Перспективы развития Вооруженных Сил АРЕ. Часть 1

В современных условиях Арабская Республика Египет (АРЕ) уделяет повышенное внимание укреплению боевой мощи и технической оснащенности вооруженных сил, рассматривая их в качестве одного из основных гарантов сохранения стабильности в стране и важного элемента проведения военно-политического курса государства. В настоящее время в АРЕ проводятся мероприятия по реформированию Вооруженных Сил (ВС). В основу этой деятельности положена концепция необходимости приведения их численности и структуры, а также возможностей по обеспечению интересов страны в соответствие c угрозами и внутренней социально-экономической ситуацией. Для повышения эффективности управления войсками приоритетное внимание уделяется оптимизации высших органов управления вооруженных сил, исключению дублирования выполняемых функций различными структурами в ходе повседневной и оперативной деятельности.

Деятельность АРЕ по сплочению союзников, созданию блоков и военно-политических группировок

Членом каких союзов и коалиций является, дата вступления (создания).
Участие в создании новых союзов
Место и роль в союзе.
Какие политические цели через участие в союзе стремится достичь
1 2
НАТО (договор «О сотрудничестве» в 2004 г., статус «Союзник США вне НАТО») Предусматривается сотрудничество в сфере борьбы с терроризмом, защиты границ, обмена информации.

Основными направлениями сотрудничества с Североатлантическим альянсом являются: борьба с международным терроризмом, наркотрафиком и незаконной миграцией населения в регионе, взаимодействие в военной области, обучение египетских военнослужащих в высших военных учебных заведения стран НАТО

Мирный договор между Египтом и Израилем
(с 1979 г.)
Заключен на основе Кемп-Дэвидских соглашений при посредничестве США. В нем закреплены условия мирного сосуществования двух государств в обмен на финансово-экономическую и военную помощь со стороны Вашингтона
Сотрудничество с ЕС:

«Средиземноморский диалог» (с марта 2000 г.), «Европейская политика добрососедства» (с марта 2006 г.)

Стороны сформировали комиссии по расширению сотрудничества в следующих сферах: промышленность, транспорт, энергетика, внутренний потребительский рынок, сельское хозяйство, юстиция и безопасность, социальная политика, система административного управления, права человека, таможенные тарифы, незаконная миграция, визовые и консульские вопросы, экология
Африканский союз (c июля 2002 г., ранее член Организации
африканского единства с 1963 г.)
Взаимодействие в рамках предотвращения вооруженных конфликтов, противодействие терроризму, незаконному обороту оружия и наркотиков, нелегальной миграции населения на континенте, а также экономическое развитие африканских стран
Лига арабских государств (ЛАГ)

(с 1945 г.)

Египет является одним из учредителей организации, проводит активную политику в рамках ЛАГ, традиционно генеральным секретарем Лиги является египтянин. Выступает за арабское единство, призывает активно оказывать помощь Ливии, Палестине и Сирии. Предлагает принимать жесткие меры к арабским государствам, уклоняющимся от перечисления финансовых средств в палестинский фонд поддержки беженцев, вплоть до исключения из рядов ЛАГ
Организация исламского сотрудничества (с 1969 г. – Организация
исламская конференция, переименована в июне 2011 г.)
Принимает активное участие в работе организации. Выступает за исламскую солидарность, борьбу против расизма и поддержку Организации освобождения Палестины
Движение неприсоединения

(с октября 1964 г.)

В рамках Движения египетское руководство проводит активную политику по сближению с другими развивающимися государствами
Организация арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК,
основана в 1968 г.)
Активно участвует в работе организации по выработке единой политики в нефтяной сфере
Организация Объединенных
Наций (с 24 октября 1945 г.)
Принимает активное участие в работе ООН. Выступает за реформирование данной международной организации, в том числе расширение состава постоянных членов Совета безопасности
ЮНЕСКО (с ноября 1964 г.) Египет избран 3 ноября 2013 г. членом исполнительного совета всемирного наследия данной организации
Агадирское соглашение

(с февраля 2008 г.)

