Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (4 – 10 февраля 2008 года)

На прошедшей неделе наиболее важные события в регионе происходили в зоне палестино-израильского конфликта и вокруг Афганистана. Ситуация в зоне палестино-израильского конфликта обострилась: палестинские экстремистские группировки резко увеличили количество ракетных обстрелов территории Израиля из сектора Газа. В ответ израильские военные наносили удары по объектам и руководителям боевиков в палестинском анклаве. Министры обороны стран-членов НАТО на встрече в Вильнюсе не смогли полностью преодолеть разногласия по вопросу об отправке дополнительных воинских контингентов в Афганистан.

На минувшей неделе палестинские боевики в секторе Газа резко активизировали ракетные обстрелы пограничных районов Израиля, особенно г. Сдерот. Всего за неделю экстремисты выпустили до 100 ракет. Среди израильского населения имеются многочисленные раненые. 4 февраля палестинские террористы-смертники впервые после длительного перерыва совершили теракт на территории Израиля в южном г. Димона, также приведший к человеческим жертвам. Особую обеспокоенность властей еврейского государства вызвало то обстоятельство, что теракт был совершен в тщательно охраняемой зоне, где находится израильский ядерный центр. В ответ на действия экстремистов и террористов израильская армия нанесла серию воздушных ударов по объектам боевиков и их руководителям, а также провела несколько рейдов на территории палестинского анклава. Имеются потери как среди боевиков, так и среди гражданского населения. Кроме того, Израиль сократил поставки электроэнергии в сектор Газа.

Представитель радикальной группировки ХАМАС предупредил, что Израилю следует ждать новых терактов на своей территории, в т. ч. совершаемых террористами-смертниками. Глава ПНА М. Аббас осудил теракты и ракетные обстрелы Израиля, назвав их «бессмысленными». Одновременно Аббас призвал израильское руководство прекратить экономическую блокаду сектора Газа. Премьер-министр Израиля Э. Ольмерт пока не идет на проведение масштабной военной операции в секторе Газа и настаивает на продолжении «методичных ударов» по боевикам, их лидерам и объектам.

Несмотря на обострение военно-политической ситуации в зоне конфликта Израиль и Палестинская национальная администрация продолжают переговоры по выработке мирного соглашения. В то же время глава правительства ПНА С. Файяд считает, что «прочное мирное соглашение с Израилем вряд ли будет достигнуто в 2008 году».

Обстановка на границе Египта с сектором Газа к концу прошедшей недели в целом стабилизировалась, однако напряженность в отношениях между египетскими властями и руководством ХАМАС не спадает. По оценке египтян, до настоящего времени примерно 9 тыс. палестинцев, проникших на территорию АРЕ из Газы, все еще не вернулись обратно. При этом особое беспокойство вызывает то, что среди них немало боевиков террористических группировок. Полиция и органы безопасности АРЕ ведут усиленный поиск этих лиц. Египетские власти также беспокоит возможность установления связей палестинских экстремистов с местными исламистами из «Ассоциации братьев-мусульман». Сотни граждан Египта, подозреваемых в контактах с ХАМАС, арестовано.

Глава МИД АРЕ А. А. аль-Гейт жестко предупредил руководство ХАМАС от возможного повторения прорыва палестинцами из Газы египетской границы. Аль-Гейт сообщил, что Каир ведет переговоры с Израилем об увеличении численности египетского военного контингента на египетско-палестинской и египетско-израильской границе, для чего, по мнению министра, потребуется подписать протокол о внесении изменений в мирный договор между АРЕ и Израилем 1979 г. Со своей стороны, заместитель главы политбюро ХАМАС М. Абу Марзук заявил, что прорыв египетской границы в январе 2008 г. «был пробой сил», а «в другой раз палестинцы могут прорвать границу с Израилем или Иорданией».

Израиль решил начать сооружение дополнительных заграждений на границе с Египтом (255 км) с тем, чтобы обезопасить себя от проникновения террористов. Первоначально новые заграждения установят вблизи южного портового г. Эйлат и на центральном участке границы в районе Ницаны.

