Иран накануне выборов. Удар по реформаторам

До проведения парламентских выборов (14 марта) в ИРИ остается месяц. Однако до сих пор окончательно не сформированы списки кандидатов и даже нет полной ясности в вопросе об участии некоторых политических партий и организаций в этой выборной кампании. Объявленные Наблюдательным советом результаты проверки благонадежности кандидатов и их соответствия требованиям, предъявляемым к депутатам меджлиса, проводимой специальными комитетами, смешали все карты в раскладе политических сил Ирана. 25 января с.г. министр внутренних дел ИРИ М. Пурмохаммади сообщил, что 1/3, или более 2000 из 7240 кандидатов, подавших заявки, не допущены к участию в выборах [1]. Практика отстранения кандидатов, преимущественно из лагеря реформаторов, активно применялась и перед выборами в меджлис 7-го созыва, когда не было зарегистрировано 5,3% кандидатов. Однако на этот раз число отказов оказалось беспрецедентным. Можно говорить о том, что еще до начала агитационной кампании практически все основные кандидаты от лагеря реформаторов были сняты с дистанции и под сомнение была поставлена сама идея конкурентной борьбы на выборах.

Предварительные данные о результатах подтверждения кандидатур показали, что от 50 до 80% представителей реформаторского движения не получили одобрения со стороны Наблюдательного совета. Большие потери понесло и движение “независимых” и “умеренных” [2]. Окончательные результаты оказались еще более пессимистичными для лагеря оппозиции. Партия “Народного доверия” — более 70% не допущенных, “Мошаракат” и “Моджахедин-е энгелаб-е ислами” — 100%. Не получили мандата доверия большинство членов Ассамблеи борющегося духовенства. Были заблокированы 75% кандидатов Народной коалиции за реформы. Во втором городе страны, Исфагане, и шахрестанах одноименного остана были сняты все кандидаты от лагеря реформаторов. Не получили одобрения Наблюдательного совета почти 20 депутатов нынешнего меджлиса, зарегистрированных в качестве кандидатов на предстоящих выборах, и среди них вице-спикер Бехзад Набави. Десять из них представляют реформаторов и являются членами фракции “Линия имама”. Предполагается, что основным аргументом для отвода депутатов стала их резкая критика действий правительства.

Из 909 зарегистрированных кандидатов от реформаторов получили разрешение на участие в выборах лишь 138 человек. Среди не допущенных на основании статьи 28 Закона о выборах оказались известный богослов-правовед, бывший член Наблюдательного совета ходжат оль-ислам и член Совета экспертов М. Р. Аббасифард, несколько известных религиозных деятелей, 4 министра правительства М. Хатами, 15 губернаторов, 70 депутатов меджлиса разных созывов, бывший мер Тегерана, член городского совета Тегерана и даже внук аятоллы Хомейни. Изучение досье этих кандидатов показало, что их убеждения недостаточно соответствуют понятиям и нормам ислама, они не полностью лояльно относятся к исламскому режиму, не уважают Конституцию или не пользуются известностью в своих избирательных округах. Применение таких формулировок для отвода известных общественных и политических деятелей страны не просто вызвало изумление, а поставило на обсуждение вопрос о том, что повальное отстранение реформаторов — это заранее спланированная акция. В отличие от оппозиционного лагеря абсолютное большинство представителей лагеря консерваторов получили мандат на участие в выборах.

Руководители лагеря реформаторов М. Хатами, А.А. Хашеми-Рафсанджани и М. Кярруби провели встречу, на которой обсудили итоги процесса рассмотрения кандидатур. По итогам встречи было сделано заявление о том, что они приложат усилия к тому, чтобы решения комиссий были пересмотрены контрольными комиссиями Наблюдательного совета в срок, отведенный для подачи апелляций, для чего проведут консультации с авторитетными лицами. Лидеры оппозиции подчеркнули, что реформаторы в любом случае должны принять участие в выборах, и призвали к укреплению единства их рядов [3].

Ряд известных религиозных деятелей страны выступили с критикой политики Наблюдательного совета, в которой усмотрели открытое стремление оттеснить прореформаторские силы с политической сцены. В СМИ страны обсуждался вопрос о том, что такая практика отстранения кандидатов идет вразрез с демократическими принципами, закрепленными в Конституции ИРИ, поскольку лишь сами избиратели могут принимать решение о соответствии кандидатов для участия в выборах в парламент страны [4].

