Экология Пакистана: современные проблемы, национальные проекты и международные инвестиции

Условно все экологические проблемы современного Пакистана могут быть сгруппированы по двум направлениям: во-первых, это истощение природных ресурсов, в основном земельных и водных, и, во-вторых, сильное загрязнение окружающей среды (воздуха, земли и воды), резко негативно отражающееся на здоровье нации. Первая группа экологических проблем традиционно привязана в основном к сельской местности, а вторая — к крупным городам (например, к пакистанскому мегаполису Карачи).

Естественно, что с точки зрения экологии Пакистан не наделен замкнутым пространством. Все природные процессы и проблемы не могут не подвергаться воздействию со стороны внешних факторов как глобального, так и регионального масштаба. В первую очередь, это относится к негативному влиянию на атмосферные явления, равно как и на речную систему страны, поскольку именно воздух и вода не признают никаких государственных границ. (Напрашивается аналогия с Россией, в которой, по словам В.В. Путина, в последнее время обострилось «трансграничное загрязнение территории») [1].

К негативным экологическим факторам глобального масштаба относится парниковый эффект — Пакистан по мере своих возможностей приступил к разработке и реализации серии проектов в соответствии с Рамочной конвенцией ООН по изменению климата. Согласно Монреальскому протоколу по сохранению озонового слоя, правительство ввело жесткие ограничения на импорт оборудования, содержащего фреон. Как правило, все комплексные разработки ведутся при помощи и поддержке международных организаций.

Однако нынешняя нестабильная обстановка в Афганистане уже начинает оказывать негативное влияние на природную среду Пакистана. В отличие от проблем водных ресурсов (связанных в настоящее время с массовым переселением беженцев, а в будущем — с фактором демографического роста), загрязненности воздушного пространства и климатическим изменениям в атмосфере пока не уделяется должного внимания. Можно предположить, что боевые действия привели к существенным климатическим изменениям как в самом Афганистане, так и в соседних странах, на которые направлена афганская роза ветров (в первую очередь, это относится к Пакистану и Ирану).

Если неправильная распашка склонов и интенсивное применение удобрений приводят к развитию эрозии и засоления посевных площадей, то чрезмерный выпас скота и уничтожение естественного покрова (на корм скоту и на домашнее топливо) вызывают, наряду с развитием овражно-балочной сети, сильную ветровую эрозию. В районах с более засушливым климатом, приравниваемых к полупустыням и пустыням, возникают проблемы перемещения песчаных дюн, распространения солончаков и засоленных почв. Последние тенденции значительно усилились в конце 1990-х годов в связи с потеплением климата в глобальном масштабе, равно как и с длительной засухой на региональном уровне.

Распространившаяся в последние годы засуха (причем не только в Пакистане, но и во всех сопредельных странах — Индии, Иране, Афганистане), по-видимому, лишь усилила процессы почвенной деградации и превратила многие из них в необратимые. Первопричиной подобного экологического бедствия стало нерациональное, по сути, чрезмерное применение химических удобрений и ядохимикатов.

Всем известно, что уничтожение лесов, особенно в верховьях рек, как это происходило и происходит в Пакистане, чревато негативными последствиями для экологического баланса страны. По данным специального доклада Всемирного банка (ВБ), с конца 1990-х годов в Пакистане наблюдаются одни из самых высоких в мире темпы вырубки лесов [2]. Основные лесные массивы охраняются провинциальными департаментами, однако важное природоохранное значение имеют лесопарковые ландшафты и лесозащитные полосы на территории крупных землевладений. Естественно, что ответственность за охрану частных лесов несет не государство, а сами земельные собственники, которыми в Пакистане традиционно являются помещики-лендлорды.

Традиционно острой для Пакистана остается проблема водных ресурсов, однако отношение к ней со стороны государства в последние годы начинает постепенно меняться. Если еще лет 15 назад основное внимание уделялось растущему водозабору для ирригации, то с конца 1990-х годов основной проблемой считается сильная степень загрязненности и засоленности всей речной и грунтовой воды, которая не только поступает в оросительные каналы, но и вынужденно применяется для питья большей частью населения.