Американская администрация продолжает настойчиво требовать от союзников по НАТО увеличения их военного присутствия в Афганистане, более активного участия в боевых операциях против талибов «разделения ответственности» за обеспечение безопасности в наиболее опасных районах на юге этой страны. Глава Пентагона Р. Гейтс заявил, что возникшие в альянсе разногласия в отношении действий в Афганистане ставят под угрозу само будущее НАТО. По мнению Гейтса, без более равномерного распределения бремени военных операций в этой стране между западными участниками коалиции «у солдат пропадает всякое желание воевать». В настоящее время основная боевая нагрузка в южных районах Афганистана лежит на солдатах США, Великобритании, Канады и Нидерландов.

Между тем ведущие страны НАТО не идут на увеличение численности своих афганских контингентов. Так, Великобритания считает, что здесь находится «правильное количество» британских военнослужащих (7,77 тыс. чел.), которые способны справиться со всеми возложенными на них задачами. Германия не намерена наращивать силы бундесвера в Афганистане (ок. 3 тыс. чел.), а тем более направлять их на юг страны. Отказались направить свои войска в район боевых действий на афганском юге Испания. Италия и Турция. Франция лишь рассматривает вопрос о возможности переброски в район боев части своих подразделений в помощь союзникам по коалиции. И лишь Норвегия заявила о направлении в Афганистан в марте дополнительно 200 солдат (сейчас 500).

Директор национальной разведки США М. Макконелл выразил обеспокоенность деятельностью талибов, которые, по его мнению, укрепили свои позиции не только на юге, но и в ранее более безопасных местах на западе Афганистана, в т. ч. вблизи Кабула.

Афганские власти ведут переговоры с частью командиров движения «Талибан» пытаясь уговорить их перейти к мирной жизни, но при непременном условии признания действующей конституции страны.

С оптимистическим заявлением выступил в Вильнюсе министр обороны Афганистана А. Р. Вардак, сообщивший, что к 2009 г. кабульское правительство планирует создать боеспособную армию в 80 тыс. чел. (сейчас ок. 50 тыс. чел.). Причем, по словам Вардака, ее подготовка ведется «с опережением первоначального плана», а пока страна нуждается в иностранной военной помощи.

Сложная внутриполитическая обстановка сохраняется в Пакистане. Вооруженные сторонники талибов продолжают регулярно совершать нападения на правительственные силы безопасности и военных в западных районах страны. 9 февраля в г. Чарсадда на северо-западе Пакистана на митинге оппозиционной светской пуштунской Национальной партии Авами совершен теракт, в результате которого погибли и получили ранения десятки человек. В то же время представитель одной из крупных проталибских группировок «Техрик Талибан-и Пакистан» сообщил об объявлении перемирия с властями в районах, примыкающих к границе с Афганистаном. Как правило, исламистские боевики используют подобного рода передышки для перегруппировки боевых сил и дальнейшего укрепления своих рядов.

По сообщениям иранских СМИ, 4 февраля в ИРИ осуществлен испытательный запуск космической ракеты-носителя, а в марте будущего года с помощью такой ракеты Тегеран рассчитывает вывести на орбиту исследовательский ИСЗ. Также сообщается об открытии на севере страны нового космического центра.

Глава МАГАТЭ М. аль-Барадеи признал, что за последние несколько месяцев Иран значительно продвинулся «в решении ядерного вопроса». При этом аль-Барадеи призвал Тегеран к большему сотрудничеству с МАГАТЭ. По имеющейся информации, в ядерном центре в Натанзе начаты испытания нового поколения центрифуг для обогащения урана, которые значительно быстрее выполняют эту работу. Директор национальной разведки США М. Макконелл заявил, что «иранцы все еще идут по пути производства расщепляющихся материалов» а также продолжают «совершенствовать баллистические ракеты, способные достигать Северной Африки и Европы». «Самой ранней датой», когда Иран может оказаться технически способным произвести достаточно расщепляющихся материалов для создания ядерного боеприпаса, назван 2009 г.

