К итогам 2019 года в Турции. Часть 18

В конце 2019 года Фонд политических, экономических и социальных исследований Турции (SETAV) опубликовал Альманах, посвященный основным для страны событиям завершившегося года.

Продолжаем разбор основных разделов и итогов уходящего года, по мнению большого авторского коллектива экспертов наиболее влиятельного мозгового центра, пользующегося безусловной поддержкой со стороны нынешнего руководства страны.

Предыдущая часть разбора Альманаха доступна по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=68144

Завершающая Глава Альманаха, названа «Общество и медиа».

При этом, авторы Альманаха уделяют основное внимание тому, какой образ Турции формируется со стороны западных медиа. Сомнений при этом у авторов Альманаха нет: в западных СМИ против Турции идет перманентная Холодная война, в центре которой новости и комментарии, связанные с президентом Турции Р.Т.Эрдоганом.

Итак, что же было в фокусе западных медиа, с точки зрения повестки дня в Турции?

Как указывается Альманахом, важнейшими информационными поводами в 2019 году были выборы в местные органы власти, законодательные изменения в отношении пребывающих на территории страны беженцев, а также борьба с терроризмом.

Разумеется, все эти темы нашли самое широкое отражение в западных медиа. Особо обсуждаемой темой стали местные выборы 31 марта 2019 года и, в особенности, повторение выборов в Стамбуле 23 июня. Итоги стамбульских выборов были оценены, по словам Альманаха, западными СМИ в качестве «утраты президентом Эрдоганом своей власти».

Здесь Альманах указывает на характерную публикацию английского издания Guardian которая вышла под заголовком «Является ли это началом конца Эрдогана?».

Как пишет Альманах, невзирая на том, что сам турецкий президент призвал к тому, чтобы действовать всем вместе, то есть провластным и оппозиционным муниципалитетам совместно работать, и запустил работу над ошибками в тех муниципалитетах, которые были потеряны Партией справедливости и развития, британское издание, в частности, указало, что «Эрдоган может нарастить давление на оппозицию». Британское издание использует по отношению к турецкому лидеру определение «султан» и говорит о том, что «даже для великого турецкого султана плохая экономика создала проблему».

ВВС, в частности, опубликовали слова известного турецкого, умеренно оппозиционного обозревателя Рушена Чакыра, который, в частности, отметил следующее: «Это – свидетельство о том, что страница, которая была открыта двадцать пять лет назад, закрывается». Турецкий корреспондент  ВВС Марк Лоуэн прокомментировал ситуацию как «болезненный удар для Эрдогана» и указал, что поражение власти в Стамбуле может стать той поворотной точкой, за которой оппозиция может осознать возможность победы президента.

Одной из зарубежных публикаций, на которую обратил внимание Альманах, стала статья немецкого издания Zeit, в которой журналист Михаэль Труманн написал о «поражении, которое имеет символическое значение».

Как указал немецкий обозреватель, Р.Т.Эрдоган и Партия справедливости и развития (ПСР) так и «не поняли граждан». Однако, более всего внимание Альманаха привлекло сравнение Р.Т.Эрдогана с Саддамом Хусейном (согласимся, что даже для западной прессы, не испытывающей особой симпатии к турецкому лидеру, подобное сравнение – это слишком – В.К.).

Выступление ПСР в Стамбуле на выборах мэра было охарактеризовано в качестве «провала».  При этом было использовано выражение, что «монумент Эрдогана начал качаться», что напомнило автору ситуацию с Саддамом Хусейном. При этом Альманах характеризует публикацию как «неуспешный анализ» по той причине, что президент Р.Т.Эрдоган свои, президентские выборы выиграл с поддержкой свыше 50% голосов избирателей (к слову сказать, мы не раз говорили о том, что рейтинг турецкого лидера «на грани» уже указывает на то, что Турция – это далеко не такая диктатура, как пытаются представить западные СМИ – В.К.). И читать его успех или неуспех через призму результатов местных выборов, как считает Альманах, неправильно.

Тут, впрочем, Альманах не слишком прав: они замалчивают тот факт, что каждого кандидата на пост мэра президент Р.Т.Эрдоган «выводил» и поддерживал в ходе предвыборной кампании лично. А уж как поддерживал он бывшего премьер-министра страны Бинали Йылдырыма – кандидата на пост мэра Стамбула и говорить не надо. Это было – не просто дело турецкой власти, это было личное дело президента Р.Т.Эрдогана. Поэтому и нельзя отделить результата в Стамбуле от турецкого президента. И, действительно, итог в Стамбуле был для власти нокаутирующим, с которым она, по определению, смириться не могла.

Американская пресса выступила аналогичным образом с прессой европейской. Как указывает Альманах, трактовка была такая, что результаты выборов стали поражением и свидетельством потери популярности не Партией справедливости и развития, а именно президентом Р.Т.Эрдоганом. При этом, в качестве основной причины поражения, американской прессой была названа именно ухудшившаяся экономическая обстановка в стране. В этом смысле, Альманах ссылается на американское издание The New York Times.