К основным причинам сильной загрязненности водных ресурсов относится низкая эффективность всего водохозяйственного механизма, охватывающего как ирригационную систему, так и городскую инфраструктуру. Исследования, проводимые в последние годы, показали, что по таким качествам, как структура рН, количество растворенного кислорода, речная вода полностью безопасна и для орошения, и для питья, однако по такому показателю, как количество взвешенных частиц, она полностью непригодна для питьевых нужд.

Среди главных источников загрязнения питьевой воды пакистанские экологи выделяют три группы: бактериальные и органические жидкости и взвеси, поступающие с бытовыми сточными водами; токсичные металлы, органические отходы и кислоты и другие промышленные отходы; агрохимическое загрязнение в форме удобрений и ядохимикатов. Исследование, проведенное Синдским агентством по охране окружающей среды, показало, что основными источниками промышленного загрязнения водных ресурсов являются химическая и текстильная промышленности, а также производство сахара, удобрений и растительного масла [3].

В сельской местности, в отличие от городской среды, процесс загрязнения водных ресурсов уже не может быть решен путем строительства очистных сооружений, поскольку он достиг стадии необратимости. Стекающая с орошаемых полей вода поступает не только в речные русла, но и в грунтовые слои. В результате с каждым годом все больше новых территорий в сельской местности начинают испытывать дефицит водных ресурсов (не столько в количественном значении, сколько в качественном — исчезает экологически чистая, пресная питьевая вода). Положение уже достигло критического уровня в деревнях, которые расположены в непосредственной близости от крупных городских агломераций (например, Карачи), где колодцы загрязняются не только смываемыми с полей химикатами, но и городскими промышленными и бытовыми сточными водами.

В целом, нерациональное использование ирригационной системы, выпас скота и деятельность человека ведут к почвенной эрозии и вследствие этого к нарушению увеличения сельхозпродукции, пастбищ и ирригации. Нерадивое отношение населения к указанным проблемам привело к многомиллионным потерям и недополучению средств в казну, которые, по мнению различных организаций, составляют 50-80 млрд рупий ежегодно [4].

Вторым источником, оказывающим неблагоприятное воздействие на здоровье нации, является загрязнение атмосферного воздуха. По таким показателям, как загазованность и задымленность, которые приводят к возникновению респираторных и онкологических заболеваний, крупные пакистанские города вдвое превышают среднемировые показатели [5]. Ежегодно количество автотранспорта на дорогах Пакистана возрастает на 12% — в течение последних 20 лет общее количество машин увеличилось в пять раз — с 0,8 млн до 4,0 млн [6]. Можно предположить, что именно во столько же раз увеличился объем выхлопных газов, загрязняющих городскую атмосферу. Не менее опасными для здоровья и постоянно расширяющимися источниками загрязнения воздуха являются выбросы промышленных предприятий, в первую очередь это относится к крупным городам Пенджаба.

Традиционным источником загрязнения атмосферы остается каменный уголь, который в больших объемах продолжает использоваться в энергетике, при обжиге кирпича и для домашних нужд. Правительство в этой связи отмечает, что с 2000 г. прослеживается сокращение сжигания угля и постепенная замена его природным газом. Подобная тенденция, по всей видимости, должна сохраняться и ближайшие годы, но здесь стратегические интересы Пакистана должны будут опираться не столько на собственные ресурсы, сколько на поставки природного газа из Туркменистана. Радужные надежды Пакистана, равно как и Афганистана, через территорию которого должен пройти газопровод, оправдаются лишь при стабилизации обстановки в регионе и согласии внешних спонсоров на финансирование проекта. (В настоящее время вопрос остается открытым.)

Другая новая тенденция – ориентация на собственные возобновляемые источники энергии, такие как ветровая и солнечная, в добавление к гидроэнергии. Это, по мнению экологов, уже в ближайшей перспективе должно оказать положительное влияние на рост «чистых» источников энергии, особенно в провинциях Синд и Белуджистан, где много солнечных дней, а прибрежные районы могли бы служить источниками ветровой энергии.

