Военно-политическая обстановка в Ираке (январь 2008 года)

В Ираке в январе 2008 года сохранялась сложная военно-политическая обстановка. Ситуация в сфере безопасности, несмотря на известные позитивные изменения, произошедшие в последние месяцы 2007 года, все еще далека от реальной стабильности. Принятие 12 января иракским парламентом закона, смягчающего ограничения на работу в органах власти и армии для бывших членов правившей при режиме С. Хусейна партии Баас, может стать первым шагом, который позволит сдвинуть с мертвой точки процесс достижения в стране национального согласия и примирения. Внешнеполитическая деятельность иракского руководства по-прежнему концентрируется на отношениях с США и соседними государствами.

Глава ооновской миссии в Ираке С. де Мистур в своем докладе, представленном Совету Безопасности ООН, охарактеризовал обстановку в стране как «смешанную». Отметив положительные изменения в сфере безопасности, де Мистур одновременно указал на «отсутствие политического консенсуса по большинству фундаментальных основ иракского государства», чего, по его мнению, можно достичь только в ходе длительного процесса снижения уровня насилия в стране.

В январе в сфере безопасности в Ираке существенных изменений не произошло. Ситуация здесь продолжала оставаться в целом сложной, а в некоторых районах страны – напряженной. В первую очередь, это относится к северу Ирака. Несмотря на значительные усилия, прилагаемые командованием ВС США и иракским правительством, террористы из местного филиала «Аль-Каиды» и боевики различных антиправительственных группировок продолжают сохранять способность к активным действиям, в т. ч. к совершению многочисленных терактов и вооруженных нападений. Число иракцев, погибших в минувшем месяце от различных видов насилия, составило 554 человека (в декабре 2007 г. – 548 человек).

В январе 2008 г. в центре, на севере и западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в горо-дах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Эль-Фаллуджа, Киркук, Баакуба, Мосул, Байджи, Тикрит, Самарра, Эль-Микдадия, Балад, Хувейджа, Туз-Хурмату, Рамади, Рияд, Эль-Халис, Талль-Афар, Эш-Шаркат, Эт-Таджи, Эд-Дулулуйя, Эд-Даур, Хан Бани Саад, Эш-Шура и в ряде других мест.

Американские и иракские войска провели в январе в северных и центральных районах Ирака крупную войсковую операцию «Призрачный Феникс» против боевиков «Аль-Каиды» и других вооруженных экстремистских группировок. В операции были задействованы соединения и части ВС США общей численность до 24 тыс. человек.

По данным американского командования, в настоящее время до 60 проц всех вооруженных нападений в Ираке совершаются в северных рай-онах страны, особенно в провинции Найнава (г. Мосул). Эту провинцию командующий ВС США в Ираке генерал Д. Петрэус назвал «новым опло-том» террористов, а американские разведслужбы рассматривают ее в качестве «стратегического центра тяжести «Аль-Каиды»» на иракской территории. При этом Мосул считается ключевой точкой, «в которой пересекаются как финансовые потоки, так и пути иностранных наемников», а судьба иракского филиала «Аль-Каиды» «фактически напрямую зависит от того, насколько сильно ей удастся закрепить свои позиции в этом городе».

В провинцию Найнава в конце января были переброшены дополнительные силы иракской армии и полиции (всего до 3 тыс. чел.), в т. ч. танковые и вертолетные подразделения, которые при поддержке ВС США должны провести новые операции с целью разгрома боевиков в Мосуле и прилегающих к городу районах. По словам главы правительства Ирака Н. аль-Малики, речь идет о последнем «решительном наступлении» против экстремистов и их пособников. Вместе с тем, министр обороны Ирака А. К. Джасим признал, что обстановка в Мосуле «хуже, чем представлялось раньше». Американские военные высказывают сомнения в том, что планируемые в районе Мосула силовые мероприятия станут «последним и решительным ударом» по иракской «Аль-Каиде».

Обстановка в Багдаде и прилегающих к столице районах в январе не отличалась стабильностью. Здесь продолжали совершаться теракты, воо-руженные нападения, обстрелы и т. п. Причем исключением не стала и т. н. «зеленая зона» столицы, где расположены важнейшие государственные учреждения и многие иностранные дипмиссии. Американские войска и иракские правительственные сил регулярно проводят в Багдаде и его пригородах войсковые и антитеррористические операции, в т. ч. с активным привлечением боевой авиации, включая стратегические бомбардировщики В-1В. Так, 10 января самолеты ВВС США нанесли массированный бомбовый удар по объектам «Аль-Каиды» в южном пригороде столицы Араб Джаббур, а затем американские войска провели операцию по «зачистке» этого района от боевиков.