Создание региональной зоны свободной торговли. Вошли Иордания, Марокко, Египет, Тунис
Международная организация
франкофонной зоны (с 1983 г.)
Деятельность Египта в рамках данной организации заключается в популяризации французского языка в регионе и развитии культурных связей с Францией
Международная коалиция по борьбе с террористической организацией «Исламское государство Ирака и
Леванта» (август 2014 г.)
Оказание политической поддержки международным усилиям по борьбе с терроризмом. Предоставление странам-участницам разведывательной информации о деятельности террористических группировок в регионе. Подготовка иракских военных специалистов в Египте. Поставка боеприпасов ВС Ирака
Арабская коалиция по установлению законной власти в Йемене (март 2015 г.) Морская блокада йеменского побережья и предотвращение поставок оружия хоуситам. Обеспечение безопасности морского судоходства в районе Баб-эль-Мандебского пролива и южной части Красного моря. Предоставление разведывательной информации странам-участницам

 

Общие оценки руководством страны военно-политических действий основных государств, готовность к политической и другой поддержке их инициатив

Страна

(блок)

Инициативы, действия
основных государств
Оценка, действия в поддержку
1 2 3
Россия Ближневосточная политика России Египет поддерживает взвешенную политику России на Ближнем Востоке. У государств имеется общее понимание происходящих в арабском мире перемен, которые не должны препятствовать разрешению ключевой проблемы – справедливого арабо-израильского урегулирования на международно-правовой основе: резолюции ООН, Мадридские принципы и арабская мирная инициатива
Россия

 

Сирийский кризис Египет поддерживает Россию в необходимости урегулирования сирийского кризиса путем переговоров сирийских властей и оппозиции при поддержке мирового сообщества. Каир считает, что политическому процессу в Сирии должно предшествовать уничтожение вооруженных формирований ИГ. Не требуют немедленного отстранения от власти президента Б.Асада. Полагают возможным передачу власти сирийским лидером своему преемнику. Служба общей разведки АРЕ оказала содействие в подписании в июле–августа 2017 года представителями Министерства обороны России соглашений в г. Каир с группировками сирийской оппозиции о создании зон деэскалации Восточная Гута и провинции Хомс
США Борьба с международным терроризмом АРЕ поддерживает американские инициативы по противодействию международному терроризму.

Каир присоединился к созданной США антитеррористической коалиции по борьбе с ИГ. Египтяне оказывают поддержку вооружённым силам Ирака путем поставок вооружения и боеприпасов, а также осуществляют подготовку иракских военнослужащих

 

Ведутся переговоры о возобновлении проведения в Египте многонационального учения «Брайт Стар» (основные участники – США и Египет), а также восстановлении американской военной помощи в полном объёме. Между двумя странами существуют двусторонние договоренности об использовании вооруженными силами США объектов инфраструктуры АРЕ (портов, авиабаз), а также функционировании на территории АРЕ американских военных объектов (станции спутниковой связи стратегической системы связи министерства обороны США и системы спутниковой связи военно-воздушны сил США, обеспечивающих деятельность ОЦК ВС США)

Иран Развитие национальной ядерной программы Взаимодействие с Тегераном практически отсутствует. Отношения рассматриваются в увязке с развитием обстановки на Ближнем Востоке и, прежде всего, в Ливане и Сирии. В Каире придерживаются общеарабских оценок действий Тегерана в регионе, которые направлены на недопущение роста иранского регионального влияния. Дипломатические отношения с Ираном снижены до уровня временных поверенных с 1979 г.

Вместе с тем египетское руководство поддерживает подписание соглашения по иранской ядерной программе. Каир декларирует неизменность позиции о праве любого государства на использование атомной энергии в мирных целях в рамках Договора о нераспространении ЯО

Израиль Ближневосточное урегулирование Египет придерживается позиции о необходимости создания независимого палестинского государства в границах 1967 г. со столицей в Восточном Иерусалиме, сохранении прав палестинских беженцев на возвращение и справедливое распределение водных ресурсов.

