Иранские политики и эксперты о политической ситуации в Афганистане

После подписания 29 февраля соглашения между афганским движением «Талибан» и Соединенными Штатами, казалось, что длящийся десятилетия внутриафганский конфликт может быть урегулирован посредством политического диалога, но еще до начала мер направленных на стабилизацию ситуации, страна сталкивается с новым политическим кризисом.

После объявления результатов президентских выборов в Афганистане в сентябре 2019 года главный соперник нынешнего президента Ашрафа Гани, глава правительства  национального согласия Абдулла Абдулла не признал их результаты. Хотя Ашраф Гани предлагает Абдулле назначить  40% в кабинета министров  в правительстве и в Высшем совете мира, сторонники Абдуллы все еще не одобряют его предложение и убеждены, что Ашраф Гани был избран в результате фальсификаций и требуют не признавать итогов выборов.

Проблема в том, что после президентских выборов в Афганистане пять лет назад между Ашрафом Гани и Абдуллой Абдуллой также возникли серьезные разногласия по поводу результатов выборов. При посредничестве ряда стран, включая Иран, стороны пришли к общему согласию, и Ашраф Гани стал президентом, а Абдулла Абдулла — главой правительства национального согласия.

Однако в нынешней ситуации этого не произошло, и 9 марта в Афганистане состоялись параллельные инаугурации Ашрафа Гани и Абдуллы Абдуллы. После этих церемоний каждый объявил себя президентом Афганистана.

Следует отметить, что на инаугурации Ашрафа Гани присутствовали специальный представитель правительства США по Афганистану Залмай Халилзад, командующий миссией НАТО в Афганистане генерал Остин Скотт Миллер и временный поверенный в делах США в Афганистане Росс Уилсон.

Примечательно, что после параллельных инаугураций «Талибан», выражая обеспокоенность политическим кризисом в Афганистане, призвали Ашрафа Гани и Абдуллу Абдуллу отложить в сторону свои разногласия и сосредоточиться на решении политических вопросов.

Ситуацию в Афганистане можно сравнить с ситуацией 1992 года, когда  правительство Наджибуллы рухнуло и «Талибан» усилили свое влияние в Афганистане и сформировали правительство.

Афганистан, являющийся ираноязычной страной, имеющий границу в 1000 километров с Ираном, имеющий богатые водные ресурсы и находящийся в центре внимания сверхдержав, имеет стратегическое значение для Тегерана.

Естественно, политические процессы в Афганистане в эти дни также находятся в центре внимания иранских экспертов и политиков, и, оценивая ситуацию, они пытаются понять, что может произойти в соседней стране.

Бывший посол Ирана в Туркменистане Мохаммад Реза Фарагани, оценивая ситуацию в Афганистане, отметил: «Выборы в Афганистане никогда не были гладкими, поскольку существуют различные этнические группы и религиозные общины, каждая из которых преследует свои собственные интересы. Разница в том, что, хотя сейчас не военная ситуация, но мы увидели, что во время инаугурации Ашрафа Гани произошли взрывы вблизи резиденции президента, ответственность  которых  взяла на себя «Исламское государство» (ИГ, запрещено в России)».

Эксперт по Центральной Азии Мохаммад Реза Сетари, ссылаясь на политическую ситуацию в Афганистане, отметил: «Сегодняшний «Талибан» отличается от «Талибана», который действовал в довоенный период. Сегодня «Талибан» хочет участвовать в политических процессах. Если мы попытаемся оценить ситуацию в Афганистане, то есть определенные опасения, которые связаны с рядом факторов. Во-первых, не ясно, откажется ли «Талибан» от политики тоталитаризма и насилия. Сегодня мы не можем утверждать, что в Афганистане существует единое движение «Талибан». В Афганистане насчитывается не менее 20 группировок, которые утверждают, что представляют «Талибан»»․

Касаясь соглашения, достигнутого между «Талибаном» и Соединенными Штатами, Реза Сетари отметил: «Заявление «Талибана» указывает на то, что они ведут переговоры с правительством об освобождении 5000 членов «Талибана» из тюрьмы».

«Действия Абдуллы Абдуллы и Ашрафа Гани дали «Талибану» зеленый свет, чтобы попытаться максимально использовать ситуацию в Кабуле», — добавил иранский аналитик.