Новый командующий войсками США в Багдаде генерал Дж. Хаммонд считает, что силы «Аль-Каиды» в Багдаде «подорваны, но не разгромлены, а ситуация в столице «может снова вспыхнуть». Для улучшения ситуации с безопасностью в столице генерал намерен до июня с. г. значительно увеличить число т. н. «совместных постов безопасности» и сторожевых застав в иракской столице (сейчас их 75), где американские военнослужащие несут службу вместе с иракцами. Также планируется довести примерно до 80 тыс. человек число горожан, участвующих в патрулировании улиц, за что каждый из них ежемесячно получает около 300 долл. Эти меры, по мнению генерала Хаммонда, позволят закрепить успехи в деле обеспечения безопасности в городе, достигнутые в 2007 г.

Неспокойной сохраняется обстановка в провинциях Дияла (г. Баакуба), Салах-эд-Дин (г. Тикрит) и Эт-Таамим (г. Киркук). В провинции Дияла американские и иракские войска в январе провели серию войсковых операций против действующих здесь вооруженных группировок различной ориентации (суннитских и шиитских), что, однако, это не привело к заметному улучшению ситуации в регионе.

В провинции Салах-эд-Дин силы ВС США и Ирака также вели бои с вооруженными формированиями экстремистов.

Напряженностью характеризуется обстановка в Киркуке и прилегаю-щих к городу районах. Местный Иракский туркоманский фронт выступил с заявлением, призывающим к созданию отдельных вооруженных формирований туркоманов в составе иракской армии, чтобы защитить от непрекращающегося насилия население районов, где проживают представители этого национального меньшинства (в основном южнее Киркука).

В небольших городах западной провинции Анбар (г. Рамади) в минувшем месяце происходила замена американских подразделений на силы местной полиции. Ожидается, что в марте с. г. иракским властям будет передан полный контроль над этим регионом. Тем не менее, в Анбаре продолжают действовать, хотя и не столь интенсивно, как раньше, вооруженные экстремистские группировки.

Напряженной была обстановка в январе в т. н. «треугольнике смерти» южнее Багдада, главным образом в районе городов Сальман-Пак, Эль-Искандерия, Эль-Юсифия и Эль-Латифия, Эль-Махмудия.

По-прежнему сложной, а в некоторых районах напряженной сохраняется обстановка в южных районах Ирака. В январе на юге страны теракты, вооруженные нападения и другие насильственные действия происходили в городах (и прилегающих к ним районах): Басра, Эль-Кут, Хилла, Кербела, Умм-Каср, Эн-Наджаф, Эн-Насирия и в некоторых других местах.

18-19 января во время массовых траурных религиозных церемоний, связанных с гибелью в 680 г. особо почитаемого шиитами имама Хусейна, в некоторых городах страны произошли крупные беспорядки, спровоцированные экстремистами из группировки «Солдаты небес», а также «Ансар аль-Махди» («Сторонники Махди»). В результате погибли 86 и получили ранения свыше 40 человек. Наиболее крупные и кровопролитные столкновения имели место Басре и Эн-Насирии. В то же время в Кербеле, где проходили основные церемонии, властям удалось не допустить серьезных нарушений порядка. После кровавых инцидентов в Басре и Эн-Насирии правительство запретило деятельность группировки «Ансар аль-Махди» («Солдаты небес» были запрещены ранее). Власти произвели аресты сторонников экстремистов.

В Иракском Курдистане в январе положение дел в целом сохранялось стабильным. Турецкая армия в минувшем месяце вновь нанесла несколько воздушных ударов и произвела артиллерийские обстрелы мест базирования боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) в приграничных районах на севере Ирака. Турецкие военные также намерены продолжать рейдовые операции, прежде всего силами спецназа, против боевиков КРП и различных объектов сепаратистов на севере Ирака.