Результаты проверки кандидатов обсуждались на встречах М. Хатами с религиозным лидером страны, М. Кярруби — с Хасаном Хомейни (внуком аятоллы Хомейни). В консультациях по этому вопросу принял участие А.А. Натег-Нури, председатель меджлиса 5-го созыва, а в настоящее время руководитель инспекции при аппарате лидера ИРИ. Тем не менее усилия лидеров оппозиции не принесли результатов.

Повторное рассмотрение комиссиями “отвергнутых кандидатур” лишь усугубило напряженность в реформаторском лагере и вызвало новую волну возмущения в общественно-политических кругах ИРИ. Лишь единицы среди представителей реформаторов были признаны соответствующими критериям, при том что некоторые кандидаты, уже допущенные к выборной кампании, были отстранены.

Лагерь реформаторов пребывает в некотором смятении. Учитывая, что в Иране еще не сложилась система партий в современном ее понимании и отсутствует опыт многолетней партийной борьбы, общество оценивает в основном не программы и лозунги, выдвигаемые партиями, а лиц, которые их представляют. Именно на авторитет, популярность, способности и возможности своего представителя делает ставку большинство организаций. Отсутствие достойных кандидатур, которые могли бы привлечь голоса избирателей, затрудняет формирование списков. Некоторые партии рассматривают вопрос о неучастии в выборах. Серьезно обсуждается и возможность бойкота выборной кампании со стороны реформаторских группировок. Появлялись сообщения о том, что готовится роспуск коалиции.

Второе значительное препятствие, стоящее на пути лагеря оппозиции, – сложности ведения агитационной кампании. Возможности использования реформаторами СМИ, прежде всего телевидения и радиовещания, сильно ограничены. За последний год был закрыт ряд печатных изданий и сайтов (газета «Шарг», интернет-сайт baztab.ir). В январе этого года была изъята лицензия у журнала “Занан” — издания Ассоциации женщин-реформаторов.

Накануне выборов меджлис страны принял закон о запрещении использования плакатов и фотографий кандидатов в ходе предвыборной кампании, что вызвало недовольство даже в лагере консерваторов. Не ясно, чем было мотивировано такое решение парламента, которое даже Наблюдательный совет расценил как несоответствующее Конституции.

Ряд политических деятелей страны, прежде всего лидеры реформаторского лагеря, призывают своих сторонников не отказываться от участия в выборах, так как бойкот заведет в тупик движение реформаторов, а, проведя перегруппировку сил, сделать ставку на решение избирателей. Так, А.А. Хашеми-Рафсанджани заявил о необходимости участия в кампании представителей всех политических спектров, так как “взаимодействие реформаторов и консерваторов на основе принципа умеренности будет отвечать интересам государства” [5]. Лидер партии “Народное доверие” также высказался за необходимость участия в выборах, пусть в ограниченном масштабе, с тем чтобы сохранить возможность для защиты своих интересов и выражения своих мнений [6]. Однако уже сейчас ясно, что реформаторам не удастся получить те 30-40% мест в парламенте, на которые они делали расчет. По словам спикера коалиции реформаторов А. Насери, они могут надеяться лишь на 10% [7].

В последние дни представители различных течений движения реформаторов ведут активные консультации друг с другом. Сложившаяся ситуация подталкивает все политические спектры этого лагеря к взаимодействию, так как ни одно из течений реформаторов не может сформировать свой список. Весьма вероятно, что, если основные силы примут окончательное решение об участии в выборах, то для привлечения большего количества голосов они будут вынуждены выставить общий список кандидатов, включив в них наиболее известных лиц из претендентов, получивших вотум доверия, или поддержать кандидатов других флангов.

Несомненно, что практика отстранения кандидатов реформаторов, примененная перед выборами в меджлис 7-го созыва и закрепленная в ходе нынешней кампании, усугубляет недовольство руководящими структурами страны, способствует осложнению внутриполитической обстановки, так как ставит под сомнение демократические принципы политической организации иранского общества. Нельзя сбрасывать со счетов и отрицательный международный резонанс, который вызывает такая политика, так как это нанесет удар по имиджу ИРИ и вызовет осложнения при решении ядерной проблемы и усиление изоляции страны.

1. Tehran Times. 26.01.2008.

2. К лагерю реформаторских сил, помимо Коалиции реформаторов и Народной коалиции реформ, примыкает Фронт за свободу и равноправие (лидер – Ибрагим Асгар-заде), характеризующий себя как умеренное течение в лагере реформаторов. – См. Этемад-е мелли. 03.02.2008.

3. Tehran Times. 28.01.2008.

4. Каргозаран. 05.02.2008.

5. Этемад-е мелли. 05.02.2008.

6. Этемад-е мели. 02.02.2008.

7. Tehran Times. 06.02.2008.

52.26MB | MySQL:103 | 0,500sec