Ирак перед новыми внешними и внутренними вызовами. Часть 2

В последнее время наиболее тревожным аспектом ситуации в Ираке является рост вооруженных столкновений и напряженности между расквартированными в этой стране американскими войсками и вооруженными формированиями «Аль-Хашд аш-Шааби».  За последние годы вооруженные формирования «Аль-Хашд аш-Шааби» нанесли 24 удара по американским военным объектам в Ираке. Интенсификация этих ударов произошла после убийства американцами генерала Касема Сулеймани и Абу Махди аль-Мухандиса 2 января с.г. Проиранские силы требуют выполнения решения парламента Ирака от 5 января о полном выводе иностранных войск с территории страны. В связи с этим Пентагон начал передислокацию своих военнослужащих с мелких военных баз на крупные объекты, такие как база в Айн аль-Асад. Всего в Ираке на сегодняшний день находятся 5200 американских военнослужащих. В свое время президент США Дональд Трамп анонсировал намерение сократить количество американских военных в этой ближневосточной стране до 2500 тысяч.

11 марта произошел ракетный обстрел американской военной базы в Таджи, в результате чего погибли двое американских военнослужащих и один британец.  14 марта эта база вновь подверглась обстрелу. База в Таджи расположена в 27 километрах к северу от Багдада и изначально была предназначена для тренировок иракских военнослужащих американскими инструкторами. По мнению британского военного эксперта Стивена Брайана, обстрел был произведен из ракетных систем залпового огня (РСЗО) типа «Катюша» 107 мм и 122 мм ракетами с боеголовками весом от 10 до 20 кг. Это ракеты малого радиуса действия (8500 м). Наибольшую эффективность в противодействии таким ракетным атакам доказала израильская система ПВО «Железный купол», однако американцы почему-то отказываются покупать ее для защиты своих военных объектов на Ближнем Востоке. Стивен Брайан связывает это с лоббистскими усилиями компании Raytheon, занимающейся производством громоздких и неэффективных систем Patriot.

Ночью 16 марта был совершен, правда без человеческих жертв, ракетный обстрел базы Бесмайя, расположенной к югу от Багдада. Одновременно 18 марта был совершен ракетный обстрел «Зеленой зоны» Багдада. Три ракеты упали в непосредственной близости от американского посольства.   До сих пор не одна из политических сил Ирака не взяла на себя ответственность за совершение этих враждебных действий. Сообщается о причастности к ним неизвестных группировок вроде «Бригады Фатимы» или «Марширующих легионов», однако иракские эксперты убеждены в том, что за этими нападениями стоят «Катаиб Хизбалла» и другие иранские прокси-группы. Руководитель Центрального командования вооруженных сил США генерал Кеннет МакКензи в связи с этим сообщил об «очень высокой» степени угрозы для американских войск в регионе со стороны иранских прокси-групп и заявил о том, что она «никуда не ушла с гибелью Касема Сулеймани».  Эти события заставляют американских союзников по антитеррористической коалиции пересмотреть свое участие в военных операциях в Ираке. 20 марта президент Франции Эммануэль Макрон объявил о выводе французских военнослужащих из Ирака в связи с окончанием миссии по противодействию «Исламскому государству».

Передислокация американских военных на крупные базы призвана сократить до минимума ущерб, наносимый обстрелами  военных баз со стороны иранских прокси-групп. 17 марта состоялась первая передислокация американских войск с базы Аль-Каим, расположенной на границе с Сирией. Сооружения и весь инвентарь базы были в торжественной обстановке переданы иракской армии. 300 военнослужащих с этой базы были передислоцированы на военный объект в Айн эль-Асад. К концу апреля планируется также вывести весь американский военный персонал с баз в Кайяре и Киркуке.

В США рассматривают различные варианты ответа на враждебные действия со стороны иранских прокси-групп. 27 марта в газете New York Times появилась информация о том, что Пентагон получил от американского правительства задание рассмотреть план активизации боевых действий против проиранских вооруженных формирований в Ираке. В этой связи командующий американскими войсками в Ираке генерал-лейтенант Роберт Уайт отметил, что эта кампания может быть кровопролитной и контрпродуктивной. Она рискует вовлечь США в прямое вооруженное противостояние с Ираном. Кроме того, такие военные действия потребуют направления в Ирак дополнительно тысяч военнослужащих.

Журналисты газеты New York Times сообщают о существенных разногласиях в американской администрации  по поводу дальнейшей тактики в Ираке. По их данным, госсекретарь Майк Помпео и советник президента по национальной безопасности Роберт О’Брайен подталкивают Трампа к более активным антииранским действиям в Ираке, считая, что Исламская Республика, ослабленная экономическим кризисом и эпидемией коронавируса, не сможет в настоящее время дать достойный ответ. Им оппонируют министр обороны Марк Эспер и председатель Объединенного комитета начальников штабов генерал Марк Милли. Американские военные уверены, что эскалация антииранских действий приведет к дальнейшей эскалации напряженности на Ближнем Востоке, что сорвет планы Трампа по сокращению американского военного присутствия в этом регионе. По сообщениям американских журналистов, Дональд Трамп в ходе совещания, прошедшего 19 марта в Овальном кабинете Белого дома не принял окончательное решение по «объявлению войны» проиранским группировкам в Ираке, но обязал военное командование подготовить соответствующие планы.  Источники в Пентагоне говорят о том, что это решение откладывается также по причине распространения коронавируса в рядах Вооруженных Сил США, что снижает их боеспособность.

Одной из причин, которая может побудить президента Трампа принять решение о развертывании военных действий в Ираке, может быть желание повысить свой рейтинг в преддверии президентских выборов. Это будет происходить на фоне провалов американской администрации в борьбе против коронавируса. Новая инфекция распространилась в 11 штатах США, а количество заболевших составило 83 тысячи человек, что превысило показатели Китая и Италии. Все это свидетельствует о провалах американской системы здравоохранения в борьбе с пандемией. Для того, чтобы отвлечь американскую общественность от этих провалов и может быть предпринята «маленькая победоносная война».

Журналисты   New York Times отмечают, что гипотетическая военная авантюра в Ираке чревата для США и большими политическими рисками. Она заставит багдадских политиков выбирать между США и Ираном. Даже иракские политики, относящиеся к ИРИ без особой симпатии, не могут игнорировать Иран, являющийся ближайшим соседом Ирака. По мнению одного из руководителей проиранской милиции «Лива аль-Бадр» Карима ан-Нури, «Ирак не может стать жертвой ирано-американского конфликта, так как он закончится в пользу Ирана». Одновременно такая военная акция окончательно  подорвет сотрудничество США со слабым центральным правительством в Багдаде. Отметим, что это сотрудничество уже претерпело значительную эрозию.

Таким образом, перед Ираком стоит реальная угроза превратиться в поле битвы между США и Ираном, чего эта страна, учитывая плачевное состояние экономики и социальной сферы, не может себе позволить. Скорее всего, иракская политическая элита предпочтет вывод американским вооруженным сил риску новых военных конфликтов. Однако это может сопровождаться и одновременным ослаблением позиций проиранских вооруженных формирований «Аль-Хашд аш-Шааби».

52.26MB | MySQL:103 | 0,633sec