Командование ВС США в Ираке считает, что террористическая сеть «Аль-Каиды» в этой стране «еще далеко не разрушена, остается опасной и периодически дает о себе знать». Так, «экстремисты еженедельно все еще совершают множество нападений», подрывают взрывные устройства, ведут минометные обстрелы, убивают и похищают как мирных граждан, так и сотрудников сил безопасности. Силы «Аль-Каиды» «продолжают доминировать» в значительных по площади районах Ирака, особенно, как уже говорилось, в северных районах.

В то же время военные США сообщили, что число прибывающих в Ирак иностранных боевиков сократилось «благодаря усилиям, предпринимаемым властями соседних стран». Также очень позитивно сказывается на борьбе с террористами продолжающееся сотрудничество американцев с иракскими суннитами, «осознавшими, что «Аль-Каида» с ее жестокими радикальными методами представляет для них самую большую угрозу».

А. А. аль-Хаким, лидер одной из ведущих шиитских политических организаций – Высшего исламского совета Ирака (ВИСИ) признал вклад суннитских вооруженных формирований в дело снижения насилия в стране и призвал «продолжить их использование» в борьбе с «Аль-Каидой».

Со своей стороны, иракское правительство заявило, что будет распускать вооруженные отряды в тех районах, где обстановка стала более спокойной, т. к. в Багдаде не желают, чтобы в стране имелась «самостоятельная вооруженная сила» и правительство «не позволит ей сохранить свою инфраструктуру».

Вместе с тем, к настоящему времени около 9 тыс. бывших бойцов из отрядов, воевавших с «Аль-Каидой», приняты на службу в силовые струк-туры и проходят обучение, после чего они вольются в состав армейских частей и полицейских подразделений. Кроме того, еще до 7 тыс. бывших бойцов ожидают приема на службу в вооруженные силы и полицию. Всего же, по данным американского командования, в вооруженной борьбе с террористами из «Аль-Каиды» принимали участие до 80 тыс. человек из племенных формирований и группировок, ранее сражавшихся с ВС США. Из них 80 проц – сунниты, а 20 проц – шииты. В некоторых районах со смешанным суннитско-шиитским населением вооруженные отряды состояли из представителей обеих религиозных общин. Американцы отмечают, что «Аль-Каида» пыталась внедрить в эти формирования свою агентуру, но сделать это было очень трудно, т. к. в большинстве своем они состояли из хорошо знавших друг друга жителей определенной местности, которые с большой настороженностью относились к «чужакам».

Потенциальную угрозу для ситуации в сфере безопасности может представить прекращение объявленного в августе 2007 г. шиитской ради-кальной организацией «Армия Махди» шестимесячного моратория на активные действия. О такой возможности 18 января заявил официальный представитель «Армии Махди». Он обвинил иракское правительство а «поддержке криминальных банд, действующих в службах безопасности», которые «отказываются выполнять закон», т. е. преследуют сторонников М. ас-Садра. Руководство «Армии Махди» считает, что члены «Бригад Бадра» — военного крыла ВИСИ, проникшие в правительственные силы безопасности, организовали в январе нападения на представительства движения М. ас-Садра в Басре, Кребеле и Эд-Дивании.

Отмечается снижение напряженности на границах Ирака с Сирией и Ираном, которые, по мнению главы иракского МИД Х. Зибари, «стали прилагать больше усилий для обеспечения безопасности в приграничных районах, а также для предотвращения проникновения в Ирак иностранных боевиков». Снизилось и число потенциальных боевиков, проникающих в Ирак из Саудовской Аравии.

Продолжается противостояние между арабами-суннитами и шиитами, хотя его острота в настоящее время заметно снизилась. Тем не менее, ежедневно в различных районах Ирака продолжают обнаруживать трупы убитых представителей обеих религиозных общин. Совершаются убийства шейхов суннитских и шиитских племен.

Как и прежде, наиболее часто иностранные террористы, шиитские и суннитские боевики совершают нападения, теракты и другие насильствен-ные действия в отношении местных политических деятелей, чиновников различных рангов, военнослужащих правительственной армии, сотрудников правоохранительных органов, иракцев, работающих на иностранные войска. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели, иракские и зарубежные журналисты, женщины и дети. Повседневной практикой остается похищение людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам, причем многих из похищенных лиц затем убивают.