В 2017 году практически свернуты посреднические усилия Каира по восстановлению палестино-израильского урегулирования. Египтянам не удается организовать встречу главы Палестинской национальной администрации М. Аббасом и израильского премьер-министра Б. Нетаньяху

Саудовская Аравия Сирийский кризис Сохраняются расхождения взглядов  Каира и Эр-Рияда на способы урегулирования конфликта в Сирии.
В 2017 г. развитие двусторонних отношений не увязывалось сторонами с сирийским кризисом
Арабские государства Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Кувейт) Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 г. и прихода к власти в стране А. Ас-Сиси. Оказание политической и финансово-экономической поддержки Египет рассматривает эти страны в качестве ближайших союзников в регионе и финансовых спонсоров. По большинству региональных проблем выверяет позицию с курсом ОАЭ
Катар Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 г. и прихода к власти в стране А.Ф.ас-Сиси Отношения носят враждебный характер. Египет обвиняет власти Катара в поддержке свергнутого режима М.Мурси, а также исламистской оппозиции и террористических организаций на египетской территории
Турция Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 года и прихода к власти в стране А.Ф.ас-Сиси Отношения носят враждебный характер в связи с поддержкой отстраненного от власти президента М.Мурси, а также исламистской оппозиции и террористических организаций на египетской территории. Египет понизил уровень дипломатического представительства, отозвав в сентябре 2014 г. посла из Анкары. Обвиняет Турцию во вмешательстве во внутренние дела
Страны
Европейского союза
Позиция в отношении военного переворота в Египте в июне 2013 г. и прихода к власти в стране А.Ф.ас-Сиси В 2017 году политические, торгово-экономические отношения восстановлены в полном объеме. Отдельные государства-члены ЕС возобновили поставки вооружения и военной  техники, продукции двойного назначения в соответствии с ранее заключенными контрактами.
Основные претензии европейцев к Каиру заключаются в якобы несоблюдении прав человека в Египте. Египетское руководство отвергает всяческие обвинения и заявляет, что страна ведет борьбу с терроризмом и власти вынуждены ограничивать права и свободы граждан

Анализ планов и проводимых мероприятий показывает, что основными направлениями строительства и развития ВС АРЕ являются:

– совершенствование системы управления в области национальной обороны;

– приведение организационно-штатной структуры, численного и боевого состава ВС в соответствие со стоящими перед ними целями и задачами;

– наращивание возможностей национального ВПК по производству современных образцов ВВТ с задействованием частного сектора экономики, а также углубление кооперации с иностранными партнерами;

– расширение участия ВС в миротворческих операциях под эгидой ООН и других международных организаций;

–повышение эффективности работы объединенной системы тылового и материально-технического обеспечения ВС;

–оптимизация планирования военного бюджета;

– повышение качества военного образования и подготовки кадров различных категорий военнослужащих.

 

Перспективы развития Сухопутных Войск (СВ)

Развитие СВ АРЕ, как основы ВС, на ближайшую и долгосрочную перспективу подчинено главной стратегической цели – обеспечению лидерства Египта на Ближнем Востоке в военном отношении. Основными целями проводимых мероприятий являются повышение мобильности, ударной и огневой мощи соединений и частей, качественное улучшение возможностей по борьбе с танками и воздушными объектами противника.

Главными направлениями развития сухопутных войск Египта являются: совершенствование структуры соединений и частей, их перевооружение путем поэтапного перехода на современную боевую технику, повышение мобильности соединений и частей командования парашютно-десантных войск и командования сил специальных операций, поддержание высокого уровня технической готовности вооружения и военной техники, продление сроков их эффективного использования; повышение уровня подготовки военных кадров.

Согласно межправительственному соглашению АРЕ–США к 2019 году осуществлена поставка 125 сборочных комплектов основных боевых танков M1A1 «Абрамс», а также связанных с контрактом услуг и оборудования на сумму 900 млн. долларов.

В последние годы активизировалось военно-техническое сотрудничество с КНР. В 2019 году по соглашению с компанией «Норинко» начато производство в АРЕ мобильных ракетных систем залпового огня (РСЗО) «Сакр-45».

Что касается взаимодействия в военно-технической сфере с Россией, то по программе закупок ВВТ на 2015–2019 гг. поставлены современные образцы бронетанковой техники (танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2),а также противотанковые комплексы «Корнет-ЭМ».

 

Оснащение Сухопутных Войск АРЕ новым вооружением

Мероприятие Программа, кем или каким документом определено Сроки выполнения Примечание
Поставка современных образцов бронетанковой техники (танки Т-72, боевые машины пехоты БМП-2) Программа закупок ВВТ на 2015–2019 гг. 2019 г. Выполнено

 

Поставка 125 сборочных
комплектов основных боевых
танков M1A1 «Абрамс», а также
связанных с контрактом услуг и оборудования
Межправительственное соглашение АРЕ–США (900 млн. долл.) 2019 г.

