1 апреля ливийский военный источник в штабе ЛНА заявил, что лидеры вооруженных группировок в Триполи и Мисурате, верных ПНС, были убиты в ходе продолжающихся столкновений с ЛНА.
Источник указал в заявлении для местных средств массовой информации, что среди этих лидеров, Надер аль-Махди Осман, видный лидер сил из города Аз-Завия, который был убит в столкновениях с ЛНА в районе одноименного плато. Среди других, якобы, погибших командиров упоминаются командир «Османской командной роты» Мухаммед Хамза из первой группы поддержки бывшего лидера Ливийской боевой группы, филиала «Аль-Каиды» (запрещена в России) Абу Убайда аз-Зави, некоего боевика, известного как «Аль-Шейх» и трех боевиков из отрядов Мисураты, убитых в результате обстрела ливийской армией их позиций в районе Абу-Курайн в среду, а именно: Халила аль-Эрика, Абдул Карима ас-Сиви, Али Белькасема Круада и «еще несколько туркоманских сирийцев».
Он добавил, что «ливийская армия обнаружила тела сирийских наемников в одном из мест, «откуда силы Абдулгани аль-Кикли бежали, недалеко от Рабиш-Абу-Салима, и, как полагают, в их число может оказаться известный лидер Али аль-Гарари — командующий направлением Абу-Салим, близкий к аль-Кикли».
Районы к югу от Триполи, к юг-востоку от Мисураты и западнее Сирта стали свидетелями ожесточенных боев между ЛНА и силами ПНС, несмотря на недавно объявленное гуманитарное перемирие и международное перемирие, согласованное в середине января между двумя сторонами при тогдашнем посредничестве России.
Представители ЛНА вновь обратили внимание на «подозрительные действия, которые были обнаружены в Ливии со стороны турецкой ЧВК САДАТ, которая работает на правительство ПНС и отвечает за организацию «Братьев-мусульман», а также занимается подрывными действиями в области обучения сирийских наемников и доставки их в Ливию».
С разоблачениями в свойственном ему манере снова выступил генерал Халед аль-Маджуб, директор «Отдела моральной ориентации» в Главном командовании Ливийской национальной армии, главный замполит ЛНА, заявивший каналу Al-Arabiya.net, что имеющаяся информация указывает на то, что эта компания находится в Ливии и возглавляет деятельность турецкой разведки в стране и связана с организацией «Братьев-мусульман».
Он подчеркнул, что эта компания «вкладывает значительные средства в ливийскую войну, поскольку она осуществляет операции по доставке сирийских наемников и иностранных боевиков в Ливию и вооружению их после военной подготовки, а также сопровождает вооруженные ополчения ПНС, а также играет роль посредника для завершения продажи и покупки оружия и военной техники между специализированными компаниями в Турции». И ПНС активно поддерживает САДАТ в обмен на получение процента от прибыли, что указывает на то, что она также берет на себя организацию и заключение контрактов на привлечение наемников и получает комиссию за каждого наемника. А все эти деньги выплачиваются из государственной казны Ливии.
Турецкая ЧВК появилась в сводках ЛНА после того, как 16 ноября она расширила свою деятельность в Ливии вслед за подписанием «Соглашения о безопасности и военном сотрудничестве» между президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом и главой правительства ПНС Ливии Фаизом Сарраджем.
В одном из условий соглашения предусматривается, что форма сотрудничества между двумя сторонами включает отправку друг другу «подготовленных специалистов консультантов или гражданских служащих, принадлежащих к органам безопасности», и именно поэтому Эрдоган призвал обеспечить юридическое прикрытие посредством этой компании, чтобы направить боевиков и советников по безопасности в Ливию и поддержать усилия сил ПНС противостоящих действиям ЛНА в направлении столицы страны, Триполи.
Согласно имеющейся информации, ЧВК САДАТ, которая подвергается резкой критике со стороны турецкой оппозиции за ее «подозрительную деятельность в Турции и за ее пределами», возглавляется видными членами турецкой Партии справедливости и развития, и осуществляет военную подготовку и консультации в Ливии и других арабских странах.
Она была основана и управляется отставным турецким бригадным генералом Аднаном Танриверди, который покинул турецкую армию в 1997 году вместе с 23 отставными офицерами после того, как он был уволен в запас с поста командующего турецким спецназом. Впоследствии он назначил этих 23 человек ответственными за обучение в компании САДАТ. Сам он является человеком близким к Эрдогану и в настоящее время работает одним из его военных советников.