Вот тут Альманах снова пытается «заиграть» важную тему. Речь идет о том, что Р.Т.Эрдоган всегда хотел быть партийным главой государства. Он всегда хотел, чтобы президент в стране мог быть партийным. И уходил из ПСР, чтобы вновь вернуться в партию в качестве её председателя, после внесения соответствующих поправок в Конституцию. В отличие от России, где нет однозначного знака равенства между президентом В.Путиным и «Единой Россией», знак равенства между Р.Т.Эрдоганом и Партией справедливости и развития – есть, причем созданный именно по инициативе и при самом деятельном участии самого президента. И довольно долго ПСР вытягивал именно бренд президента Р.Т.Эрдогана. Происходило это ровно до того времени, и здесь американское издание право, пока шла вперед или хотя бы стояла на месте турецкая экономика. Начался период трудностей — и это ударило сразу по всей власти, причем, в первую очередь – именно по самому президенту.

Ещё один комментарий – в данном случае исходящий от «Голоса Америки» Альманах охарактеризовал как «один из интересных». «Голос Америки» указал на то, что после нападения (на мечети) в Новой Зеландии Р.Т.Эрдоган попытался выступить в качестве «защитника всех мусульман» (совершенно непонятно, что здесь «интересного» или неожиданного увиделось Альманаху, если это – действительно так и есть; такая позиция президента Р.Т. Эрдогана прослеживается во всем, достаточно вспомнить, допустим, его поездку в Лондон, где он собирал представителей местной мусульманской, а не только турецкой, общины и говорил им про место мусульман в мире нынешнее и желаемое – В.К.). Однако, спад экономики и обеспокоенность вопросами безопасности в Турции, привели к тому эффекту в ходе местных выборов, который все наблюдали – то есть, к поражению властных кандидатов.

Вторит «Голосу Америки» и издание Financial Times, которое говорит о том ударе по турецкой экономике, который был нанесен падением турецкой лиры по отношению к доллару США. Результатом же стало продолжающееся снижение  рейтинга популярности Р.Т.Эрдогана.

Опять же, стоит напомнить о том, что некоторое время назад во власти всерьез рассматривалось изменение в избирательное законодательство, предусматривающее снижение до 40% то количество голосов, которое должен набрать для победы в первом туре кандидат на пост президента страны. Это стало наглядным свидетельством того, как оценивает власть нынешнюю популярность президента Р.Т.Эрдогана среди населения. Понятно, что психология поведения избирателей во втором туре, когда остаются только два кандидата, может заметно отличаться от мотивов и решений тех же людей, но в первом туре. Однако, потом от этой поправки было принято решение отказаться. Что, впрочем, понятно: до следующих президентских выборов в Турции – ещё 4 года и, при наличии необходимости, это всегда можно успеть сделать. Тем более, что Великое национальное собрание (Меджлис) Турции – и так находится в руках президента Р.Т.  и Партии справедливости и развития.

Как отмечается в Альманахе, западная пресса однозначно поддержала оппозиционного кандидата от главной оппозиционной Народно-республиканской партии Э. Имамоглу по итогам выборов в Стамбул 31 марта 2019 года. В отношении этих выборов Альманах использовал выражение «неясные итоги выборов», которые были «справедливо» опротестованы Партией справедливости и развития (от себя заметим, что юридическое обоснование опротестования выборов в Стамбуле было беспрецедентным – речь шла о нарушениях, допущенных в ходе назначения членов избирательной комиссии, что «могло повлиять на итоги выборов» — В.К.).

В этом смысле, Альманах ссылается на ВВС, которые после выборов 31 марта 2019 года опубликовали репортаж под заголовком: «Мы знаем, кто выиграл: кандидат от Турции Экрем Имамоглу». Как подчеркивается Альманахом, публикация была сделана до объявления официального результата со стороны Высшей избирательной комиссией страны (опять же, заметим, что решение Высшей избирательной комиссии было очень затянутым во времени и поэтому опубликовать материал раньше его обнародования в те дни – было делом обычным и, поэтому, неудивительным – В.К.).

Далее издание Independent опубликовало новостной материал, в котором, в частности, используется следующее выражение: «Результаты выборов в Турции демонстрируют, что, в конце концов, власть Эрдогана снижается и в Стамбуле рождается новая политическая звезда». В материале также указывается, что Экрем Имамоглу может стать новым политическим лидером страны.

Вопрос политического лидерства в Турции Экрема Имамоглу оказывается в зависимости от его собственной способности быстро довести свой уровень сначала до мэра такого города, как Стамбул. А потом и до уровня политика, претендующего на пост президента страны. Пока заметно, что Экрем Имамоглу допускает очевидные промахи и, в целом, его уровень – ещё растет до сильного мэра крупнейшего города страны. Кроме того, сейчас – эпидемия коронавируса, при которой на муниципалитеты ложиться очень серьезная нагрузка. И здесь – очень легко набрать очки или потерять очки. Причем существенно. В эти дни, может закатиться звезда любого политика и не только такого начинающего, как Экрем Имамоглу. Власть была бы не властью, если бы в эти дни самым пристальным образом не следила бы за тем, что происходит в городах, возглавляемых оппозиционными градоначальниками, включая столицу – Анкару и крупнейший город страны – Стамбул.