Реформистские политические силы ИРИ пессимистически оценивают свои шансы добиться успеха на предстоящих 14 марта парламентских выборах. Основной причиной такой оценки является исключение властями из избирательных списков более 50 проц их кандидатов.

В Ливане с 11 на 26 февраля (в 14-й по счету раз) перенесена дата избрания нового президента республики. Генеральный секретарь ЛАГ А. Муса, находившийся на минувшей неделе в Бейруте с посреднической миссией, не смог сблизить позиции партий правящей коалиции и оппозиционных сил. Ожидается, что А. Муса вновь прибудет в Ливан 24 февраля для продолжения своих усилий по урегулированию затяжного политического кризиса в этой стране.

9 февраля правительство Судана подписало с представителями ООН и Африканского союза (АС) соглашение о статусе пребывания в стране миротворческих сил ООН-АС, которые будут нести службу в Дарфуре. Численность миротворческого контингента определена в 26 тыс. чел. Большую часть миротворцев, как того требовал Хартум, составят контингенты из стран Африки. Миротворцы получили право свободного передвижения и использования средств связи на территории Дарфура.

Вместе с тем, обстановка в этом регионе вновь обострилась. Правительственные войска при поддержке авиации атаковали позиции повстанцев из Движения за справедливость и равенство на западе Дарфура. При этом власти утверждают, что силы боевиков первыми совершили нападения на армейские подразделения. По оценке экспертов ООН, ситуация в Дарфуре все больше выходит из-под контроля и «движется в направлении полномасштабной войны». Также подчеркивается, что миротворцам ООН-АС будет «очень опасно действовать в центре войны».

Парламент Турции 9 февраля принял поправки к конституции страны, отменяющие запрет на ношение хиджаба в университетах. Инициатором поправок стала правящая Партия справедливости и развития, которая считает, что запрет на ношение мусульманских платков является нарушением прав и свобод граждан. В свою очередь сторонники светского государства, прежде всего представители университетов и армии, утверждают, что снятие запрета ведет к чрезмерному проникновению религии в жизнь страны.

Сложная военно-политическая обстановка сохраняется в Ираке. В провинции Дияла к северо-востоку от Багдада обострился конфликт между вооруженными отрядами суннитских т. н. «народных комитетов, которые помогают американским войскам в борьбе с «Аль-Каидой», и местными властями, поддерживаемыми центральным правительством. Командование ВС США в Ираке опасается, что конфликт может распространиться на западную провинцию Анбар и некоторые районы Багдада, что негативно скажется на борьбе с экстремистами.

На минувшей неделе турецкая авиация нанесла несколько ракетно-бомбовых ударов по объектам боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии (КРП) в Северном Ираке. Премьер-министр Турции Р. Т. Эрдоган заявил, что Анкара продолжит наносить удары по боевикам КРП в Ираке, и раскритиковал позицию стран Евросоюза, которые не принимают должных мер по недопущению деятельности курдских сепаратистов на своей территории.

На северо-западе Йемена в районе г. Саада, несмотря на достигнутое недавно перемирие, возобновились боестолкновения армии с исламистскими боевиками.

Приложение

Вооруженные силы Турции

Политическое руководство и военное командование Турции рассматривает военно-политическую обстановку, складывающуюся на Ближнем и Среднем Востоке, на Балканах, в Восточном Средиземноморье и Закавказье, как нестабильную и взрывоопасную. Вооруженная борьба, которую ведет сепаратистская Курдская рабочая партия (КРП), обусловливает напряженность в юго-восточных районах Турции. Сложная внутриполитическая ситуация сохраняется и в стране в целом. В этих условиях Анкара реализует широкий комплекс практических мер, направленных на укрепление национальных вооруженных сил, повышение их боевых возможностей.

