В современных условиях Арабская Республика Египет (АРЕ) уделяет повышенное внимание укреплению боевой мощи и технической оснащенности вооруженных сил, рассматривая их в качестве одного из основных гарантов сохранения стабильности в стране и важного элемента проведения военно-политического курса государства. В настоящее время в АРЕ проводятся мероприятия по реформированию Вооруженных Сил (ВС). В основу этой деятельности положена концепция необходимости приведения их численности и структуры, а также возможностей по обеспечению интересов страны в соответствие c угрозами и внутренней социально-экономической ситуацией. Для повышения эффективности управления войсками приоритетное внимание уделяется оптимизации высших органов управления вооруженных сил, исключению дублирования выполняемых функций различными структурами в ходе повседневной и оперативной деятельности.
Деятельность АРЕ по сплочению союзников, созданию блоков и военно-политических группировок
Членом каких союзов и коалиций является, дата вступления (создания). Участие в создании новых союзов |
Место и роль в союзе. Какие политические цели через участие в союзе стремится достичь |
1 | 2 |
НАТО (договор «О сотрудничестве» в 2004 г., статус «Союзник США вне НАТО») | Предусматривается сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, защиты границ, обмена информации.
Основными направлениями сотрудничества с Североатлантическим альянсом являются: борьба с международным терроризмом, наркотрафиком и незаконной миграцией населения в регионе, взаимодействие в военной области, обучение египетских военнослужащих в высших военных учебных заведения стран НАТО |
Мирный договор между Египтом и Израилем (с 1979 г.) |
Заключен на основе Кемп-Дэвидских соглашений при посредничестве США. В нем закреплены условия мирного сосуществования двух государств в обмен на финансово-экономическую и военную помощь со стороны Вашингтона |
Сотрудничество с ЕС:
«Средиземноморский диалог» (с марта 2000 г.), «Европейская политика добрососедства» (с марта 2006 г.) |
Стороны сформировали комиссии по расширению сотрудничества в следующих сферах: промышленность, транспорт, энергетика, внутренний потребительский рынок, сельское хозяйство, юстиция и безопасность, социальная политика, система административного управления, права человека, таможенные тарифы, незаконная миграция, визовые и консульские вопросы, экология |
Африканский союз (c июля 2002 г., ранее член Организации африканского единства с 1963 г.) |
Взаимодействие в рамках предотвращения вооруженных конфликтов, противодействие терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, нелегальной миграции населения на континенте, а также экономическое развитие африканских стран |
Лига арабских государств (ЛАГ)
(с 1945 г.) |
Египет является одним из учредителей организации, проводит активную политику в рамках ЛАГ, традиционно генеральным секретарем Лиги является египтянин. Выступает за арабское единство, призывает активно оказывать помощь Ливии, Палестине и Сирии. Предлагает принимать жесткие меры к арабским государствам, уклоняющимся от перечисления финансовых средств в палестинский фонд поддержки беженцев, вплоть до исключения из рядов ЛАГ |
Организация исламского сотрудничества (с 1969 г. – Организация исламская конференция, переименована в июне 2011 г.) |
Принимает активное участие в работе организации. Выступает за исламскую солидарность, борьбу против расизма и поддержку Организации освобождения Палестины |
Движение неприсоединения
(с октября 1964 г.) |
В рамках Движения египетское руководство проводит активную политику по сближению с другими развивающимися государствами |
Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК, основана в 1968 г.) |
Активно участвует в работе организации по выработке единой политики в нефтяной сфере |
Организация Объединенных Наций (с 24 октября 1945 г.) |
Принимает активное участие в работе ООН. Выступает за реформирование данной международной организации, в том числе расширение состава постоянных членов Совета безопасности |
ЮНЕСКО (с ноября 1964 г.) | Египет избран 3 ноября 2013 г. членом исполнительного совета всемирного наследия данной организации |
Агадирское соглашение
(с февраля 2008 г.) |
Создание региональной зоны свободной торговли. Вошли Иордания, Марокко, Египет, Тунис |