В отдельный раздел Альманаха вынесена реакция международных СМИ на принятое Высшей избирательной комиссией страны решение о перевыборах в Стамбуле.

Медийное освещение этого события было охарактеризовано Альманахом, как «кампания негативного восприятия, которую западная пресса пыталась навязать Эрдогану».

Как пишут авторы документа, «реакция Партии справедливости и развития из-за нарушений на выборах и отмена Высшей избирательной комиссией (итогов) по уважительным причинам привлекла реакцию мировой прессы». Турецкие авторы пишут, что мировые СМИ всегда считали лакмусовой бумажкой наличия или отсутствия демократии в Турции дискурс, направленный против Партии справедливости и развития. А, следовательно, решение Высшей избирательной комиссии в пользу ПСР было оценено как антидемократический шаг.

Как пишет Альманах, одной из новостей, привлекших наибольшее внимание турецких наблюдателей, стал материал в газете New York Times. Авторство принадлежит Селиму Кору. Статья озаглавлена как «Создал ли Эрдоган своего идеального противника?». В своей статье обозреватель Селим Кору, в частности, заявил, что популярность Эрдогана в политике возросла из-за давления и преследований, которые он испытал в самом начале его политической карьеры.

На самом деле, Р.Т.Эрдоган, действительно, построил «легенду своего бренда» вокруг преследования его со стороны светских властей страны по причинам идеологического свойства. Диссидентство любят не только в Турецкой Республике, но и на Западе. Поэтому автор абсолютно прав в том, что очки себе на этом президент Р.Т. Эрдоган в свое время набрал.

С другой стороны, автор также указал, что звезда кандидата от НРП Э.Имамоглу также засияла из-за того, что он подвергся преследованиям со стороны Р.Т.Эрдогана.

Здесь ситуация складывается немного иным образом. Экрем Имамоглу на этом образе диссидента, потерпевшего притеснения со стороны власти стал мэром крупнейшего города страны. Однако, на этом выиграть президентские выборы невозможно. Выигрывать ему придется, демонстрируя реальные успехи на посту стамбульского градоначальника. И, подчеркнем, ситуация сейчас далека от «штатной». Работать Стамбулу приходится побольше чем любому городу страны в условиях эпидемии коронавирусом. Вот это будут оценивать турецкие избиратели в следующую выборную кампанию.

С другой стороны, издание Washington Post, указало, что «Стамбул может снова отвергнуть авторитаризм Эрдогана» и решение о перевыборах не с нарушениями, допущенными в ходе них, а с авторитаризмом турецкого лидера. Также Washington Post указали на то, что оппозиционные лидеры объединятся в своей поддержке Э.Имамоглу на новых выборах, чтобы, как они отметили, покончить с «авторитетом» Эрдогана.

Турецкие корреспонденты Би-би-си, в частности, Марк Лоуэн, в своем материале под названием «Опасная стратегия для Эрдогана с переизбранием в Стамбуле» явно поддержали кандидата от НРП Экрема Имамоглу. Другая публикация в том же СМИ, после повторных выборов, определяет Эрдогана, как «президента, не смирившимся со своим поражением». При этом, как пишет турецкий Альманах в своем обзоре, после выборов 31 марта, «хотя результат выборов не был ясен», ВВС публиковали новости с точки зрения именно оппозиционного кандидата Экрема Имамоглу, а отнюдь не его соперника – Бинали Йылдырыма.

Процитируем Альманах: «Для ВВС, которые утверждают, что делают нейтральные новости, такие публикации, кажется, противоречат ее политике вещания. Но язык, направленный против Партии справедливости и развития и против Эрдогана, использовался в освещении различных событий и прежде».

Следующий раздел Альманаха посвящен тому, как западные медиа отреагировали на результаты перевыборов в Стамбуле 23 июня 2019 года.

Естественным образом, итоги выборов в Стамбуле 23 июня нашли самое широкое освещение в западных СМИ.

Надо ли говорить о реакции на Западе на поражение кандидата партии власти, бывшего премьер-министра страны и спикера Меджлиса, Бинали Йылдырыма в, казалось бы, заведомо неравной (в пользу первого, разумеется — В.К.) схватке с молодым кандидатом от НРП Экремом Имамоглу, который изначально рассматривался слишком «зеленым», чтобы соперничать с одним из ведущих политиков страны.

Американская пресса интерпретировала результат выборов 23 июня в Стамбуле, как «победу над Эрдоганом». В этом контексте целый ряд известных западных изданий, включая, такие как, Washington Post, New York Times и Wall Street Journal опубликовали много новостей, с соответствующим содержанием и языком.

Так, в частности, газета Washington Post заявила, что президент Р.Т.Эрдоган потерпел поражение впервые с 2002 года, утверждая, что «сильная крепость, которая существовала до сих пор была разрушена».

62.89MB | MySQL:102 | 0,476sec