В течение последнего десятилетия Пакистан принимает посильное участие в различных международных соглашениях и протоколах по окружающей среде. Так, например, он является постоянным и активным членом программы ООН по окружающей среде и развитию (в частности, Всемирной программы «Устойчивое развитие», подписанной в Рио-де-Жанейро в 1992 г.), Рамочной конвенции ООН об изменении климата (1994), Киотского протокола о сокращении выбросов парниковых газов (1997), Конвенции о биологическом разнообразии и Конвенции по борьбе с опустыниванием. В 2003 г. правительство приступило к разработке специальных национальных законов о парниковом эффекте, сохранении флоры и фауны, а также о борьбе с опустыниванием.

В 2007 г. Пакистан стал объектом двух важных мировых событий. Это, во-первых, обсуждение в ООН проблемы изменения климата и его последствий для Пакистана в сентябре 2007 г. и, во-вторых, подготовленный ВБ доклад «Стратегия окружающей среды Пакистана».

На заседании ООН присутствовали представители 150 стран и 80 глав государств. От Пакистана вместо Первеза Мушаррафа выступил министр окружающей среды Макдум Хайят. Как основную проблему министр обозначил воздействие земельного и водного режима на сельскохозяйственное производство. Засушливые земли в аридных и семиаридных районах являются самыми уязвимыми и негативно влияющими на сельскохозяйственное производство, что приводит страну в состояние риска. «Даже ледники в Гималаях отступают, и есть опасения, что они вовсе исчезнут», — заявил министр. Оценивая создавшуюся обстановку как тревожную, правительство создало авторитетный комитет и центры изучения для быстрого принятия мер. Как один из основных предложен проект стоимостью 240 млн долл. по облесению значительной территории [7]. Министр заявил, что Пакистан намерен развивать необходимое водоснабжение, изменить севооборот и т.д. Средства на эти работы, которые потребуют значительных затрат, правительство Пакистана намерено получить посредством регионального и международного сотрудничества.

Как уже было отмечено, в 2007 г. эксперты ВБ представили комплексный анализ современных экологических проблем Пакистана. Согласно данным доклада, общее ежегодное сокращение сельхозпроизводства приводит к потерям от 15 до 55 млрд рупий. «К возможным потерям от сокращения обрабатываемой площади 1,4 млн га из-за засоления почвы можно добавить потери в 10-18 тыс. рупий на 1 га. Эти потери, по подсчетам, оценивались в 2007 г. только за счет засоления почв в 50 млрд рупий, или 0,9% ВВП» [8]. Таким образом, засоление почв и выбывание их из общей структуры обрабатываемых земель служит одной из основных проблем деятельности человека.

Следующей проблемой является ирригационная: более 25% орошаемых земель страдает от различного уровня засоления: более 1,4 млн га не обрабатываются из-за повышенного уровня засоления, которое ведет к прямым экономическим потерям, снижению урожайности и к менее заметным потерям из-за изменения способов обработки земли или структуры посевов.

Все более острой становится и проблема подземных вод, которая из-за неадекватного снабжения водой населения, ее очистки и гигиены ежегодно приносит потери в 112 млрд рупий, разрушение почвенного слоя — в 70 млрд, загрязнения воздуха в жилых помещениях — в 67 млрд и загрязнения воздуха в городской среде — в 65 млрд. Общие потери от загрязнения окружающей среды банк оценивает в 365 млрд рупий, или 6% ВВП [9]. Несмотря на ряд позитивных показателей общего экономического развития, показатели, связанные с загрязнением окружающей среды и ее деградацией, остаются на месте и даже растут, поэтому именно на эту проблему необходимо, по мнению составителей доклада, обратить особое внимание.

Удручающее впечатление производят показатели воздействия окружающей среды на смертность и заболеваемость от низкого качества воды, недостаточной степени ее очистки и санитарных показателей. Из-за загрязнения воздуха в городах, значительно превышающей допустимые нормы, ежегодно умирают 27 тыс. человек, а загрязнение воздуха в жилых помещениях ведет к смерти более 30 тыс. детей в год [10]. Необходимо также учитывать выбросы от транспорта из-за плохого качества топлива.

