Азербайджан и Турция подписали 25 февраля 14 двусторонних документов по итогам состоявшегося в Баку восьмого заседания Совета стратегического сотрудничества высокого уровня. В частности, подписаны межправительственные соглашения о преференциальной торговле, сотрудничестве в энергетической и добывающей сфере, в области молодёжи и спорта, о военно-финансовом сотрудничестве, взаимном освобождении от виз. Кроме того, стороны скрепили подписями меморандум о взаимопонимании по проекту строительства железнодорожной линии из Карса (Турция) в Нахичевань (Азербайджан), межведомственные документы о взаимодействии в области оцифровки государственных услуг, инвестирования, безопасности, телерадиовещания. Заседание азербайджано-турецкого Совета сотрудничества высокого уровня прошло под председательством президентов двух стран Ильхама Алиева и Реджепа Тайипа Эрдогана[i].
Здесь мы хотели бы выделить два из этих соглашений, которые, по нашему мнению, взаимосвязаны — 1) соглашение о преференциальной торговле, 2) меморандум о взаимопонимании по проекту строительства железнодорожной линии из Карса в Нахичевань. Ранее мы уже отмечали, что Турция преднамеренно откладывала строительство своего участка железной дороги Баку-Тбилиси-Карс (в Турции не было политического решения по поводу БТК) и что причины затягивания заключались в трех существенных разногласиях по поводу свободного (преференциального) торгового режима, безвизового режима и создания зоны свободной торговли между Турцией и Нахичеванью.
Турция давно хотела иметь с Азербайджаном свободную или упрощенную торговлю, чтобы увеличить её объем, иметь еще большее экономическое присутствие в Азербайджане, увеличить свою долю в мировой торговле и так далее. Турция не имеет общей границы (за исключением границы с Нахичеванью) и осуществляет торговлю с Азербайджаном через Грузию или Иран, и поэтому турецкие экспортеры должны платить дополнительные таможенные пошлины. Вот почему для них важна отмена таможенных пошлин в Азербайджане, что сделает их продукцию более конкурентоспособной. Здесь надо учесть еще и то обстоятельство, что Турция уже много лет имеет свободную торговлю с Грузией (благодаря чему Турция с 2007 г. стал крупнейшим торговым партнером Грузии), в то время как «братский Азербайджан» не соглашается на это.
Кроме того, правительство Турции еще в июле 2007 г. в одностороннем порядке отменило визовый режим с Азербайджаном и начала требовать, чтобы Баку тоже отменил визовый режим для турецких граждан. Однако Азербайджан не согласился на это. Надо отметить, что Турция и Грузия давно отменили визовый режим, а благодаря подписанному протоколу между сторонами 31 мая 2011 г., граждане Турции и Грузии могут пересечь границу без паспорта, лишь с удостоверениями личности. Получается, что соседняя Грузия не требовала визу для граждан Турции, в то время как «братская Азербайджан» визу требовал. Все это подчеркивает важность решения этих вопросов с психологической и моральной точки зрения для Турции.
Азербайджан также выступал против реализации плана Турции по созданию зоны свободной торговли на границе с Нахичеванью. Однако вопрос создания зоны свободной торговли между Турцией и Нахичеванью был решен в 2017 г.[ii], а в сентябре 2019 г. Азербайджан отменил визовый режим для граждан Турции[iii]. Наконец, Турция и Азербайджан на этой неделе подписали соглашение о преференциальной торговле. Здесь надо учитывать то обстоятельство, что железная дорога БТК, которая перевозит грузы и людей, была тесно связана с этими проблемами. Предполагалось, что пропускная способность БТК на начальном этапе будет находиться на уровне одного миллиона пассажиров и 6,5 миллиона тонн грузов, а пиковая пропускная способность коридора составит 17 миллионов тонн грузов в год. Несмотря на все это, в конце октября 2019 г. министр транспорта и инфраструктуры Турции Джахит Турхан сообщил, что по БТК за 2 года было перевезено всего 275 тыс. тонн грузов (официальная церемония открытия БТК состоялась 30 октября 2017 г.)[iv].
