Военные академии в Южном Курдистане

В Южном (Иракском) Курдистане имеются два военных вуза – военные академии в городе Захо (создана в конце 1996 г.) и в Калачолане (к северу от Сулеймании), где традиционно находилась ставка Талабани. Они созданы на месте бывших военных баз Демократической партии Курдистана (ДПК) и Патриотического союза Курдистана (ПСК).

Обе курдские военные академии были учреждены после создания «зоны безопасности» на части территории Южного Курдистана, которая положила конец контролю иракских властей над территорией тогда еще Курдского автономного района (КАР). Толчком к учреждению военных академий в Курдистане послужили междоусобный конфликт в 1994-1996 гг. между ДПК и ПСК и создание на территории Южного Курдистана двух региональных правительств – с центром в Эрбиле (провинции Эрбиль и Дохук) под властью ДПК и в Сулеймании под властью ПСК. После этого обе крупнейшие курдские политические партии начали фактически осуществлять строительство профессиональных вооруженных сил. Процесс строительства профессиональных армий ДПК и ПСК на основе повстанческих формирований пешмерга происходил одновременно с процессом создания партийных бюрократий при соответствующем региональном правительстве, резко ускорившись после свержения баасистского режима в Ираке. Хотя до настоящего времени этот процесс все еще не завершен, сегодня можно уже говорить о создании профессиональной армии Курдистана (точнее – пока двух профессиональных армий, ДПК и ПСК), характеризующейся весьма высокой боеготовностью.

Фактически обе военные академии Курдистана являются партийными (ДПК и ПСК) вузами, хотя к академии в Захо это относится в значительно меньшей степени. В них готовят офицеров (подготовка длится год) для сил пешмерга, которые до сих пор являются партийными вооруженными силами. Видимо, именно по этой причине военной академии нет в столице Курдистана Эрбиле, который является лимитрофным регионом между традиционными региональными бастионами ДПК и ПСК – соответственно Дохуком и Сулейманией. Кроме того, Эрбиль очень уязвим с военно-стратегической точки зрения. Поэтому академии созданы в военных бастионах ДПК и ПСК.

Как известно, несмотря на создание единого регионального правительства, в Курдистане до сих пор существует два министерства по делам пешмерга (обороны), хотя еще два года назад предполагалось, что будет создано единое министерства и главный штаб, подчиняющийся президенту Региона Курдистан. Согласно планам, армия Курдистана будет насчитывать четыре корпуса.

Калачолан в качестве военной базы и местонахождения руководства ПСК был выбран не только в связи с военно-стратегическим положением этого района. Калачолан является исторической столицей известного княжества Бабанов, территория которого включала в основном районы, совпадающие с территорией РегПК в Сулеймании. Город Сулеймания был основан в 1784 г. в качестве новой столицы княжества именно вместо Калачолана.

Военная академия в Захо (провинция Дохук, недалеко от турецко-иракской границы), став благодаря американцам более сильным и престижным военным учебным заведением (на сегодня это лучшая военная академия в Ираке), в последнее время благодаря рекомендациям американцев вышла за рамки ДПК, став, по сути, общеиракской. В последнее время в военную академию в Захо начали в значительном количестве набирать арабов, численность которых в некоторых выпусках составляет уже около трети, в то время как в Калачолане численность арабов-курсантов не превышает нескольких процентов (в старейшей иракской военной академиии в Рустамии курдов около 1-2%, а подавляющее большинство составляют арабы). По-видимому, курдские власти желают вызвать таким образом прокурдские симпатии среди будущих офицеров иракской армии. Однако увеличение численности арабов в военной академии в Захо объясняется также, по-видимому, желанием американцев вырастить проамериканскую военную элиту.