К сожалению, такие негативные тенденции, как расширение групп риска по гепатиту, равно как и резкое повышение случаев онкологических заболеваний, начинают фиксироваться лишь в последние годы. Правительство, направляя ежегодно дополнительные ассигнования на нужды медицины и здравоохранения, пока не проводило комплексных исследований, посвященных причинам возникновения этих новых для санитарно-эпидемиологической обстановки страны проблем.

В докладе ВБ не только приводятся угрожающие данные, но и даются рекомендации по улучшению обстановки в стране. Это, во-первых, усиление государственного контроля в целом по стране и по провинциям и, во-вторых, укрепление сотрудничества между федеральными, провинциальными и муниципальными властями в борьбе за очистку воздуха и качество воды в соответствии со стандартами питьевой воды. Соглашение с ВБ было подписано на сумму 150,2 млн долл. по проекту развития водного сектора провинции Синд, в выполнении которого примут участие различные ирригационные, энергетические и другие организации. Развитие системы водоснабжения приведет к улучшению сельскохозяйственного производства, занятости и росту доходов с 1,8 млн га, или 30% орошаемой земли Синда.

К проблеме окружающей среды в Пакистане подключился и Азиатский банк развития, который вместе с ВБ объявил о предоставлении 660,2 млн долл. на возобновляемые источники энергии и гидроэнергетический сектор, из которых 510 млн долл. Азиатский банк намерен направить на первую подобного рода программу по возобновляемым источникам энергии.

АзБР разработал широкую программу в размере по развитию энергетических ресурсов, включая строительство крупных дамб. Затраты на реализацию этой программы составят 2,5 млрд долл. В 2006 г. 800 млн долл. из этих средств уже было предоставлено для создания энергетической распорядительной системы, еще 800 млн для этих же целей находятся в стадии согласования. Программой предусмотрено использование таких возобновляемых источников, как солнечная, ветровая и энергия от биомассы. Что же касается биомассы, то и она могла бы быть использована для получения энергии. Помимо Пакистанской комиссии по атомной энергии этой же проблемой занимаются Международное агентство по атомной энергии, Сельскохозяйственный университет в г. Фейсалабаде, а также Департамент по проблемам леса [11]. Как заявил представитель АзБР в Пакистане Петер Федон, «инвестиции в такие возобновляемые источники энергии не только создадут энергетическую безопасность Пакистана, но и повысят социальное равенство, обеспечат очистку окружающей среды и создадут хорошие экономические возможности» [12].

«Первенцами» указанной программы будут займы на финансирование малых и средних гидроэлектростанций в Северо-Западной пограничной провинции и Пенджабе. Правительства этих двух провинций намерены взять кредиты на 180 млн долл и 150 млн долл. соответственно для проектов по возобновляемым источникам энергии, в то время как Синд и Белуджистан намерены получить на развитие энергетики по 170 млн долл. Показательно, что практически все средства по линии АзБР будут направлены в сельские районы.

Подобные инвестиционные программы со стороны ВБ и АзБР должны стать естественным продолжением различных спонсорских кампаний по охране окружающей среды в Пакистане. Так, при помощи международных фондов и программ по охране окружающей среды с 2000 г. в Пакистане началось финансирование Проекта по защите охранных территорий общей стоимостью 648,55 млн рупий. Основные средства направлены на сохранение национальных парков в СЗПП, Белуджистане и Азад Кашмире. Правительство приступило к разработке Программы охраны горных районов, в рамках которой находятся четыре крупных заповедника в СЗПП и на Северных территориях; общая стоимость проектов оценивается в 7 млн долл., однако она будет покрываться за счет внебюджетных ассигнований, поскольку не включена в Программу социального развития Пакистана.

1. Время новостей, 31.01.2008, с. 2.

2. Цит. по: Economic Survey 1999-2000. Government of Pakistan, Islamabad, 2000, p. 226.

3. Там же, с.232.

4. Pakistan Observer, 5.10.2007.

5. Economic Survey 2002-2003, p.230.

6. Там же.

7. Daily Times, 26.09.2007.

8. Там же.

9. Daily Times, 5.09.2007.

10. Daily Times, 6.10.2007; 5.09.2007.

11. The Nation, Sunday Plus, 7.10.2007.

12. Daily Times, 6.10.2007.

52.38MB | MySQL:103 | 0,523sec