Новые ВУЗы Южного Курдистана

С 1992 г., когда вдобавок к существующему в Эрбиле университету имени Салахэддина были созданы университеты в Сулеймании и Дохуке, происходит процесс становления национальной (курдской) системы высшего образования в Южном (иракском) Курдистане.

К началу нынешнего столетия в вузах Южного Курдистана обучались более 20 тыс. студентов, что привело к созданию в Курдистане нового феномена – возможности получения высшего образования значительным количеством населения. Однако быстрый рост количества студентов сопровождался снижением и без того невысокого качества образования в связи с нехваткой профессорско-преподавательского состава.

Поэтому в связи с понимаением весьма низкого уровня образования, получаемого в национальных вузах Южного Курдистана, руководством региона было принято решение о создании вузов, фактически выведенных из-под юрисдикции национальной системы высшего образования, хотя и получивших лицензии у Министерства высшего образования и науки Курдистана.

После свержения баасистского режима в Курдистане начали активно создаваться зарубежные вузы либо университеты, полностью действующие на основании западных программ.

В декабре 2005 г. посол США в Ираке Залмай Халилзад, президент Ирака Джалал Талабани, министр планирования Ирака и премьер-министр сулейманийского Регионального правительства Курдистана (РегПК) Омар Фаттах заложили в Сулеймании камень в будущее здание Американского университета. После Американских университетов в Бейруте, Каире и Шардже (ОАЭ) это четвертый американский университет на Ближнем Востоке.

Примечательно, что учреждение Американского университета в Сулеймании вызвало трения с центральными властями. Высокопоставленные чиновники Министерства образования Ирака выражали недовольство в связи с созданием вуза в Сулеймании, считая, что подобный университет должен быть создан в Багдаде, традиционно, со времен Абасидов являющемся одним из крупнейших образовательных центров всего Ближнего и Среднего Востока, а не в регионе, в котором сильны сецессионистские стремления. Однако в связи с проблемами безопасности в иракской столице о создании там крупного западного образовательного центра не могло идти и речи. Кроме того, Сулеймания традиционно славится своей относительно либеральной культурой и толерантностью.

РегПК в Сулеймании и посольство США в Ираке выделили на эти цели по 10 млн долларов США, а Талабани – 2 млн долларов США. Как заявил министр планирования Ирака Бархам Салех, представители сулейманийского бизнеса также участвуют в осуществлении этого проекта. Осенью 2006 г. сообщалось, что Бархаму Салеху удалось собрать для университета более 15 млн долларов США.

В попечительский совет университета входят влиятельные политические деятели. Почетными членами попечительского совета являются президент Ирака Джалал Талабани, премьер-министр Курдистана Нечирван Барзани, бывший премьер-министр Ирака Айяд Аллауи, бывший посол США в Ираке Залмай Халилзад. Численность попечительского совета — 12 человек, в их числе вице-премьер Ирака Бархам Салех, бывший советник по делам образования Временной коалиционной администрации Ирака Джон Агресто, известный ученый Канан Макия, сулейманийский мультимиллионер Фарук Мустафа, профессор Университета Джона Хопкинса Фуад Аджами.

Предполагается, что в Американском университете в Сулеймании к 2011 г. будут обучаться около 1 тыс., а к 2021 г. – 5 тыс. студентов (для сравнения: в Багдадском университете обучаются более 70 тыс. студентов, в Эрбильском, Сулейманийском и Дохукском университетах число студентов значительно больше). Заинтересованность в создании подобного вуза со стороны США объясняется, по-видимому, тем, что в этом университете будет вестись подготовка проамерикански настроенной элиты, и скорее всего не только из Сулеймании или Южного Курдистана, но и из других частей Курдистана.

Инициатором создания в Сулеймании Американского университета является Бархам Салех, бывший с 1991 по 2000 г. представителем ПСК в США и считающийся одним из самых проамерикански настроенных деятелей на Ближнем и Среднем Востоке. (Бархам Салех получил образование и докторскую степень по программированию в Англии, его дочь обучается в Принстонском университете.)