Турецкие ВС насчитывают 510,7 тыс. чел. и состоят из сухопутных войск, ВВС и ВМС. Кроме того, имеются военизированные формирования жандармерии (150 тыс. чел.) и береговой охраны (3,25 тыс. чел.). Мобилизационный ресурс составляет 19,8 млн чел., в т. ч. – 12 млн годных к военной службе. Военные расходы в 2006 г. составили 8,08 млрд долл.

По действующему законодательству верховным главнокомандующим вооруженными силами является президент республики. В мирное время вопросы военной политики и военного строительства, использования армии, проведения всеобщей мобилизации решает Совет национальной безопасности во главе с президентом. Непосредственное руководство строительством ВС осуществляет министр обороны (гражданское лицо). Высший орган оперативного руководства войсками – генеральный штаб, начальник которого является главнокомандующим вооруженными силами.

В соответствии с конституцией республики на турецкие вооруженные силы возложена задача защиты страны от внешних и внутренних врагов, а также географических, геополитических, геостратегических, политических, военно-политических и экономических интересов государства на суше, на море и в воздушном пространстве.

Основу вооруженных сил Турции составляют сухопутные войска (402 тыс. чел., ок. 79 проц от общей численности ВС). Резервный компонент СВ насчитывает 258,7 тыс. чел. В начале века был осуществлен перевод сухопутных войск с дивизионной организации на бригадную, что, по мнению командования, позволяет более эффективно действовать в горно-лесистой местности. В боевом составе СВ имеется 4 штаба полевых армий, 10 штабов армейских корпусов, штаб командования войск спецназначения, 2 пехотных дивизии, 48 бригад (пехотных — 11, механизированных – 15, бронетанковых – 17, спецназа – 5), 11полков (президентской гвардии, пехотный пограничной охраны — 5, авиационных — 4) и 26 батальонов пограничной охраны.

На вооружении сухопутных войск состоит: 4205 танков, основу которых составляют устаревшие М48 (2876); св. 1550 артиллерийских орудий, в т. ч. ок. 880 самоходных калибра от 105 до 203,2 мм; 84 РСЗО, из них 12 американских MRLS, которые используются в качестве ПУ для ракет ATACMS с дальностью стрельбы до 165 км; ок. 5800 минометов; свыше 1280 ПУ ПТУР; ок. 400 ПЗРК; 650 БМП и более 3640 БТР. В армейской авиации имеется 168 самолетов и 271 вертолет, в т. ч. 47 боевых.

Дальнейшее развитие сухопутных войск Турции будет идти по пути наращивания огневой мощи, маневренности, мобильности и живучести соединений и частей, совершенствования сил и средств ведения разведки, особенно на большую глубину, обеспечения условий для ведения наступательных и оборонительных боевых действий в любых метеоусловиях. В планах командования предполагается расформирование 4 бригад: пехотной, механизированной и двух бронетанковых. С целью обновления танкового парка приобретаются 298 немецких танков «Леопард» 2А4, а в самой Турции будет произведено 1000 машин этого типа. При содействии Израиля 170 танков М60 модернизируются до уровня «Сабра». По мере поступления в войска новых танков старые М48 будут выводиться на хранение. Возможна закупка и 250 американских танков М1А1 «Абрамс». Продолжается поступление в войска современных 155-мм гаубиц. Для армейской авиации планируется закупить 50 боевых и 20 многоцелевых вертолетов.

Военно-воздушные силы (60,1 тыс. чел.) организационно состоят из двух тактических авиационных командований (1, 2) транспортных и транспортно-заправочных авиабаз, учебного командования, командования тыла. ВВС разделены на две группировки оперативного предназначения: восточную и западную. Основной из них является западная. По оценкам экспертов, турецкая авиация способна обеспечить прикрытие территории страны с воздуха, осуществлять в любой момент перехват нарушителей воздушного пространства, оказывать содействие сухопутным войскам и ВМС, наносить мощные удары по войскам и различным объектам противника.