По нашему мнению, этот низкий показатель был обусловлен также наличием визового режима со стороны Азербайджана и отсутствием соглашения о свободной (преференциальной) торговле. Однако эти проблемы уже разрешены, и мы ожидаем, что показатели грузопотока и пассажиропотока по БТК будут постепенно расти в будущем. Кроме того, после разрешения этих разногласий строительство железной дороги Карс-Игдыр-Нахичевань (КИН) становится реальностью. Проект железной дороги КИН был предложен впервые в 2008 г., и реализация его предусматривалась после завершения строительства БТК. Это означает, что Турция, затягивая строительство железной дороги БТК, тем самым также задерживала строительство железной дороги КИН.
Открытие железной дороги КИН, которая станет продолжением дороги проекта БТК, позволит еще больше укрепить отношения Турции с Азербайджаном (ее строительство обойдется в 750 млн долларов). Нахичеванская Автономная Республика (НАР) через железную дорогу КИН выйдет не только в Азербайджан, в Грузию и в Турцию, но и в Европу. Железная дорога КИН в некотором плане даже может уменьшить роль БТК для Турции, поскольку обеспечит более короткий путь в Иран, в Центральную Азию и в Пакистан. Надо сказать, что в настоящее время Турция и Иран не смогут эффективно развивать торговлю с помощью железных дорог, потому что железная дорога ‘Анкара-Тегеран’ (2000 км) проходит через озеро Ван (действует паромная переправа), которое является самым большим озером Турции (3755 кв. км). Возле озера Ван железную дорогу построили в 1970-х годах, однако тогда из-за финансовых проблем в Турции решили не строить железную дорогу в объезд через территорию вокруг озера.
Здесь есть один нюанс — НАР после соединения железных дорог Ирана и Азербайджана сможет более коротким путем (через Иран) связаться с Азербайджаном, в то время как в случае железной дороги КИН она будет эта сделать через территории Турции и Грузии, что намного дольше. В таком случае КИН для НАР в первую очередь будет означать железнодорожный выход в Турцию. Это будет способствовать росту влияния Турции, укреплению позиций Турции в НАР (в противовес Ирану), который со временем может стать одним из крупнейших транспортных узлов региона. Однако этому может помешать Рабочая партия Курдистана (РПК), который взрывает железные дороги на юго-востоке и востоке Турции. Примечательно, что в сентябре 2015 г. РПК устроил теракт на границе Турции и НАР. 13 полицейских погибли при подрыве на мине микроавтобуса в восточной турецкой провинции Игдыр. Боевики РПК тогда использовали одну тонну взрывчатых веществ, для осуществления теракта. Автобус перевозил полицейских на пограничный пункт Дилуджу. А в июле 2015 г. РПК в районе Сарыкамыша провинции Карс взорвали поезд, который вез трубы для строительства газопровода TANAP. Все это говорит о том, что РПК в будущем может атаковать и железную дорогу КИН, и железную дорогу БТК. Но со временем международная важность этих железнодорожных проектов будет расти, что будет означать, что РПК будет труднее нападать на них..
Ранее Иран выбрал Армению для создания коридора «Персидский залив – Черное море», что означал, что грузы из Персидского залива через Армению будут направляться в порт Анаклии, который станет главными морскими воротами Грузии и одним из важнейших логистических центров в регионе (грузооборот глубоководного порта в Анаклия составит 100 миллионов тонн в год). Однако после ввода в эксплуатацию железной дороги КИН Турция, по нашему мнению, может стать частью коридора «Персидский залив – Черное море».
В этом случае грузы из Персидского залива по железной дороге будут доставляться в НАР, а потом через КИН в Карс и в итоге – в Черное море (в Турции планируют построить железную дорогу до Трабзона). В результате Турция благодаря проектам железных дорог БТК и КИН имеет отличные шансы стать железнодорожным коридором/хабом в направлении и «Запад-Восток», и «Север-Юг».
[i] Баку и Анкара подписали более 10 документов о сотрудничестве, МК-Турция, 26․02․2020
[ii] Габриелян Айк, Турция создает зону свободной торговли с Нахичеванской Автономной Республикой, ИБВ, 23.06.2017
[iii] Азербайджан отменил визовый режим для граждан Турции, РИА Новости, 01.09.2019
[iv] İpek demiryolu 275 bin ton yük taşıdı, Sabah, 28․10․2019