Планируется, что Американский университет станет кузницей подготовки политической элиты. Несмотря на то что целью Американского университета в Сулеймании, как и подобных университетов в Бейруте и Каире, является не только обучение студентов из стран, на территории которых они находятся, но и из всего региона, подавляющее большинство студентов университета в Сулеймании на первых порах будут курды Ирака. При этом предполагается, что создание подобного вуза в Сулеймании предотвратит утечку мозгов из Ирака и Южного Курдистана. Однако представляется, что создание этого вуза как раз может увеличить утечку мозгов, которая и так приняла угрожающие размеры, поскольку получившим образование в этом вузе специалистам будет нетрудно найти себе применение за рубежом.

В сентябре 2007 г. в Американском университете в Сулеймании началась учеба на подготовительном курсе по английскому языку. Стоимость обучения в университете составляет от 5 до 10 тыс. долларов США, что позволяет обучаться в вузе лишь выходцам из зажиточных семей. Предполагается, что обучение в университете начнется осенью 2008 г. Ежегодно в университет в первые годы его функционирования будет приниматься не более 250 студентов. Обучение на программах бакалавриата рассчитано на 5 лет, из которых первый год обучения полностью будет посвящен подготовке по английскому языку. Продолжительность обучения в магистратуре составляет 2 года.

В первые пять лет в университете будет вестись подготовка студентов лишь по наиболее необходимым с точки зрения попечительского совета вуза направлениям для современного Ирака (Иракского Курдистана) – бизнес, нефтедобыча, информационные технологии и т.п. Через пять лет в университете может начаться подготовка специалистов по гуманитарным специальностям.

К 2020 г. бюджет университета составит 200-250 млн долларов США. Первоначальный фонд университета, для которого бизнес-план подготовила известная в мире консалтинговая фирма McKinsey & Company, составляет 25 млн долларов.

Кроме подготовки специалистов, Американский университет будет вести научно-исследовательскую работу в части исследования преступлений баасистского режима, проект по которому возглавит известный иракский интеллектуал, эмигрировавший в США, Канан Макия, являющийся также членом попечительского совета Американского университета в Сулеймании.

Создавая ряд новых университетов в Сулеймании, местные власти (РегПК в Сулеймании, ПСК и Дж. Талабани) в немалой степени руководствовались желанием утвердить лидерство Сулеймании в деле подготовки курдистанской национальной управленческой элиты. ПСК и Талабани понимают, что даже несмотря на создание единого Регионального правительства Курдистана в Эрбиле, территория бывшей сулейманийской администрации в обозримом будущем будет обладать существенной автономией и находиться под влиянием не столько общеюжнокурдистанских структур, сколько ПСК и Дж. Талабани, в то время как рассчитывать на власть в Эрбиле, но и в масштабе всего Южного Курдистана, ПСК и Джалалу Талабани нереально. Поэтому они продолжают попытки превращения Сулеймании в альтернативный центр Южного Курдистана, в неофициальную культурную, образовательную и экономическую столицу Южного Курдистана.

Не желая отставать от Сулеймании в деле создания новых современных образовательных учреждений, курдские власти в Эрбиле также предприняли проект создания еще одного университета в Эрбиле. Об этом было объявлено в апреле 2006 г. Процесс создания нового университета курировал лично премьер-министр Нечирван Барзани.

Ректором Курдистанского университета был назначен политолог профессор Аббас Вали (курд из Ирана), ранее преподававший в Университете Уэльса (1985-2004 гг.) и Стамбульском университете Богазичи (2004-2006 гг.).