Согласно информации, полученной в международной прессе, компания САДАТ присутствовала на площадях улицах турецкой столицы, когда 15 июля 2016 года в Турции произошла попытка военного переворота. Широко распространено мнение, что эта компания обучает молодежь Партии справедливости и развития стать ополченцами, в случае необходимости. Поступали также сообщения о том, что компания принимала непосредственное участие в сирийской войне и проводила подготовку некоторых вооруженных групп, выступавших против режима Асада, которые были близки к Анкаре.
Сами ливийские правительственные силы, подчиняющиеся ПНС объявили накануне, что их военно-воздушные силы нанесли ряд ударов с использованием БПЛА по отрядам «милиций» Хафтара в районе Аль-Васека, прилегающему к городу Сирт, а также подвергли бомбардировке конвой ЛНА с боеприпасами южнее Бени-Валида. Восточнее, ими был потерян легкий штурмовик L-39, вылетевший на штурмовку позиций ЛНА с авиабазы в Мисурате.
Об этом говорится в кратком заявлении, опубликованном в медиа-центре операции сил ПНС «Вулкан гнева», на его странице в «Фейсбуке».
В четверг силы правительства ПНС добились значительных успехов в боевых действиях на окраинах столицы Триполи в рамках военной операции «Буря мира», которая началась в среду, став ответом на попытки продвижения отрядов Х.Хафтара сразу на нескольких направлениях. Стороны возобновили интенсивное использование БПЛА: ЛНА почти сразу удалось сбить очередной турецкий «Байрактар», а турецкий фрегат, патрулирующий побережье у Сабраты, огнем из своего ЗРК поразил БПЛА «Винг-Лун» китайского производства, действовавший в интересах сил ЛНА.
В целом, невзирая на победные реляции каждой из сторон, никакого принципиально серьезного изменения обстановки у Триполи не происходит. Силам ЛНА по-прежнему не хватает людей и возможностей огневого подавления обороны противника, их воздушные налеты успешно купируются зонтиком из турецких средств ПВО, к которым добавились и корабельные. А подразделения ПНС также страдают от малочисленности и вынуждены вести сдерживающие действия сразу на нескольких направлениях, оказавшись почти в такой же оперативной ситуации, как и защитники Джамахирии в августе 2011 г. Уровень подготовки личного состава оставляет желать много лучшего, а часть отрядов приходит на передовую и уходит с нее в произвольном режиме. Продлится такое положение вещей может неопределенно долго. Также, как и прежде, стороны активно игнорируют все призывы и требования о введении эмбарго на поставку им оружия и боеприпасов.
Так, на прошлой неделе ПНС объявило, что оно обнаружило прибытие сразу трех военных грузовых самолетов, прилетевших из ОАЭ на базу в городе Аль-Мардж, которая контролируется силами Халифы Хафтар.
В заявлении указывалось, что «грузовые самолеты взлетели с военной авиабазы «Сувейхан» в столице эмирата Абу-Даби и достигли базы ВВС «Аль-Хадим» к югу от Аль-Мардж, на востоке страны». В «Сувейхане» находится крупнейший логистический центр и одна из баз хранения ВС ОАЭ, поэтому неудивительно, что три зафрахтованных Ил-76 с казахстанской регистрацией вылетели как раз оттуда.
Одним из негативных последствий продолжения конфликта может стать то, что, как ожидается, власти в Триполи не смогут обеспечить распределение бензина и сжиженного газа среди граждан, так как Национальная нефтяная корпорация предупредила о возможности нехватки автомобильного топлива после прекращения добычи на месторождениях, которые, в основном, расположены в восточных и южных регионах, которые находятся под контролем сил Х.Хафтара. Закрытие на профилактику нефтеперерабатывающего завода в Аз-Завии, единственного в западном регионе, усугубило топливный кризис на фоне неспособности правительства обеспечить финансовые средства, необходимые для его импорта из-за рубежа. Бремя этого кризиса лежит на международно признанном правительстве национального согласия, которое не может импортировать топливо, в то время как ОАЭ регулярно снабжают силы Хафтара топливом, особенно реактивным (используемым, главным образом для боевой авиации). Согласно информации, опубликованной Национальной нефтяной корпорацией, груз, направляющийся в настоящее время в порт Бенгази, следует из порта Шарджа и состоит из 10 000 тонн бензина. Это уже далеко не первый случай, когда ливийские власти на западе страны обвиняют ОАЭ в заключении коммерческих сделок с параллельными властями на востоке страны. В сентябре прошлого года в нефтяных кругах сообщалось, что ОАЭ купили неизвестное количество ливийской нефти, и этот доход был использован для вооружения сил Х.Хафтара.