Одним из часто применяемых способов осуществления терактов остаются действия боевиков-смертников, подрывающих себя или автомашины, начиненные взрывчаткой, в местах большого скопления людей или около различных объектов. Отмечаются случаи, когда боевики «Аль-Каиды» в качестве террористов-смертников использовали детей.

Продолжаются нападения на административные здания в столице и провинции, полицейские участки, пункты записи добровольцев в армию и полицию, офисы иракских политических партий и организаций, представительства местных и иностранных фирм, школы, представительства и здания СМИ.

Не прекращаются действия повстанцев и боевиков на автодорогах страны. В числе важных целей диверсий и терактов остаются объекты нефтяной и газовой отрасли, в т. ч. трубопроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Нападениям боевиков подвергаются линии электропередач и связи.

По состоянию на 1 февраля 2008 года списочная численность личного состава силовых структур Ирака не изменилась и составляла 359,7 тыс. человек, в т. ч. вооруженных сил – 165,5 тыс. человек и формирований МВД – 194,2 тыс. человек. До конца текущего года численность армии и полиции планируется увеличить на 80 тыс. человек.

Потери иракских силовиков убитыми в январе составили, по офици-альным данным, 78 человек, в т. ч. военнослужащих — 22, сотрудников МВД – 56.

Министр обороны Ирака А. К. Джасим заявил, что национальное правительство сможет взять на себя ответственность за обеспечение внутренней безопасности в стране только в 2012 г., а присутствие ВС США на иракской территории будет необходимо до 2018-2020 гг., т. к. только к этому сроку Ирак будет в состоянии самостоятельно «дать ответ на внешние угрозы».

По оценке руководителя американских военных советников в Ираке генерала Дж. Дубика, иракская армия имеет крайне слабые ремонтную ба-зу, тыловое обеспечение, службу вооружения, систему снабжения войск горючим и смазочными материалами. Иракцам также потребуется несколько лет для обучения личного состава эксплуатации и боевому применению нового оружия и военной техники.

Руководство министерства обороны Ирака считает, что для успешных действий войск против боевиков, армия должна иметь боевые самолеты и вертолеты, различные средства огневой поддержки. Именно эти виды оружия запрашивал у американцев иракский министр обороны А. К. Джасим во время своего визита в США в январе с. г.

Для иракских ВВС в Сербии заказаны 36 поршневых учебно-тренировочных самолетов новой модели «Сербиан Ласта». По заявлению представителя ВВС США в Ираке, военно-воздушные силы этой страны могут получить боевые самолеты в 2011-2012 гг., а в 2008 г. число американских советников и специалистов, работающих в иракской авиации, будет удвоено и составит 400 человек.

11 января в Италии состоялась церемония закладки первого из четырех заказанных Ираком патрульных кораблей. Это корабль будет передан иракцам в первой половине 2009г., а строительство всей серии завершится в 2010 г. Корабли предназначены для патрулирования морской экономической зоны, проведения поисково-спасательных операций, контроля морского судоходства.

По состоянию на 1 февраля 2008 года группировка вооруженных сил США в Ираке насчитывала ок. 158 тыс. человек в составе 19 боевых бригад.

Президент США Дж. Буш сообщил, что в случае улучшения обстановки в Ираке к середине 2008 г. можно будет сократить численность группировки американских ВС в этой стране примерно на 20 тыс. человек. В то же время глава Белого дома считает, что масштабы и сроки сокращения численности войск будут зависеть от развития ситуации в стране. Глава американской администрации также признал, что хотя силы «Аль-Каиды», а также других противников в Ираке и понесли ощутимые потери, но пока «еще не разгромлены», а «впереди ожидаются ожесточенные сражения». Между тем высокопоставленные деятели в Пентагоне не исключают того, что запланированные темпы вывода войск из Ирака могут замедлиться. Возможна и приостановка этого процесса. Американские военные считают, что быстрое сокращение численности иракской группировки может привести к утере достижений, достигнутых в Ираке за последние несколько месяцев. В целом же, по оценке Дж. Буша, военное присутствие США в Ираке будет носить долгосрочный характер. При этом командующий иракской группировкой генерал Д. Петрэус высказался против постоянного военного присутствия США на иракской территории.

Потери личного состава американских ВС в Ираке в январе 2008 года составили убитыми 42 человека и ранеными ок. 250 человек. Таким образом, общие потери ВС США со времени начала иракской компании в марте 2003 года по 31 января 2008 года достигли, по уточненным данным, убитыми 4195 человек и ранеными ок. 29100 человек. Кроме того, четыре американских военнослужащих считаются пропавшими без вести.