С 2006 г. на базе военной академии в Захо офицерами США и НАТО осуществляется также подготовка инструкторов и военных преподавателей, работающих в иракских военных академиях (программа «обучение обучающих»). До этого, в 2003-2005 гг., преподаватели военных академий Ирака повышали свою квалификацию в Великобритании и в Королевской военной академии в Иордании. Особое внимание на этих курсах уделяется подготовке по протиповстанческой тактике, боевым действиям с применением легкого оружия, а также морально-психологической подготовке. Существенное преимущество военной академии в Захо, в отличие от военной академии в Рустамии, заключается в наличии благоприятных для военного обучения природно-географических условий это района. Примечательно, что в Захо осуществлялась подготовка преподавателей местной академии и военной академии в Рустамии. Преподаватели военной академии в Калачолане переподготовку в Захо не проходили.

Формально с 2003 г. курдистанские военные академии перешли в ведение Министерства обороны Ирака, однако фактически они принадлежат курдским властям, точнее – ДПК и ПСК. При этом значительная роль в подготовке офицеров в этих академиях с 2003 г. принадлежит американским инструкторам.

За более чем десятилетие своего существования военные академии Южного Курдистана проделали значительный путь. Так, сразу после своего создания эти учебные заведения мало чем напоминали военные академии как с точки зрения материально-технической оснащенности, так и с точки зрения научно-методического потенциала. Например, во время создания в 1996 г. военная академия в Захо, в которую был принят 21 курсант, представляла собой отсталую неухоженную небольшую военную базу. После свержения баасистского режима, когда фактически руководство над военной академией в Захо взяли американцы, это учебное заведение превратилось в современный военный вуз. Американцы в рамках Программы восстановления Ирака профинансировали расширение (точнее – создание новой) материально-технической базы и оснащения академии стоимостью около 10 млн долларов США. Примечательно, что основную часть работ осуществляли турецкие подрядчики и небольшую часть – дохукские компании под непосредственным контролем инженерных подразделений армии США. Большая часть стройматериалов также была импортирована из Турции. В 2004-2005 гг. на территории военной академии в Захо был построен комплекс зданий и сооружений для военной подготовки курсантов. Заметное улучшение материально-технической базы академии в Захо вместе с американскими инструкторами и традиционно высоким военным умением руководства пешмерга превратили военную академию в Захо в ведущий военный вуз в Ираке. Возможно, вскоре военная академия в Захо станет одной из лучших в регионе, особенно с точки зрения практической подготовки выпускников. Многие аналитики считают, что военная академия в Захо по качеству подготовки курсантов не уступает американской военной академии в Вест-Пойнте [1].

В 2000-2004 гг. военная академия в Захо ежегодно выпускала около 150 офицеров. По состоянию на 2006 г., в ней обучались уже более 600 курсантов. При этом планируется, что в ближайшее время численность курсантов будет увеличена до 900-1000 человек. В академию принимаются на основе полного среднего образования в возрасте от 18 до 23 лет. Считается, что в академии в Захо (как, впрочем, и в Калачолане) одна из самых строгих процедур отбора и перманентного контроля курсантов в связи с опасениями, что туда очень хотят просочиться представители террористических структур.

Продолжительность обучения в академии составляет 1 год и разделена на три периода. Ранее период обучения в академии составлял 1,5 года, однако в связи с необходимостью ускоренной подготовки офицерского состава продолжительность обучения была уменьшения при сохранении объема программы. В 2007 г. академия выпустила два потока лейтенантов – в январе чуть менее 300 человек и в июне чуть менее 250 человек.

Предполагается, что в скором времени курсанты военной академии в Захо, кроме звания младших офицеров, будут получать степень бакалавра в области инженерных наук. По-видимому, будет увеличен срок подготовки курсантов, так как, несмотря на интенсивность обучения, одного года явно недостаточно для полноценной подготовки офицерского корпуса, особенно при работе в последующем на старших и высших офицерских должностях.

Особое внимание в военной академии в Захо, как и в Рустамии, американцы при подготовке офицерского корпуса для новой иракской армии уделяют психологической подготовке будущих офицеров и упору на их личные качества, так как они, заявляют американские инструкторы, должны стать будущими лидерами Ирака.