Международная организация франкофонной зоны (с 1983 г.) |
Деятельность Египта в рамках данной организации заключается в популяризации французского языка в регионе и развитии культурных связей с Францией |
Международная коалиция по борьбе с террористической организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» (август 2014 г.) |
Оказание политической поддержки международным усилиям по борьбе с терроризмом. Предоставление странам-участницам разведывательной информации о деятельности террористических группировок в регионе. Подготовка иракских военных специалистов в Египте. Поставка боеприпасов ВС Ирака |
Арабская коалиция по установлению законной власти в Йемене (март 2015 г.) | Морская блокада йеменского побережья и предотвращение поставок оружия хоуситам. Обеспечение безопасности морского судоходства в районе Баб-эль-Мандебского пролива и южной части Красного моря. Предоставление разведывательной информации странам-участницам |
Общие оценки руководством страны военно-политических действий основных государств, готовность к политической и другой поддержке их инициатив
Страна
(блок) |
Инициативы, действия основных государств |
Оценка, действия в поддержку |
1 | 2 | 3 |
Россия | Ближневосточная политика России | Египет поддерживает взвешенную политику России на Ближнем Востоке. У государств имеется общее понимание происходящих в арабском мире перемен, которые не должны препятствовать разрешению ключевой проблемы – справедливого арабо-израильского урегулирования на международно-правовой основе: резолюции ООН, Мадридские принципы и арабская мирная инициатива |
Россия
|
Сирийский кризис | Египет поддерживает Россию в необходимости урегулирования сирийского кризиса путем переговоров сирийских властей и оппозиции при поддержке мирового сообщества. Каир считает, что политическому процессу в Сирии должно предшествовать уничтожение вооруженных формирований ИГ. Не требуют немедленного отстранения от власти президента Б.Асада. Полагают возможным передачу власти сирийским лидером своему преемнику. Служба общей разведки АРЕ оказала содействие в подписании в июле–августа 2017 года представителями Министерства обороны России соглашений в г. Каир с группировками сирийской оппозиции о создании зон деэскалации Восточная Гута и провинции Хомс |
США | Борьба с международным терроризмом | АРЕ поддерживает американские инициативы по противодействию международному терроризму.
Каир присоединился к созданной США антитеррористической коалиции по борьбе с ИГ. Египтяне оказывают поддержку вооружённым силам Ирака путем поставок вооружения и боеприпасов, а также осуществляют подготовку иракских военнослужащих
Ведутся переговоры о возобновлении проведения в Египте многонационального учения «Брайт Стар» (основные участники – США и Египет), а также восстановлении американской военной помощи в полном объёме. Между двумя странами существуют двусторонние договоренности об использовании вооруженными силами США объектов инфраструктуры АРЕ (портов, авиабаз), а также функционировании на территории АРЕ американских военных объектов (станции спутниковой связи стратегической системы связи министерства обороны США и системы спутниковой связи военно-воздушны сил США, обеспечивающих деятельность ОЦК ВС США) |
Иран | Развитие национальной ядерной программы | Взаимодействие с Тегераном практически отсутствует. Отношения рассматриваются в увязке с развитием обстановки на Ближнем Востоке и, прежде всего, в Ливане и Сирии. В Каире придерживаются общеарабских оценок действий Тегерана в регионе, которые направлены на недопущение роста иранского регионального влияния. Дипломатические отношения с Ираном снижены до уровня временных поверенных с 1979 г.
Вместе с тем египетское руководство поддерживает подписание соглашения по иранской ядерной программе. Каир декларирует неизменность позиции о праве любого государства на использование атомной энергии в мирных целях в рамках Договора о нераспространении ЯО |
Израиль | Ближневосточное урегулирование | Египет придерживается позиции о необходимости создания независимого палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, сохранении прав палестинских беженцев на возвращение и справедливое распределение водных ресурсов.