Потери среди военнослужащих других стран-участниц международной коалиции в Ираке составили в январе 5 человек ранеными (Великобритания, Чехия).

В военном бюджете США на 2008 финансовый год на ведение военных операций в Ираке и Афганистане выделено 189,4 млрд долларов.

Командование ВС США признало, что в ходе последних войсковых операций против боевиков американские солдаты впервые вступили в районы, где они раньше никогда не били и которые считались «заповедниками» для боевиков и террористов.

Начальник штаба Армии США (сухопутных войск) генерал Дж. Кейси сообщил, что к лету текущего года сроки службы американских военнослужащих в Ираке могут быть сокращены с 15 до 12 месяцев, но окончательное решение по этому вопросу будет принято исходя из ситуации в этой стране.

Продолжают иметь место случаи ошибочного огневого поражения американскими войсками мирных жителей Ирака.

Не снижается активность действий боевой авиации коалиционных сил в Ираке. Подразделения американских ВВС, авиации ВМС и морской пехоты США совместно с подразделениями ВВС Великобритании и Австралии (самолеты В-1В, F-16, F-18 «Супер Хорнет», F/А-18, А-10, GR-4 «Торнадо», вертолеты армейской авиации) продолжали оказывать постоянную поддержку боевым действиям наземных сил коалиции и иракской армии в различных районах Ирака, наносили удары по базам и лагерям боевиков и террористов, их транспортным средствам, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывали с воздуха передвижение транспортных конвоев на автодорогах, регулярно вели воздушную разведку объектов повстанцев и боевиков, осуществляли патрулирование над районами повышенной активности сил противника. Ежедневно в январе авиация союзников совершала от 33 до 98 боевых вылетов (без учета вертолетов).

В январе наиболее часто удары с воздуха по объектам повстанцев и боевиков наносились в районах городов Багдад (и его пригородах), Бааку-ба, Самарра, Басра, Балад, Байджи, Эль-Искандерия, Эль-Кут, Мосул, Эль-Микдадия, Умм-Каср, Тикрит, Талль-Афар, Хан Бани Саад и в ряде других мест. Для нанесения ударов по противнику использовались, в частности, пушки, управляемые авиационные бомбы GBU-12, GBU-31, GBU-38 и GBU-51, ракеты «воздух-земля» «Paweway II», другие авиационные боеприпасы. Боевые вертолеты АН-64 «Апач» поражали цели противника ПТУРами «Хеллфайр» и огнем из пушек. Наряду с пилотируемыми самолетами американское командование широко использует в Ираке беспилотные летательные аппараты, особенно WQ-1 «Предатор», которые поражали противника ПТУРами. Кроме того, бомбардировщики В-1В и самолеты других типов неоднократно совершали полеты над неспокойными районами страны с целью демонстрации силы и запугивания противника. Авиация также регулярно привлекалась к решению поисково-спасательных задач. Транспортные перевозки в интересах коалиционных сил осуществляли самолеты ВВС США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Японии, Австралии. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе осуществляли американские самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.

Общая численность войск других стран коалиции в Ираке (26) составляла на 1 февраля 2008 года 11300 человек. Наиболее крупными контингентами располагали Великобритания (5,0 тыс. чел.) и Грузия (ок. 2,0 тыс. чел.).

Кроме того, в Ираке находятся 150 военнослужащих из Фиджи, которые охраняют сотрудников миссии ООН в Багдаде и не входят в состав многонациональных сил. Для обеспечения безопасности сотрудников ООН в Ираке задействованы также подразделения из контингентов ВС Грузии, Румынии и Южной Кореи.

Министр иностранных дел России С. Лавров заявил, что было бы правильным «обозначить примерные сроки вывода иностранных войск из Ирака», что «могло бы несколько смягчить ситуацию в стране».

Таким образом, положение дел в сфере безопасности в Ираке в январе 2008 года не претерпело существенных изменений и продолжало оставаться сложным, а в некоторых районах страны – напряженным.

