Компания Brega Oil Marketing объявила о возобновлении операций по поставкам топлива для распределительных компаний, а затем и к распределительным топливным станциям, начиная с вечера 26 февраля после того как вокруг морского порта Триполи установились относительные стабильность и спокойствие.
Компания заявила об этом в своем коммюнике, которое было получено в новостном портале «Оэа». В нем, в частности, говорится, что ливийский танкер Anwar Libya будет подведен этим вечером к причалам столицы для завершения разгрузки партии автомобильного бензина, оцениваемой в 30 млн литров. «Председатель правления нефтяной маркетинговой компании Al Brega, Имад бен Кура подтверждает, что топливо и газ можно приобрести на складах компании, они также будут распределяться на АЗС в большинстве регионов».
Далее в документе сообщается: «Компанией были подготовлены альтернативные планы для обеспечения населения топливом в том случае, если это станет невозможно делать из морского порта Триполи». Последнюю неделю власти в Триполи сетовали на скученность граждан на автозаправочных станциях, где возникли длинные очереди, подчеркивая необходимость проявлять чувство ответственности, чтобы не поддаваться слухами и создавать ненужный ажиотаж.
Ливийская столица, чьи жители вновь переживают тяготы войны, стала заложницей противостояния между силами ПНС и ЛНА, когда бензин и дизельное топливо, вырабатываемые на НПЗ в Аз-Завии, в 40 км. западнее Триполи не могли доставляться, но, не из-за морской блокады НАТО, как в 2011 году, а из того, что силами ЛНА был атакован гражданский порт, причем та его часть, которая расположена поблизости от разгрузочного терминала танкеров.
Итальянский веб-сайт «Военного радар», который специализируется на мониторинге перемещения военной авиации и проблемах разведки подтвердил: «Ливийская национальная армия во главе с Халифой Хафтаром на прошлой неделе напала на турецкий грузовой корабль с боеприпасами и оружием в осажденном порту Триполи». Судно не пострадало, пожар возник на берегу, и дым поднимается прямо от дока, а не от корабля, который фактически стоял, пришвартованный к причалу, подтверждая тем самым тот факт, что атака была направлена на коммерческие причалы порта.
Пресс-центр оперативного штаба операции сил ЛНА, «Аль-Карама» подтвердил, что «турецкое судно с грузом оружия и боеприпасов, которое было пришвартовано утром 22 февраля, горит в порту» в столице Ливии, Триполи. Впрочем, выяснилось, что пострадала часть груза, а также погибли три высокопоставленных офицера ВС Турции, присутствовавших при разгрузке. По некоторым данным, удар был нанесен не с БПЛА, а артиллерией, что ставит вопрос об адекватности командования ЛНА, отдавшего такой приказ. Впрочем, турецкая сторона могла бы настоять на разгрузке в военной части порта, Бу-Ситте, но, по-видимому, решила, что будет безопаснее прикрыться гражданскими объектами, там же, поблизости расположен и зерновой элеватор.
Восстановление снабжения столицы топливом может быть снова нарушено в любой момент, а доставленных 30 млн литров бензина хватит, примерно, на неделю. При этом сам НПЗ в Аз-Завии уже не раз становился как предметом разборок местных племенных формирований, так и объектом усилий ЛНА, пытавшихся нарушить наземное сообщение с Триполи.
Пресс-секретарь ливийского племени завия, поддерживающего в данной момент ЛНА, Салем Бухрура отрицает, что «ливийская армия» играет определенную роль в процессе закрытия отдельных нефтяных месторождений и портов в стране.
В ряде интервью для эмиратской газеты «Аль-Иттихад», полученных в «Оэа», С.Бухрура подтвердил, что процесс закрытия ряда объектов и месторождений, расположенных в центральной и южной частях, племенными отрядами «Феззан» и «Барка» был инициирован предупреждениями о возможных нападениях ополченцев сил ПНС на регион «нефтяного полумесяца».
Что касается функционирования нефтяных установок в восточной части Ливии, С.Бухрура заявил, что «племена требуют, чтобы нефтяное богатство было разделено между ливийцами на основе городов, регионов и оазисов, прежде чем разрешить возобновление процесса добычи и экспорта нефти из страны».
Племена в восточной и южной частях Ливии также требуют смены председателя совета директоров Национальной нефтяной корпорации, Мустафы Саналлы, отставки главы Центрального банка Ливии Аль-Сиддика аль-Кабира и переноса штаб-квартиры Национальной нефтяной корпорации из Триполи, подчеркивая, что после выполнения этих условий справедливые требования касательно вывоза ливийской нефти, будут, наконец-то удовлетворены.
Приведенные примеры, как и само противостояние между Триполитанией и Киренаикой, проистекают из итогов гражданской войны, ее первого и второго этапов, а также военной интервенции стран НАТО и арабской коалиции в Ливию, в 2011 году.
Журналисты британской газеты Times обратились к этой теме, решив подвести своеобразный итог девяти годам, прошедшим после уничтожения Джамахирии. Для начала им удалось разыскать одного из тех «революционеров», который позировал с пистолетом М.Каддафи, после пленения последнего в Сирте 20 октября 2011 года.
