О планах по спасению израильской экономики

Несмотря на продолжающийся процесс формирования коалиции после мартовских выборов в Кнессет, израильское действующее правительство во главе с лидером Ликуда Б.Нетаньяху пытается предпринять шаги для смягчения последствий экономического кризиса, спровоцированного Covid-19. Власти страны обнародовали пакет мер, общей стоимостью порядка 80 млрд шекелей, который должен помочь сгладить негативное воздействие пандемии, вызванной короновирусом нового типа. По словам исполняющего обязанности министра финансов страны  М.Кахлона, который совместно с Б.Нетаньяху представил программу, «экономика вернется на прежний уровень намного быстрее, чем все ожидают». При этом он все же подчеркнул, что государство переживает «великий экономический кризис в своей истории».

Проект правительства включает четыре составляющие: поддержка здравоохранения (10 млрд шекелей), помощь бизнесу (32 млрд шекелей), общее стимулирование экономики после завершения нынешней кризисной ситуации (8 млрд шекелей). Отдельно следует остановиться на четвертой категории – ситуации на рынке труда. По данным, озвученным М.Кахлоном, за один месяц количество безработных в стране возросло с 30 тыс. человек до 1 млн. В этой связи на нужды данного сектора планируется выделить порядка 20 млдр шекелей, большая часть данной суммы будет направлена на выплату пособий потерявшим работу. При этом в последнем случае для получения выплат необходимо будет доказать факт своего трудоустройства в течение 6 месяцев.

В том, что касается бизнеса, часть средств будет выделена в виде прямой помощи, часть – в виде налоговых льгот, а оставшиеся предоставлены в форме кредитов на особых условиях. Государство представило отдельные программы для крупного бизнеса. Так, предприятия, чей годовой оборот превышает 400 млн шекелей, получат доступ к кредитованию, общий бюджет которого составляет, согласно представленному проекту, 4 млрд шекелей. Самозанятые могут рассчитывать на гранты, общий объем заложенного финансирования данного пункта равен 3 млрд шекелей.

Банк Израиля ранее со своей стороны предпринял ряд шагов, направленных на поддержку экономики. Основная ставка была сделана на покупку государственных облигаций на вторичном рынке, на что было решено направить 50 млрд шекелей. Для сравнения, преодолевая последствия мирового экономического кризиса 2008 г., Банк Израиля проводил аналогичный курс, однако тогда на него было выделено менее 20 млрд шекелей. Также большое внимание было уделено поддержанию курса национальной валюты через биржевые аукционы. Отдельно регулятор выпустил нормативные акты для банков по вопросам кредитной поддержки предприятий и домохозяйств в условиях кризиса. По словам заместителя председателя Банка Израиля Э.Абира: «Многим домохозяйствам и коммерческим компаниям придется брать кредиты, чтобы держаться наплаву, пока у них нет дохода. Мы хотим, чтобы эти кредиты были как можно более доступными».

Общая оценка экономической стратегии израильского правительства смежными ведомствами, а также экспертами выглядит в целом положительной. Так, глава бюджетного департамента министерства финансов  Ш.Меридор сообщил, что критика рассмотренного пакета мер неизбежна в силу того, что «власти вынуждены делать выбор между экономикой и здоровьем», а потому, по его словам, «всегда найдутся недовольные». Однако он подчеркнул качественные отличия действий Израиля, от шагов США и Германии, где правительства выделили больше средств, но основная их часть предоставляется в форме кредитов. Израиль, в свою очередь, пытается диверсифицировать методы. И это в определенной степени соотносится с запросами предпринимательство сообщества. К примеру, председатель израильской Федерации торговых палат У.Линн еще до опубликования правительственных предложений призывал сделать акцент на некредитных механизмах.

Израильские экономические обозреватели в большинстве своем согласны с тем, что программа экономических мер необходима, а потому сам факт ее обнародования они оценивают довольно высоко. Вместе с тем отмечается, что принятые решения, вероятно, не окажутся достаточными. Впрочем, с тем, что рассмотренная инициатива, судя по всему, не будет последней, согласен даже М.Кахлон. При этом в проекте был обнаружен ряд недочетов. В их числе, например, то, что каждый представитель бизнеса, кто претендует на поддержку от правительства, должен подавать заявку индивидуально, а значит, и в этой сфере будет наблюдаться аврал, аналогичный тому, что произошел в Институте национального страхования при резком скачке безработицы.

В том, что касается экспертного сообщества, интересно обратить внимание на точку зрения Института изучения национальной безопасности (INSS). В рамках работы над подготовкой предложений относительно политики Израиля в условиях кризиса INSS провел т.н. «симуляцию», а другими словами «деловую игру»,  в ходе которой эксперты института исполняют роли руководителей ключевых министерств и ведомств, таким образом разрабатывая рекомендации через имитацию реального процесса принятия решений. В ходе нынешней встречи, состоявшейся в формате видеоконференции, среди инициатив была озвучена необходимость восстановления полноценной экономической активности при переходе с медицины, работающей в кризисных условиях на плановую, однако, не забывая о соблюдении условий, необходимых для борьбы с коронавирусной инфекцией, включая карантин для отдельных категорий граждан, входящих в группы риска[i].

Из всего сказанного можно сделать два вывода. Во-первых, программа поддержки экономики страны во многом согласуется с тем общим акцентом на экономической политике, который был сделан партией Ликуд в рамках последней избирательной кампании. Таким образом партия в том числе оправдывает нынешнюю ситуацию, характеризующую продолжающийся процесс формирования правительственной коалиции. Прежде всего, это касается претензий Ликуда и самого Б.Нетаньяху на лидирующие позиции в рамках будущего кабинета министров, переговоры о составе которого идут под лозунгом необходимости создать правительство национального единства для борьбы с эпидемией COVID-19. Во-вторых, в более широком смысле Израиль, чьи власти приняли решение о ранних и жестких мерах ограничений для снижения роста заболеваемости, теперь вступает в следующий закономерный этап, с которым в дальнейшем столкнуться все, кто, так или иначе, идет по пути этой ближневосточной страны, отдавая приоритет здравоохранению, а не экономике. То, как Израиль справиться с кризисными явлениями, будет показательным примером, однако не универсальным, что объясняется особенностями государства, варьирующимися от  географического положения и природных условий до ставки на high-tech.

[i] ישיבת קבינט והמלצות בנושא המאבק בקורונה — תובנות ממשחק מלחמה אסטרטגי

המכון למחקרי ביטחון לאומי. 02.04.2020.  URL: https://www.inss.org.il/he/publication/coronavirus-inss-war-game/

62.88MB | MySQL:102 | 0,515sec