Обучение в этом университете, который начал работу с 2006/2007 учебного года, также ведется на английском языке, а система обучения является британской (значительная часть программы обучения будет создана на основе курсов Брэдфордского университета). Как заявил один из членов оргкомитета по созданию университета, «курдский язык весьма беден для академического использования». А профессор Аббас Вали, отвечая на вопрос, почему обучение на всех специальностях в университете будет вестись на английском языке, также отметил, что курдский язык, как, впрочем, и арабский, турецкий и персидский языки, хотя и является развитым литературным языком, «не является языком современных социальных наук». По словам, А. Вали, универсальным языком современных социальных и политических наук, а также исследований по экономике, менеджменту и информационным технологиям служит английский язык, на котором публикуется не менее 70% текстов по этим предметам [1].

Таким образом, фактически курдские интеллектуалы заявляют, что курдский язык непригоден для изучения и исследований по основным научным направлениям (технические и медицинские специальности и так преподаются на английском языке). По сути, курды (как интеллектуалы, так и фактически власти Южного Курдистана) признают, что курдский язык может использоваться лишь для изучения курдской литературы и ряда других предметов, непосредственно связанных с Курдистаном и курдами. Между тем, как известно, традиционно одним из основных требований курдского национально-освободительного движения был перевод [в частности, с арабского языка, — в Ираке] системы высшего образования на курдский язык. Начиная с 1992 г. власти Южного Курдистана строили национальную систему высшего образования на курдском языке. Однако фактически спустя 15 лет власти Южного Курдистана признали, что качественного образования на курдском языке быть не может. В крайнем случае, по-курдски можно получить образование второго сорта.

При этом следует отметить, что представители университета традиционно консервативного Дохука заявляли, что хотя вследствие сложностей преподавание ряда естественно-научных дисциплин проходит на английском и арабском языках, осуществляется подготовка для преподавания этих предметов по-курдски [2]. (Правда, здесь следует отметить, что до 1992 г. преимущественно курманджидиалектные дохукцы предпочитали обучаться в арабских школах, нежели в курдских, поскольку не хотели обучаться на диалекте сорани, который положен в основу курдоязычного образования в Ираке. Лишь в последние годы предпринимаются попытки преподавания в школах Дохука на диалекте курманджи, встречающие ожесточенное сопротивление соранидиалектной сулейманийской-эрбильской интеллектуально-культурной элиты. Это тема отдельного исследования.)

Большинство преподавателей Курдистанского университета приглашены из-за рубежа, в основном из Великобритании. Первоначально прием проводился на шесть факультетов: экономики и финансов, бизнеса и управления, английского языка, социологии, политологии и международных отношений, информационных технологий и современной истории. В настоящее время открыт также факультет нефтяных технологий.

В университете ведется как подготовка бакалавров, так и магистров и докторов наук. Период обучения (бакалавриат) составит 4 года. Первый год посвящен подготовке по английскому языку, информационным технологиям и некоторым общим предметам, после чего прошедшие испытания начинают трехлетнее обучение. Ректор университета по итогам первых вступительных экзаменов отмечал, что поступавшие абитуриенты продемонстировали низкий уровень подготовки, особенно по английскому языку.

Обучение в этом университете бесплатно, однако после окончания обучения бакалавры должны будут отработать на госслужбе не менее трех, а магистры – не менее пяти лет. Этот университет станет базой для подготовки управленческой элиты всего Южного Курдистана (в отличие от других вузов Южного Курдистана он не привязан к какому-либо региону) и частично возьмет на себя функции курдистанской бизнес-школы. Примечательно название нового университета – Курдистанский университет (ни один из предыдущих вузов в Южном Курдистане не носил названия Курдистанский).

Прием в университет в первый год составил около 400 человек, в том числе около 50 человек на магистерские и докторские программы. При этом около 80 человек были приняты в университет из других частей Курдистана и диаспоры, для курдов из других частей Курдистана предусмотрено 5% мест. Кроме того, в вузе обучаются арабы и ассирийцы. Около 40% студентов — женского пола. По состоянию на декабрь 2007 г., в университете работали 46 преподавателей и обучались 560 студентов [3]. По словам ректора Курдистанского университета Аббаса Вали, в скором времени предполагается увеличить число обучающихся в вузе студентов до 3 тысяч [4].