В 2017 году практически свернуты посреднические усилия Каира по восстановлению палестино-израильского урегулирования. Египтянам не удается организовать встречу главы Палестинской национальной администрации М. Аббасом и израильского премьер-министра Б. Нетаньяху |
Саудовская Аравия | Сирийский кризис | Сохраняются расхождения взглядов Каира и Эр-Рияда на способы урегулирования конфликта в Сирии. В 2017 г. развитие двусторонних отношений не увязывалось сторонами с сирийским кризисом |
Арабские государства Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) | Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 г. и прихода к власти в стране А. Ас-Сиси. Оказание политической и финансово-экономической поддержки | Египет рассматривает эти страны в качестве ближайших союзников в регионе и финансовых спонсоров. По большинству региональных проблем выверяет позицию с курсом ОАЭ |
Катар | Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 г. и прихода к власти в стране А.Ф.ас-Сиси | Отношения носят враждебный характер. Египет обвиняет власти Катара в поддержке свергнутого режима М.Мурси, а также исламистской оппозиции и террористических организаций на египетской территории |
Турция | Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 года и прихода к власти в стране А.Ф.ас-Сиси | Отношения носят враждебный характер в связи с поддержкой отстраненного от власти президента М.Мурси, а также исламистской оппозиции и террористических организаций на египетской территории. Египет понизил уровень дипломатического представительства, отозвав в сентябре 2014 г. посла из Анкары. Обвиняет Турцию во вмешательстве во внутренние дела |
Страны Европейского союза |
Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 г. и прихода к власти в стране А.Ф.ас-Сиси | В 2017 году политические, торгово-экономические отношения восстановлены в полном объеме. Отдельные государства-члены ЕС возобновили поставки вооружения и военной техники, продукции двойного назначения в соответствии с ранее заключенными контрактами. Основные претензии европейцев к Каиру заключаются в якобы несоблюдении прав человека в Египте. Египетское руководство отвергает всяческие обвинения и заявляет, что страна ведет борьбу с терроризмом и власти вынуждены ограничивать права и свободы граждан |
Анализ планов и проводимых мероприятий показывает, что основными направлениями строительства и развития ВС АРЕ являются:
– совершенствование системы управления в области национальной обороны;
– приведение организационно-штатной структуры, численного и боевого состава ВС в соответствие со стоящими перед ними целями и задачами;
– наращивание возможностей национального ВПК по производству современных образцов ВВТ с задействованием частного сектора экономики, а также углубление кооперации с иностранными партнерами;
– расширение участия ВС в миротворческих операциях под эгидой ООН и других международных организаций;
–повышение эффективности работы объединенной системы тылового и материально-технического обеспечения ВС;
–оптимизация планирования военного бюджета;
– повышение качества военного образования и подготовки кадров различных категорий военнослужащих.
Перспективы развития Сухопутных Войск (СВ)
Развитие СВ АРЕ, как основы ВС, на ближайшую и долгосрочную перспективу подчинено главной стратегической цели – обеспечению лидерства Египта на Ближнем Востоке в военном отношении. Основными целями проводимых мероприятий являются повышение мобильности, ударной и огневой мощи соединений и частей, качественное улучшение возможностей по борьбе с танками и воздушными объектами противника.
Главными направлениями развития сухопутных войск Египта являются: совершенствование структуры соединений и частей, их перевооружение путем поэтапного перехода на современную боевую технику, повышение мобильности соединений и частей командования парашютно-десантных войск и командования сил специальных операций, поддержание высокого уровня технической готовности вооружения и военной техники, продление сроков их эффективного использования; повышение уровня подготовки военных кадров.
Согласно межправительственному соглашению АРЕ–США к 2019 году осуществлена поставка 125 сборочных комплектов основных боевых танков M1A1 «Абрамс», а также связанных с контрактом услуг и оборудования на сумму 900 млн. долларов.
В последние годы активизировалось военно-техническое сотрудничество с КНР. В 2019 году по соглашению с компанией «Норинко» начато производство в АРЕ мобильных ракетных систем залпового огня (РСЗО) «Сакр-45».
Что касается взаимодействия в военно-технической сфере с Россией, то по программе закупок ВВТ на 2015–2019 гг. поставлены современные образцы бронетанковой техники (танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2),а также противотанковые комплексы «Корнет-ЭМ».
Оснащение Сухопутных Войск АРЕ новым вооружением
Мероприятие | Программа, кем или каким документом определено | Сроки выполнения | Примечание |
Поставка современных образцов бронетанковой техники (танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2) | Программа закупок ВВТ на 2015–2019 гг. | 2019 г. | Выполнено
|
Поставка 125 сборочных комплектов основных боевых танков M1A1 «Абрамс», а также связанных с контрактом услуг и оборудования |
Межправительственное соглашение АРЕ–США (900 млн. долл.) | 2019 г.
|
Исполнение возобновлено в августе 2016 г. |
Ремонт и модернизация сборочной линии танков «Абрамс» (А1М1) в АРЕ |
Межправительственное соглашение АРЕ–США (37,6 млн. долл.) | 2019 г.
|
На стадии реализации |
Лицензионное производство автоматов АК-103 |
АО «Рособоронэкспорт»(1,295 млн. евро.) | 2018 г.
|
Выполнено |
Поставка ПТРК «Корнет-ЭМ» | Прямые коммерческие поставки | 2019 г. | Не реализовано.
