Израиль: русскоязычные депутаты в Кнессете 23-го созыва

В Кнессете 23-го созыва, который был избран на состоявшихся 2 марта досрочных выборах, 9 русскоязычных депутатов. Учитывая, что всего в Кнессете 120 депутатов, а репатрианты из бывшего СССР составляют немногим менее 20% израильских избирателей, можно констатировать, что представительство русскоязычных в Кнессете почти в два раза меньше их доли в населении еврейского государства.

Четверо, то есть почти половина из этих девятерых – депутаты Авигдор Либерман (уроженец Кишинева), Алекс Кушнир (уроженец Дрогобыча), Юлия Малиновская (уроженка Луганска) и Евгений Сова (уроженец Первомайска Николаевской области), представляют партию «Наш дом – Израиль» (НДИ), которая изначально (эта партия была основана Авигдором Либерманом и ныне покойным Юрием Штерном (уроженец Москвы) в январе 1999 года) зачастую именовалась «израильской партией с русским акцентом». Теперь же, в связи с тем, что «русский вопрос» активно использовался в предвыборной пропаганде как противниками, так и сторонниками этой партии, «русский акцент» НДИ заметно усилился. Противники НДИ, прежде всего, русскоязычные активисты Ликуда в ходе последней предвыборной кампании постоянно обвиняли НДИ в том, что она является «секторальной» или, как минимум, «полусекторальной партией». Учитывая, что из 7 депутатов от НДИ – 4 русскоязычных, нельзя не признать определенной обоснованности подобных утверждений.

Из перечисленных выше депутатов от НДИ только Алекс (Александр) Кушнир был избран в Кнессет впервые. Он репатриировался в Израиль в 1992 году в возрасте 14 лет, служил в пехотной бригаде «Гивати», где был командиром роты. После демобилизации служил в ШАБАКе. По окончании университета был представителем благотворительной еврейской организации «Джойнт» в Беларуси, а затем – генеральным директором Министерства алии и интеграции. В то же время, поскольку НДИ получила на последних выборах на 1 мандат меньше, чем на предыдущих, которые состоялись в сентябре прошлого года, в Кнессет нового созыва не прошел депутат Марк Ифраимов (уроженец города Нальчика Кабардино-Балкарской АССР), который занимал в списке НДИ 8-е место.

На втором месте по числу русскоязычных депутатов в Кнессете нового созыва находится возглавляемая премьер министром Биньямином Нетаньяху крупнейшая правая израильская партия Ликуд. В ней таковых трое. Двое из них – председатель Кнессета Юлий Эдельштейн (уроженец Черновиц) и министр экологии Зеэв Элькин (уроженец Харькова) успели стать частью истеблишмента Ликуда. О своем «русском» происхождении они вспоминают в рамках своей политической активности крайне редко. Что касается депутата Тали Плосковой (уроженка города Бельцы в Молдове), то в прошлом она представляла в Кнессете правоцентристскую партию «Кулану», возглавлявшуюся министром финансов Моше Кахлоном. Сейчас «Кулану» растворилась в Ликуде и больше не существует в качестве самостоятельной фракции. Тали Плоскова занимала 35-ое место в списке Ликуда на прошедших выборах, и лишь несомненный успех этой партии на последних выборах (на предыдущих выборах Ликуд получил только 32 мандата) сделал это место проходным.

Еще два русскоязычных депутата – Йоэль (Константин) Развозов (уроженец Биробиджана) и Андрей Кожинов (уроженец Казани) есть в возглавляемом депутатом Кнессета Биньямином (Бени) Ганцем центристском блоке «Бело-голубые». При этом Йоэль Развозов является депутатом Кнессета с 2013 года. Он представляет входящую в состав упомянутого блока партию «Еш атид», возглавляемую депутатом Яиром Лапидом. Что касается Андрея Кожинова, то он стал депутатом Кнессета впервые. Он репатриировался в Израиль в 1997 году в возрасте 17 лет. Служил в пресс-службе ЦАХАЛа. Затем на протяжении многих лет был военным корреспондентом русскоязычного 9-го канала ИТВ

Ни в возглавляемом депутатом Кнессета Амиром Перецом левом блоке «Авода-Гешер-МЕРЕЦ», ни в одной из представленных в Кнессете нынешнего созыва трех религиозных фракций, ни, естественно, в антисионистском Объединенном арабском списке, возглавляемом депутатом Кнессета Ахмадом Тиби, русскоязычных депутатов нет.