Главным событием внутриполитической жизни Ирака в январе 2007 года можно считать принятие национальным парламентом т. н. закона «Об ответственности и справедливости», который смягчает ограничения при приеме на работу в госструктуры членов бывшей правящей партии Баас. Принятие этого закона стало первым важным шагом, который может способствовать началу процесса национального примирения в стране. В случае практической реализации этого документа право на трудоустройство или на получение пенсий смогут получить до 300 тыс. человек. Запрет на занятие государственных должностей сохраняется лишь для небольшой группы бывших высших партийных чиновников, но и они могут получить государственные пенсии.

Вместе с тем, развитие обстановки в Ираке показывает, что очень многие противоречия между ведущими политическими силами страны все еще далеки от своего урегулирования. Более того, ряд из них имеет тенденцию к обострению. Кабинет министров Ирака с лета 2007 года продолжает функционировать в неполном составе. И хотя здесь наметились некоторые подвижки, говорить о преодолении правительственного кризиса еще рано.

Курдские лидеры выражают растущее недовольство затягиванием решения вопроса о судьбе Киркука. Референдум о судьбе этого города должен был состояться в декабре 2007 года, но был отложен на шесть месяцев.

Иракскому парламенту не удается утвердить бюджет на 2008 год. В числе наиболее острых вопросов, затрудняющих его принятие, — размеры финансирования курдской автономии. Так, курдские представители настаивают на выделении им 17 проц бюджетных средств, в то время как их оппоненты предлагают лишь 12 проц. Не согласован вопрос и о финансировании курдских вооруженных формирований «пешмерга». Курды говорят о наличии у них 101 тыс. бойцов (76 тыс. чел. в местных частях и 25 тыс. чел. — в подчинении министерства обороны Ирака). Однако источники, близкие к Н. аль-Малики, утверждают, что численность курдских боевых сил не должна превышать 30 тыс. чел. Курды согласны на сокращение своих отрядов, но не в столь больших размерах.

Ряд арабских партий и движений в январе объявили о намерении соз-дать новый парламентский блок. Соответствующее соглашение подписали радикальное шиитское движение М. ас-Садра, светская организация «Иракский национальный список» во главе с бывшим премьер-министром Ирака А. Алауи, и суннитская группировка «Фронт национального диалога», возглавляемая С. Аль-Мутлаком. Целями предполагаемого объединения провозглашены стремление к сохранению национального единства страны, обеспечение контроля центральных властей над углеводородными ресурсами, а также «достижение политического соглашения о будущем Киркука». Предполагаемый блок может получить в нынешнем составе парламента до 100 депутатских мест из 275.

Резко негативно отреагировал на позицию создаваемого блока по Киркуку президент курдской автономии М. Барзани, заявивший о недопустимости изменения принятых по поводу этого города решений, что нарушает ст. 140 иракской конституции, в которой говорится о необходимости проведения референдума по судьбе Киркука.

22 января парламент Ирака принял решение об изменении государственного флага страны. Как известно, прежний флаг был утвержден при режиме С. Хусейна. Это решение вызывало неоднозначную реакцию в стране. Так, суннитские группировки в провинции Анбар, ведущие борьбу с «Аль-Каидой» на стороне американских войск, заявили, об отказе поднимать новый флаг на своей территории.

Повсеместное распространение в стране получила коррупция, уровень которой значительно превысил показатели, существовавшие при режиме С. Хусейна.

На фоне общего тяжелого положения национальной экономики можно отметить успехи, достигнутые в нефтяной отрасли. Так, объем нефтяного экспорта Ирака в 2007 г. возрос на 9,2 проц по сравнению с предыдущим годом и достиг примерно 600 млн баррелей (в среднем 1,6 млн в день). Иракские власти заявили о готовности через 2-3 года начать экспорт газа в страны Евросоюза.

Правительство Японии приняло решение предоставить Ираку пакет безвозмездной помощи на сумму, эквивалентную 1,7 млрд долл. Эти средства будут направлены на модернизацию электростанций и нефтяных объектов, а также на восстановление инфраструктуры. Данный пакет является самым крупным, выделенным Японией Ираку после 2003 года.

Иракское правительство в знак протеста против заключения южнокорейскими фирмами соглашений по нефти с властями курдской автономии решило приостановить с 1 января 2008 года действие контракта на ежедневную поставку Южной Корее 90 тыс. баррелей нефти.

В январе Ирак подписал Киотский протокол, и страна будет разрабатывать меры оп сокращению выбросов парниковых газов.