Ведутся |
Производство в АРЕ мобильных РСЗО «Сакр-45» | Соглашение с компанией «Норинко» (КНР) | 2019 г. | На стадии реализации |
Ретроспективный анализ, оценка современного состояния и
прогноз развития боевого состава и вооружения СВ на период до 2035 года
Наименование | Год | |||||
2009 | 2012 | 2015 | 2020 | 2025 | 2035 | |
Боевой состав | ||||||
Военные округа | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
военные зоны (в составе ЮВО) | 3 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Полевые армии | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
Дивизии: | 12 | 12 | 12 | 12 | 13 | 14 |
механизированные | 8 | 8 | 8 | 8 | 9 | 9 |
танковые | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 5 |
Отдельные бригады: | 58 | 70 | 70 | 70 | 72 | 74 |
оперативно-тактических ракет | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
тактических ракет | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
пехотные (мотопехотные) | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 | 6 |
механизированные | 6 | 5 | 5 | 6 | 6 | 6 |
танковые | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
парашютно-десантные | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 |
территориальной обороны | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
артиллерийские | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 |
реактивные артиллерийские | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
противотанковых управляемых ракет | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
истребительно-противотанковые | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
зенитные ракетные | 6 | 7 | 7 | 7 | 7 | 8 |
зенитные артиллерийские | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
инженерные | — | 11 | 11 | 11 | 11 | 11 |
Бригады республиканской гвардии: | — | — | 5 | 5 | 5 | 5 |
механизированные | — | — | 2 | 2 | 2 | 2 |
танковые | — | — | 2 | 2 | 2 | 2 |
артиллерийские | — | — | 1 | 1 | 1 | 1 |
Отдельные полки: | 23 | 21 | 21 | 22 | 22 | 22 |
«Рейнджерс | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
пограничные | 13 | — | — | — | — | — |
реактивной артиллерии | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
зенитные артиллерийские | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 |
артиллерийские | — | — | — | 1 | 1 | 1 |
истребительно-противотанковые артиллерийские | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
противотанковых средств и артиллерии | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
артиллерийские инструментальной разведки | — | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 |
радиотехнической разведки | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
связи | — | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 |
химической защиты | — | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Полки пограничных войск | — | — | 13 | 13 | 13 | 13 |
Вооружение | ||||||
Боевые танки | 3 561 | 3 516 | 3 546 | 3 434 | 3 550 | 3 650 |
Артиллерия, ед.: | 4 297 | 3 273 | 3 433 | 3 663 | 3 460 | 3 510 |
орудия полевой артиллерии | 2 076 | 1 344 | 1 360 | 1 572 | 1 370 | 1 390 |
минометы (до 81 мм) | 276 | 276 | 330 | 330 | 330 | 330 |
минометы (81 мм и более) | 1 492 | 1260 | 1 338 | 1 380 | 1 350 | 1 380 |
РСЗО | 453 | 393 | 405 | 381 | 410 | 410 |
Противотанковые средства, ед.: | 4 019 | 2 932 | 2 946 | 2 828 | 2 970 | 3 040 |
орудия противотанковой артиллерии (75-мм и более) | 1 343 | 731 | 773 | 677 | 750 | 770 |
безоткатные орудия | 1 527 | 1 448 | 1 432 | 1 386 | 1 450 | 1 470 |
ПТРК | 1 149 | 753 | 741 | 765 | 770 | 800 |
Зенитные средства, ед.: | 2 839 | 1 778 | 1 892 | 1 844 | 1 865 | 1 840 |
орудия ЗА (20мм и более) | 2 133 | 1070 | 1 198 | 1 150 | 1 180 | 1 150 |
ПЗРК | 528 | 522 | 516 | 510 | 500 | 500 |
Боевые бронированные машины: | 8 702 | 6 436 | 7 098 | 7 868 | 7 920 | 8 035 |
Таким образом, анализ таблицы показывает, что на период 2025–2035 годов существенного роста численности СВ, количества соединений и частей не планируется. Основные усилия будут направлены на их перевооружение, прежде всего бронетанковой техникой, и повышение качества боевой и оперативной подготовки.