На вооружении ВВС состоит 445 боевых самолетов, основу которых составляют тактические истребители F-16С/D (193) и модернизированные F-4Е «Фантом» (135). Военно-транспортная авиация насчитывает до 100 самолетов, а также 7 самолетов-заправщиков КС-135R. Парк учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов представлен 260 машинами, а вертолетной авиации — 40 многоцелевыми и транспортными машинами. Также имеются 2 самолета РЭБ и до 160 беспилотных летательных аппаратов.

В состав ВВС организационно входят силы и средства ПВО, территориально разделенные на два сектора противовоздушной обороны: восточный и западный, границы которых совпадают с зонами ответственности 1-го и 2-го тактических авиационных командований. Общее руководство силами и средствами ПВО осуществляет управление противовоздушной обороны в составе главного оперативного управления штаба ВВС. На вооружении частей ПВО находятся устаревшие американские ЗРК «Найк Геркулес», а также маловысотные английские ЗРК «Рапира» и «Рапира» BIX, ПЗРК «Стингер».

В соответствии с планами развития ВВС до 2015 г. главное внимание уделяется модернизации самолетного парка, развитию средств ПВО, аэродромной сети, совершенствованию средств управления и связи, повышению качества боевой выучки летного состава и наземного персонала. Планируется модернизировать все имеющиеся истребители F-16 и приобрести 30 истребителей F-16 блок 52, модернизировать 35 самолетов F-4 до уровня F-4 2002. К 2015 г. ожидается поступление новейших американских многоцелевых истребителей F-35. Предстоит закупка новых самолетов РЭБ и базовой патрульной авиации. Обновится ракетное и бомбовое вооружение. Будет проведена модернизация части транспортных самолетов и вертолетов. Силы ПВО должны получить из США ЗРК «Пэтриот» и «Усовершенствованный Хок».

Военно-морские силы (48,5 тыс. чел.) организационно состоят из 4 командований: военно-морского флота, Северной и Южной военно-морских зон, а также учебного. В целом ВМС Турции являются современным, технически хорошо оснащенным видом ВС, способным решать задачи как самостоятельно, так и в составе объединенных ВМС НАТО.

Корабельный став флота представлен 99 боевыми кораблями, в т. ч. 12 подводными лодками и 25 фрегатами, и 42 боевыми катерами, в т. ч. 25 ракетными. Морская авиация имеет на вооружении 6 самолетов и 22 вертолета. Морская пехота насчитывает 3,1 тыс. чел.

Программой развития и модернизации ВМС до 2012 г. предусматривается строительство 6 фрегатов нового поколения, новых корветов турецкого проекта, серии тральщиков-искателей мин и новых быстроходных катеров, достройка последних трех подводных лодок в серии «Первез». Большое внимание будет уделено повышению возможностей надводных кораблей в борьбе с подводными лодками и сил для действий в прибрежной зоне.

В последние годы командование ВС Турции все больше внимания уделяет использованию космоса в военных целях. К 2014 г. планируется иметь 2 ИСЗ для решения задач раннего предупреждения и ряд других спутников военного назначения.

Турция является активным участником НАТО и на постоянной основе принимает участие в различных военных и военно-политических мероприятиях альянса. Главным партнером страны по ВТС являются США. Широкое военное сотрудничество поддерживается с Израилем и странами Западной Европы. Турция оказывает помощь в подготовке военных кадров Албании, Азербайджану, Грузии, Казахстану, ОАЭ. Турецкие войска находятся с миротворческими миссиями в Афганистане, Боснии и Герцеговине, Македонии. С 1974 г. группировка турецких ВС (30 тыс. чел.) размещена на севере Кипра.

С начала 1980-х гг. армия регулярно приводит войсковые операции против боевиков КРП на юго-востоке страны, а с осени 2007 г. турецкие военные осуществляют операции ограниченного масштаба против сепаратистов и их объектов на территории Северного Ирака.

В целом в настоящее время Турция обладает хорошо организованными и подготовленными вооруженными силами с дисциплинированным личным составом.

52.17MB | MySQL:103 | 0,498sec