Следует отметить, что в военные академии Курдистана отбираются лучшие кадры, что обусловлено как экономическими, так и патриотическими причинами. Офицерский корпус в Курдистане (как армейский, так и в полиции и службах безопасности) является относительно высокооплачиваемым классом, которому при этом не грозит безработица. А уровень безработицы в Курдистане традиционно очень высок. Немалую роль играет также элемент социального престижа – быть офицером в Курдистане весьма престижно. Кроме того, желание значительного количества курдских юношей стать офицерами имеет под собой патриотическую подоплеку. В настоящее время Южный Курдистан представляет собой полунезависимое государственное образование, что сильно раздражает как Багдад, так и соседние страны. Сильная армия рассматривается в Курдистане в качестве важнейшего условия безопасности, а также в качестве одного из факторов потенциальных будущих политических процессов. Поэтому власти Курдистана уделяют армии особое внимание.

Подготовка в военных академиях Ирака в целом проходит на основе стандартов и курсов НАТО. Военные академии Курдистана играют важнейшую роль при строительстве армии Курдистана, которая создавалась на месте народного ополчения.

Еще одна военная академия на территории Ирака находится в районе Рустамия, в 10 километрах к юго-востоку от Багдада. Академия в Рустамии была создана в 1924 г. англичанами и до последнего времени считалась одним из наиболее престижных учебных заведений в Ираке. Ее называли по аналогии с известной британской военной академией «Сандхерстом в песках».

Однако в 2003 г. академия в Рустамии в значительной степени была разрушена и фактически была распущена, а в 2004-2005 гг. с помощью Многонациональных сил была восстановлена заново. Затраты на восстановление академии составили несколько десятков миллионов долларов.

Как заявляют военные инструкторы НАТО, академия в Рустамии после нескольких десятилетий обучения по советской системе вернулась к своим истокам – программам британского Сандхерста. Обучение первого после свержения баасистского режима потока было начато в январе 2005 г.

Ранее продолжительность обучения в военной академии в Рустамии составляла 3 года. Однако в связи с острой нехваткой офицерского состава была принята система обучения в академии Сандхерста, в которой продолжительность подготовки составляет 1 год (52 недели, 2400 учебных часа). Хотя следует отметить, что подавляющее большинство курсантов Сандхерста уже имеют высшее образование (как правило, степень бакалавра).

В конце 2007 г. военная академия в Рустамии выпустила более 200 таких офицеров (в том числе более 40 из них были направлены на подготовку в летную школу, созданную на военно-воздушной базе в Киркуке). Планируется, что ежегодно военная академия в Рустамии будет выпускать около 600 младших офицеров.

В настоящее время американские военные руководители работают над преодолением различий в военных академиях Ирака, пытаясь создать стандартные курсы для всех этих учебных заведений.

Кроме того, в Курдистане имеются две полицейские академии – в Эрбиле и Сулеймании. Последняя была открыта в 2007 г.

В середине 2006 г. после создания единого правительства Курдистана, когда ДПК и ПСК вели переговоры об объединении служб безопасности ДПК и ПСК (соответственно, «Парастын» и «Занияри») и создании Министерства национальной безопасности Курдистана, речь шла также о создании вуза, который занимался бы подготовкой кадров для этого министерства. Предполагалось, что новый вуз будет находиться в местечке Бахирка близ Эрбиля [2]. Однако до настоящего времени ни создания единого министерства безопасности, которое объединило бы мощнейшие службы безопасности ДПК и ПСК, ни соответственно создания общекурдистанского вуза, в котором происходила бы подготовка специалистов на непартийной основе, не произошло.

1. McKinney, Claude D. Army News Service, Zakho, Iraq, 19.01.2006.

2. PUK and KDP unity intelligence agencies. // The Globe, 16.05.2006. – No. 57.

52.26MB | MySQL:103 | 0,795sec