Эксперт по Центральной Азии Пир Мохаммад Молазах, ссылаясь на возможные переговоры между афганским правительством и «Талибами», сказал: «Нынешние события в Афганистане указывают на то, что «Талибан» и правительство проведут переговоры․ Но возможно «Талибан» не будет вести переговоры с Абдуллой, поскольку он считает джихадистов своими главными врагами. Можно сделать вывод, что американцы намекали «Талибану», что они не могут получить власть военным путем. Однако для того, чтобы иметь возможность полностью захватить власть, им необходимо постепенно интегрироваться в политический процесс. И это возможно только при либерально-демократическом правительстве Ашрафа Гани».

Говоря о возможных переговорах между «Талибаном» и правительством, Пир Мохаммад Молазах высказал следующее мнение: «Скорее всего, при поддержке Соединенных Штатов, Объединенных Арабских Эмиратов, Пакистана и Саудовской Аравии «Талибан» вступит в мирные переговоры. В будущем «Талибан» может также создать партию и отказаться от военной тактики; в этом случае он сможет полностью взять власть».

Пир Мохаммад Молазах добавил: «Конечно, нельзя утверждать, что переговоры между «Талибаном», правительством Афганистана и США в приведут к миру в Афганистане․ В стране действуют более 20 вооруженных групп, которые не участвуют в переговорах. Конечно, не следует игнорировать также ИГ, которое действует в Афганистане».

Что касается переговоров между Абдуллой Абдуллойи Ашрафом Гани, то Пир Мохаммад Моллазах в интервью информационному агентству ISNA сказал: «Этнический фактор  играл большую роль в президентских выборов в Афганистане. Ашрафа Гани поддерживают пуштуны и население южного Афганистана, а Абдулла Абдуллу — этнические группы в северных районах страны. И к этим двум противоборствующим группам присоединился «Талибан», что делает проблему еще более сложной».

Касаясь возможностей Абдуллы, иранский эксперт добавил: «Своими шагами Абдулла пытается создать ситуацию, в которой он сможет получить как можно больше уступок во время переговоров. Я уверен, что команда Абдуллы скоро начнет переговоры с Ашрафом Гани».

Но, по словам Мохаммада Реза Джарагани, эксперта по Южной Азии, ситуация не решиться только путем переговоров, и кризис будет углубляться.

«По моему мнению, разногласия между пуштунами и непуштунами    будут углубляться, что может привести к фрагментации Афганистана», — сказал он.

Что касается позиции Ирана в отношении процессов, происходящих в Афганистане, то с 2001 года Тегеран стремился обеспечить свое присутствие в соседней стране. В то же время Иран проводит многостороннюю политику в Афганистане. Тегеран старался поддерживать теплые отношения с Кабулом, стремится установить прямой контакт с оппозицией, а также с «Талибаном» и другими политическими группами.

Однако, несмотря на это, Иран не участвовал в процессе установления  мира в Афганистане. В то время, когда «Талибан» взял под контроль почти 90% территории страны, в отношениях Тегерана и Кабула дела шли не так гладко. Но две стороны сближает наличие общего врага, то есть присутствие Соединенных Штатов в Афганистане.

Военное присутствие США на восточной границе Ирана является одной из самых больших угроз безопасности для Ирана. Присутствие ИГ в Афганистане также вызывает серьезную обеспокоенность в Ттегераек. Это, в свою очередь, сближает Иран и «Талибан».

Но если в Афганистане  политический вес талибов вырастет, тогда идеологические и религиозные разногласия между Исламской Республикой Иран и «Талибаном» вновь проявятся. В этом случае «Талибан» может поддержать суннитские страны в регионе, чтобы ограничить влияние шиитского Ирана. Вероятно по  этой причине Иран не хочет, чтобы «Талибан» пришел к власти в Афганистане.

«Будущее Афганистана невозможно без «Талибана», но я думаю, что никто не думает, что в интересах безопасности региона, чтобы Талибан пришел к власти в Афганистане. Я думаю, что по этому вопросу существует консенсус», — заявил министр иностранных дел ИРИ Мохаммад Джавад Зариф в интервью одному из индийских телеканалов.

Источники:

«Ebtekar» newspaper, No: 4498, 10 March, 2020, p. 11

«ArmanMeli» newspaper, No: 688, 17 March, 2020, p. 13

«Kayhan» newspaper, No: 22426, 12 March, 2020, p. 8

«Javan» newspaper, No: 5886, 10 March, 2020, p. 3

«Khorasan» newspaper, No: 20337, 10 March, 2020, p. 3

http://irdiplomacy.ir/fa/news/1990091/

https://bit.ly/2TX76Zo

https://www.bbc.com/persian/afghanistan-46794881

53.1MB | MySQL:103 | 0,525sec