Тот факт, что представительство русскоязычных израильтян в Кнессете заметно ниже их доли в населении Израиля, не является чем-то из ряда вон выходящим. Это практически норма, хотя в прошлом представительство русскоязычных в Кнессете было несколько больше. Так, например, на выборах 2009 года в Кнессет прошли только по списку НДИ 8 русскоязычных депутатов (всего на тех выборах НДИ получила 15 мандатов). Гораздо более существенным представляется тот факт, что подавляющее большинство русскоязычных депутатов в Кнессете нынешнего созыва – 6 из 9 — принадлежит к партиям и партийным блокам, находящимся в оппозиции все еще остающемуся у власти переходному правительству право-религиозной коалиции, возглавляемой Ликудом.

Как уже было сказано выше, «русский фактор» играл на последних выборах весьма значимую роль. Это было вызвано в первую очередь жесткой, если не сказать непримиримой позицией, занятой НДИ по отношению к ультраортодоксальным религиозным партиям – сефардской ШАС, возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери, и ашкензаским партийным блоком «Еврейство Торы», возглавляемым министром здравоохранения Яаковом Лицманом. НДИ выступило с целым рядом требований в сфере изменения отношений религии и государства. Вот основные из них:

  1. Отмена освобождения от призыва на службу в ЦАХАЛ учащихся ультраортодоксальных ешив.
  2. Введение общеобразовательных предметов (математики, английского языка и т.п.) в программу финансируемых государством ультраортодоксальных религиозных школ.
  3. Упрощение процедуры гиюра (перехода в иудаизм) для лиц, которые не рассматриваются в качестве евреев традиционным еврейским религиозным правом – Галахой (например, дети еврейских отцов от нееврейских матерей).
  4. Введение института гражданского брака в Израиле.
  5. Предоставление местным властям городских и поселковых муниципалитетов права принятия на основании позиции большинства их населения решений относительно разрешения или неразрешения открытия магазинов по субботам, а также введения общественного транспорта по субботам.

И это – далеко не полный список требований. В ответ ультраортодоксальные религиозные партии, негласно поддержанные Ликудом, начали кампанию делегитимации НДИ как таковой. Ее объявили сперва «левой», а затем и «антисемитской партией», за которую голосуют приехавшие в Израиль на основании Закона о Возвращении гои (к таковым причислялись и дети еврейских отцов от нееврейских матерей), ненавидящие еврейское государство и иудаизм, а также выжившие из ума пенсионеры, никогда не работавшие в Израиле, многие из которых являются коммунистами и/или хотят в церкви. При этом лидер Ликуда премьер-министр Биньямин Нетаньяху подчеркнуто сконцентрировал свои усилия на мобилизации на свою сторону выходцев из Эфиопии, борьбой за голоса репатриантов из бывшего СССР он на этот раз фактически пренебрег. Об этом косвенным образом свидетельствует крайне пассивная позиция русскоязычных кандидатов от Ликуда – Юлия Эдельштейна, Зеэва Элькина и Тали Пласков в ходе последней избирательной кампании. Они старательно не замечали расистских нападок представителей союзной Ликуду партии ШАС на своих земляков, однако в то же время они старались свести к минимуму полемику с НДИ.

Как следствие, в настоящее время партия НДИ, как и русскоязычные депутаты от блока «Бело-голубые», то есть большинство русскоязычных депутатов Кнессета нынешнего созыва, находятся сейчас в лагере самых решительных противников того, чтобы Биньямин Нетаньяху продолжал оставаться у власти.

62.85MB | MySQL:102 | 0,414sec