«Я верил, что война окончена, и что все изменится к лучшему. Я думал, что после этого дня я смогу путешествовать по моей стране с взаимным уважением и быть встреченным и приветствуемым моими ливийскими товарищами, но теперь, похоже, сатана пришел в нашу страну …», — вот те слова, которые произнес молодой человек, некогда гордившийся тем, что завладел 9-миллиметровым золотым пистолетом системы Браунинга, Муамара Каддафи во время катастрофических событий 2011 года.
В словах М.аль-Биби, которые приводит Times звучит сожаление, как будто он хотел покаяться за свои действия и вернуть прошлое назад, однако Ливия прочно вошла в состояние хаоса, которое привело к ее разрушению и разорению .
25-летний М.аль-Биби устал от войны, как и большинство в поколении ливийцев, которое было поглощено войной, укравшей их будущее. Поскольку молодые «революционеры», сражавшиеся вместе с ним против режима своей страны, потеряли способность видеть мир по другому, после того, как война стала для них настолько обычным явлением, что мужчины казались почти безразличными к своей судьбе. Когда танк Т-55 обстреливал соседний квартал, некоторые из них кричали и подбадривали его экипаж, в то время как другие сидели без дела, пили чай и ели печенье, очевидно, забыв, что некоторые из их товарищей были убиты в этом месте, днем ранее, в результате попадания ракеты.
Британская газета, цитируя эту и другие трагедии ливийских фронтов, приводит пример, где один из молодых людей сказал: «Мы потеряли 8 наших людей из-за беспилотников, когда недавно воевали в Триполи, мы потеряли еще много из-за воздушных ударов но, мы привыкли к таким вещам, хотя научились бояться неба».
Согласно газете, средний возраст бойцов в подразделении М.аль-Биби, известном как «Батальон 266», составляет 25 лет, и некоторые из них были столь худыми, или получили такие серьезные ранения, которые давно бы сделали их непригодными для службы в армии любой западной страны.
Левую ногу Тарика Аль-Дабайбы, 25-летнего юноши, который управлял зенитной установкой на автомобиле, ампутировали в больнице, в прошлом году после того, как он подорвался на бомбе, заложенной «Исламским государством» (ИГ, запрещено в России) на обочине дороги.
29-летний Азиз аль-Сарти, сидящий рядом с Т.аль-Дабайбой, — бывший футболист, игравший за известную ливийскую городскую команду, но он больше не будет играть, почти наверняка, так как он был ранен 13 раз в течение девяти лет, и его травмы включают перелом колена, зафиксированный имплантами и травму черепа в результате попытки противника прикончить его , пока он лежал оглушенный на земле
Нынешние настроения этой молодежи совершенно отличаются от сцены 20 октября 2011 года, когда аль-Биби, высоко поднимал пистолет М.Каддафи, гордясь ложной победой. Теперь он хочет избавиться от него за большие деньги, чтобы он мог вложить их в жизнь, отличную от войны, пишет британская газета.
И Ливия живет в эти дни болезненной памятью, вызванной событиями февраля 2011 года, которые привели их страну в трясину хаоса, разрушений, разорений и кровопролития после того, как НАТО вмешалось, чтобы помочь некоторым ливийцам свергнуть существовавшую систему, в рамках грязной схемы, направленной на установление контроля над ее богатствами.
Ливия возглавила глобальный индекс стран, пострадавших от терроризма за 2019 год, поскольку она занимает первое место в Магрибе и 12-е среди 163 стран, в мире, заняв также место в списке десяти стран, которые пострадали от экономических последствий терроризма в течение последних девяти лет, где экономические издержки, понесенные в результате действий террористического характера, эквивалентны 1,2% от ВВП.
Ливия занимает худшие позиции по стандартам безопасности и стабильности за 2019 год, так как она заняла 161 место в мире и 147 место в глобальном рейтинге индекса процветания, который зависит от набора критериев, связанных с экономическим процветанием, политической стабильностью и индивидуальными свободами граждан.
Ливия в 2019 году, четвертый год подряд не вошла в Давосский индекс качества образования в связи с отсутствием стандартов качества в образовании после того, как была в этом списке перед событиями 2011 года.
Глобальный индекс голода, выпущенный международным концерном International и немецким фондом Welthungerhilfe, указывает на то, что конфликты в Ливии после событий 2011 года сделали ряд групп ее населения уязвимыми, с точки зрения продовольственной безопасности, что объясняется, главным образом, неспособностью людей получить доступ к продовольствию, а не наличием еды, как таковой.
Согласно индексу Института женщин, мира и безопасности Джорджтаунского университета, Ливия в 2019 году, стала третьей худшей страной для жизни женщин из 167 стран, которые были включены в статистику.
В 2019 году Ливия занимает 162 место в мире среди 180 стран, охваченных организацией «Репортеры без границ», по программе «Всемирный индекс свободы прессы».
На фоне этих «достижений», восстановление относительно нормального снабжения населения Триполи топливом, можно расценивать как выдающееся событие.