Сохраняющееся в Ираке сложное экономическое положение и тотальное обнищание населения способствуют распространению посевов опиумного мака, в первую очередь в восточных районах. Одной из причин появления подобного «бизнеса» является то, что иракские крестьяне не могут конкурировать с дешевой импортной сельхозпродукцией, которая в огромных объемах завозится в страну. По имеющейся информации, новая иракская подпольная отрасль финансируется международными наркосиндикатами.

Очень тяжелыми остаются условия повседневной жизни большинства иракцев. Продолжаются регулярные отключения подачи электричества, сохраняются перебои в снабжении населения топливом. Страна испытывает острый дефицит питьевой воды.

В расстроенном состоянии находится иракское здравоохранение. После войны 2003 года свыше 70 проц врачей, фармацевтом и медсестер покинули свою работу, причем примерно половина из них эмигрировала за рубеж. В настоящее время в Ираке имеется всего около 9 тыс. врачей, т. е. примерно шесть врачей на 10 тыс. жителей. Отметим, что из 18 млрд долл., выделенных на реконструкцию страны, лишь 4 проц были направлены в сферу здравоохранения, в то время как примерно 8 млн иракцев нуждаются в неотложной медицинской помощи.

Несмотря на все трудности и лишения, численность населения Ирака за последние пять лет выросла примерно на 3,5 млн человек и в настоящее время составляет 30,5 млн человек. За это период численность жителей Багдада увеличилось с 5 до 7 млн человек.

Таким образом, в январе 2007 года внутриполитическая ситуация в Ираке характеризовалась сложными и противоречивыми процессами. При этом сохраняющиеся серьезные разногласия между ведущими иракскими политическими силами по многим принципиальным вопросам дальнейшего развития страны по-прежнему тормозят процесс национального примирения.

Руководство Ирака в январе 2008 года вело активную внешнеполитическую деятельность, уделяя первостепенное внимание отношениям с Соединенными Штатами и соседними государствами.

Президент США Дж. Буш, выступая перед Конгрессом с ежегодным докладом «О положении страны», в разделе, касающемся Ирака, подчерк-нул, что главная задача Вашингтона на иракском направлении в 2008 году «заключается в том, чтобы сохранить и приумножить достижения, завое-ванные в 2007 году», и начать реализацию следующего этапа американской стратегии, когда войска США перейдут «от руководства военными операциями к взаимодействию с иракскими силами и в конечном итоге к миссии по прикрытию».

Вашингтонская администрация продолжала оказывать давление на правительство в Багдаде с тем, чтобы оно более активно действовало в вопросах укрепления безопасности и продвижения процесса национального согласия. В этой связи Дж. по Буш заявил: «И хотя иракское правительство добилось определенного прогресса в деле восстановления безопасности, оно сделало не все, что могло сделать».

США выражают неудовлетворение тем, как их союзники и партнеры выполняют обязательства по оказанию помощи Ираку, которые они взяли на конференции в Мадриде в октябре 2003 года. Так, из обещанных 16,5 млрд долл., они предоставили иракцам лишь 2,5 млрд долл. В частности, Саудовская Аравия и Кувейт обязались предоставить по 500 млн долл., но выделили лишь соответственно 87 и 235 млн долл., ОАЭ обещали направить 215 млн долл., но выделили 62,6 млн долл.

Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари охарактеризовал отношения Багдада с Дамаском и Тегераном как «отличные», подчеркнув, что в последнее время они довольно успешно развиваются в сфере борьбы с терроризмом и трансграничной преступностью.

По официальной иранской информации, визит президента ИРИ М. Ахмадинежада в Ирак состоится до 20 марта с. г. Ахмадинежад станет первым главой исполнительной власти Исламской республики, который получил приглашение посетить иракскую столицу.

Президент Турции А. Гюль заверил, что его страна «с уважением относится к территориальной целостности Ирака», а удары, наносимые турецкой армией по боевикам КРП на территории соседнего государства, «лишь способствуют стабильности в Ираке».

Президент Франции н. Саркози предложил иракским политикам провести встречу по вопросам национального примирения на французской территории.

Таким образом, в январе 2008 года военно-политическая обстановка в Ираке не претерпела серьезных изменений и продолжала оставаться сложной, с заметными элементами напряженности в отдельных районах страны.

52.39MB | MySQL:103 | 0,624sec