полностью прекратить добычу нефти. Об этом сообщил агентству Блумберг глава ливийской Национальной нефтяной корпорации (National Oil Corporation, NOC) Мустафа Саналла. Глава международно признанного правительства национального согласия (ПНС) Ливии Фаиз Саррадж назвал «катастрофической» ситуацию в стране из-за блокады нефтяных терминалов. В интервью газете The Times он отметил, что «международное сообщество, которое призывает к стабильности в Ливии, не предприняло никаких четких действий в связи с блокадой нефтяных терминалов, а ведь это основной источник средств к существованию для ливийцев… Теперь Центральному банку придется готовить бюджет, опираясь только на имеющие финансовые резервы»[i].     

Нефть действительно является главным источником национального дохода для страны: так, до блокады Ливия производила 1,1 млн баррелей в сутки[ii]. Агентство Reuters сообщило 18 февраля о том, что добыча нефти снизилась до 123,537 тыс. баррелей в сутки в результате закрытия портов и трубопроводов[iii].  Центробанк Ливии 11 февраля с. г.  сообщил, что поступления в бюджет страны от  экспорта  нефти в январе 2020 года сократились до 0. В заявлении добавлялось, что потери от нефтяной блокады превысили  1,77 млрд долларов, и страна переживает тяжелый финансовый кризис.
Следует отметить, что, хотя, как говорит Ф.Саррадж, «блокировка нефти вредит всем ливийцам», это прежде всего удар по позициям ПНС , которая закупает боевиков и оружие на заработанные от экспорта  «черного золота» деньги. Многие эксперты считают, что этот факт, а также резкие заявления командующего ЛНА против решения Турции направить войска для поддержки его противников, является основной причиной закрытия Х.Хафтаром ряда нефтеналивных портов. Но дело не только в этом. Дело в том, что в последнее время Центральный банк в Триполи значительно сократил выплаты траншей восточным ливийским банкам, через которых идет финансирование и Палаты представителей в Тобруке, и собственно самой ЛНА.

Для справки:

 Ливийская национальная нефтяная корпорация (NOC) обладает исключительным правом на экспорт нефти за пределы Ливии. Доходы от NOC поступают централизованно в Триполи, а оттуда, согласно ранее заключённым договорённостям, распределяются и в правительство национального согласия, и Палату представителей в Тобруке. Фактически, при действующем конфликте и гражданской войне, обе стороны конфликта получают — в той или иной степени — доходы от ливийской нефти.

Проблема справедливого распределения ресурсов и доходов от нефти, а также перспектив восстановления Ливии в целом на данный момент является ключевой, но всего этого невозможно достичь без проведения реальных политических и экономических реформ.

Тоушар Чакрабарти, ливийский аналитик по нефтегазовой добыче в компании Wood Mackenzie, считает, что ливийский форс-мажор также дестабилизирует функционирование внутреннего энергетического сектора. По его мнению, «несмотря на то, что большая часть внимания сейчас сосредоточена на блокаде нефтяного экспорта страны, ливийский энергетический сектор также испытал на себе его тяжелые последствия. Газ в Триполи используют для производства электроэнергии, и, возможно, теперь потребуется перейти на жидкое топливо для поддержания производства… Для с трудом держащегося на плаву энергетического сектора Ливии переход на более дорогие жидкие виды топлива, которые находятся в ограниченном запасе, приведет к тому, что в стране значительно участятся отключения электроэнергии». Что же касается краткосрочных экономических эффектов, то Т.Чакрабарти добавил, что блокада, несомненно, повлияет на доходы тех компаний, которые наиболее активны в регионе — в частности, Eni, OMV, Total, Repsol, ConocoPhillips и Hess. Также, по его мнению, существует угроза подорвать способность NOC привлекать иностранные инвестиции в страну в связи с нестабильностью политической ситуации в Ливии. Что же касается амбициозных планов NOC об увеличении добычи нефти в стране до 1,5 млн баррелей в сутки к концу этого года, то на сегодняшний день они представляются далекими от реальности.   Т.Чакрабарти напомнил также, что «у Национальной нефтяной корпорации Ливии были плны поднять добычу до 2,1 млн баррелей в сутки к 2022 году, для чего ей необходимо привлечь не менее 60 млрд долларов инвестиций – при 20 млрд долларов только в нефтедобывающем секторе». Ливийский аналитик считает, что, «несмотря на то, что основные игроки на ливийском нефтегазовом рынке уже привыкли к  определенным рискам и политической нестабильности в стране, нынешняя ситуация почти наверняка окажет разрушительное воздействие на инвестиционный климат страны».

Что же касается мирового рынка углеводородов, то нефтяные котировки постепенно растут на фоне возможного сокращения предложения  из-за сложившейся ситуации в Ливии (ведь она, таким образом, присоединилась к странам, которые за последнее время фактически обнулили экспорт — Венесуэла и Иран – авт.). Нефть корзины ОПЕК уже почти вплотную подобралась к отметке 60 долларов за баррель. Проблема блокады ливийских нефтяных терминалов, однако, играет на руку США, которые сейчас наращивают объем добычи. Для них подобная ситуация  так же выгодна, как и санкции, которые они ввели против Ирана и Венесуэлы, поскольку это «расчищает» место на рынке. Ощутимые плюсы есть и у Саудовской Аравии. Если до выхода Saudi Aramco на IPO компания сдерживала добычу и добывала даже меньше, чем было предписано соглашением ОПЕК+, то сейчас она начнет добирать объем производства до максимально разрешенного форматом ОПЕК+. Поэтому нефтегазовые рынки сейчас не слишком страдают из-за «выпадения» ливийской нефти поскольку другие страны тут же увеличили производство и компенсировали ее долю.

[i] https://www.middleeasteye.net/news/libya-faces-financial-crisis-amid-haftar-oil-blockade-pm-sarraj-says

[ii] https://www.nsenergybusiness.com/features/libya-oil-blockades/

[iii] https://www.reuters.com/article/libya-oil-production-idUSL8N2AI6XI

52.2MB | MySQL:103 | 0,599sec