Предполагается, что в отличие от других вузов Курдистана этот университет будет сочетать образовательную деятельность с научной. В 2006 г. при Курдистанском университете был создан научно-исследовательский институт – Эрбильский институт исследований экономики и политики. Предполагается, что он станет «мозговым центром» Иракского Курдистана. Директором института является декан факультета экономики Курдистанского университета профессор Алмас Хешмати (PhD Гетеборгского университета в 1994 г. в области эконометрики), а в совет института входят профессор Тони Аддисон из Манчестерского университета, профессор Леннарт Хьялмарссон (Hjalmarsson) из Гетеборгского университета, профессор Эсфандияр Маасуми из Южного Методистского универстета (Даллас) и профессор Матти Похола (Pohjola) из Хельсинкской школы экономики.

Ректор Курдистанского университета Аббас Вали особо подчеркивает необходимость реформирования системы высшего образования в Курдистане, которая, по его мнению, как и все иракские вузы, является продуктом «централизованной системы баасистского режима, основанной на системе бывших социалистических стран Европы». По мнению А. Вали, «в социалистических государствах академическое руководство было подвластно политическому» [5]. Однако подобное реформирование системы высшего образования в Южном Курдистане без соответствующего изменения в области демократизации властной структуры региона может привести лишь увеличению конфликтного потенциала, что прекрасно понимают власти, пытаясь осуществлять над вузами тотальный контроль. Так, на днях вокруг Курдистанского университета была создана напряженная ситуация в связи с тем, что премьер-министр Курдистана Нечирван Барзани отправил в отставку ректора вуза. Студенты вуза выступили против подобного решения правительство Курдистана и призвали его отменить это решение. Многие считает, что отставка А. Вали связана с тем, что он сумел не допустить подчинения вуза партийным интересам. По некоторым сведениям, правительство Курдистана намерено назначить ректором университета отставного британского генерала.

Таким образом, в связи с проблемами, связанными с качеством образования, в университетах Курдистана власти создали фактически филиалы зарубежных вузов для подготовки местной управленческой элиты. Туземно-элитистский характер этих вузов подтверждается также тем обстоятельством, что эти вузы созданы лишь для подготовки специалистов в области управления, экономики, некоторых гуманитарных наук, информационных технологий и нефтяного бизнеса, т.е. лишь тех специалистов, которые будут обслуживать власти, петроэкономику и в целом интересы американских корпораций. Между тем Курдистан для создания полноценной диверсифицированной экономики в первую очередь нуждается в специалистах инженерно-технического профиля далеко не только в области информационных технологий и нефтедобычи.

Однако внедрение западных стандартов в сфере высшего образования в Курдистане приводит к осознанию необходимости автономии вузов в научно-образовательной сфере и, соответственно, к противостоянию с властями, которые создают новые вузы для укрепления режима.

1. См. интервью с Аббасом Вали: University of Kurdistan close to agreement with Bradford University. // www.krg.org, 17.05.2005.

2. См. по: Masalla Dekak. Bila Tirkiye hevtayiya zaningehen Herema Kurdistane qebul bike. (Турция должна признать дипломы университетов Региона Курдистан.) // http://www.tzpkurdi.com/modules.php?name=News&file=article&sid=35 (курд. яз.).

3. См. по: Lijneya Perwerde u Xwandina Bilind a Parlamentoye, serdana Zaningeha Kurdistane kir. (Комиссия по образованию парламента Курдистана посетила Курдистанский университет.) // PUKmedia, 01.12.2007 (курд. яз.).

4. Kurdistan Region scholars seize chance to conceive a nation. // Peyamner.com, 04.08.2007.

5. Jamal Ekhtiar. Kurdish education system in need of change. // The Kurdish Globe, 02.10.2007.

52.35MB | MySQL:103 | 0,510sec