 

Исполнение
возобновлено
в августе 2016 г.
Ремонт и модернизация
сборочной линии танков
«Абрамс» (А1М1) в АРЕ
Межправительственное соглашение АРЕ–США (37,6 млн. долл.) 2019 г.

 

На стадии
реализации
Лицензионное производство
автоматов АК-103
АО «Рособоронэкспорт»(1,295 млн. евро.) 2018 г.

 

Выполнено
Поставка ПТРК «Корнет-ЭМ» Прямые коммерческие поставки 2019 г. Не реализовано.

Ведутся
консультации

Производство в АРЕ мобильных РСЗО «Сакр-45» Соглашение с компанией «Норинко» (КНР) 2019 г. На стадии
реализации

 

Ретроспективный анализ, оценка современного состояния и
прогноз развития боевого состава и вооружения СВ на период до 2035 года

Наименование Год
2009 2012 2015 2020 2025 2035
Боевой состав
Военные округа 4 4 4 4 4 4
военные зоны (в составе ЮВО) 3 3 2 2 2 2
Полевые армии 2 2 2 2 2 2
Дивизии: 12 12 12 12 13 14
механизированные 8 8 8 8 9 9
танковые 4 4 4 4 4 5
Отдельные бригады: 58 70 70 70 72 74
оперативно-тактических ракет 1 1 1 1 1 1
тактических ракет 1 1 1 1 1 1
пехотные (мотопехотные) 5 5 5 5 5 6
механизированные 6 5 5 6 6 6
танковые 3 3 3 3 3 3
парашютно-десантные 2 2 2 2 2 2
территориальной обороны 11 11 11 11 11 11
артиллерийские 12 12 12 12 12 12
реактивные артиллерийские 4 4 4 4 4 4
противотанковых управляемых ракет 4 4 4 4 4 4
истребительно-противотанковые 1 1 1 1 1 1
зенитные ракетные 6 7 7 7 7 8
зенитные артиллерийские 2 3 3 3 3 3
инженерные 11 11 11 11 11
Бригады республиканской гвардии: 5 5 5 5
механизированные 2 2 2 2
танковые 2 2 2 2
артиллерийские 1 1 1 1
Отдельные полки: 23 21 21 22 22 22
«Рейнджерс 3 3 3 3 3 3
пограничные 13
реактивной артиллерии 1 1 1 1 1 1
зенитные артиллерийские 4 4 4 4 4 4
артиллерийские 1 1 1
истребительно-противотанковые артиллерийские 2 1 1 1 1 1
противотанковых средств и артиллерии 1 1 1 1 1
артиллерийские инструментальной разведки 3 3 3 3 3
радиотехнической разведки 1 1 1 1 1
связи 6 6 6 6 6
химической защиты 1 1 1 1 1
Полки пограничных войск 13 13 13 13
Вооружение
Боевые танки 3 561 3 516 3 546 3 434 3 550 3 650
Артиллерия, ед.: 4 297 3 273 3 433 3 663 3 460 3 510
орудия полевой артиллерии 2 076 1 344 1 360 1 572 1 370 1 390
минометы (до 81 мм) 276 276 330 330 330 330
минометы (81 мм и более) 1 492 1260 1 338 1 380 1 350 1 380
РСЗО 453 393 405 381 410 410
Противотанковые средства, ед.: 4 019 2 932 2 946 2 828 2 970 3 040
орудия противотанковой артиллерии (75-мм и более) 1 343 731 773 677 750 770
безоткатные орудия 1 527 1 448 1 432 1 386 1 450 1 470
ПТРК 1 149 753 741 765 770 800
Зенитные средства, ед.: 2 839 1 778 1 892 1 844 1 865 1 840
орудия ЗА (20мм и более) 2 133 1070 1 198 1 150 1 180 1 150
ПЗРК 528 522 516 510 500 500
Боевые бронированные машины: 8 702 6 436 7 098 7 868 7 920 8 035

Таким образом, анализ таблицы показывает, что на период 2025–2035 годов существенного роста численности СВ, количества соединений и частей не планируется. Основные усилия будут направлены на их перевооружение, прежде всего бронетанковой техникой, и повышение качества боевой и оперативной подготовки.

52.29MB | MySQL:103 | 0,492sec