Об истории и перспективах военно-технического сотрудничества КНР и Пакистана в области техники для ВМС

Как известно, военно-техническое сотрудничество КНР и Пакистана в области техники для Военно-морских сил было начато с поставок ракетных катеров проектов 021 и 024. На втором этапе пакистанские военные достигли понимания с китайскими партнерами о модернизации более крупных надводных кораблей за счет замены части вооружения и оборудования.

Третий этап взаимодействия пакистанских военных и китайских кораблестроителей связан с разработкой для ВМС мусульманского государства надводного корабля класса «фрегат» по проекту F-22P. В качестве основы китайские конструкторы использовали проверенный временем проект сторожевого корабля (СКР) 053Н3, которых в период с 1997 по 2004 г. на двух судостроительных заводах в г.Гуанчжоу и г.Шанхай было построено 10 ед.

Представляется возможным указать основные тактико-технические характеристики СКР проекта 053Н3:

– длина 112 м;

– ширина 12,4 м;

– водоизмещение пустого: 2062 тонн;

– водоизмещение стандартное: 2230 тонн;

– полное водоизмещение: 2398 тонн.

В качестве силовой установки используют два высокоскоростных дизельных двигателя модели 18E390VA, которые обладают максимальной мощностью 12885 л,с./8826 КВт каждый. Межремонтный интервал составляет 1500 часов. Данные двигатели передают крутящий момент на две валолинии и обеспечивают максимальную скорость 26,5 узла. Крейсерская скорость определена в 18 узлов, а на экономической скорости 16 узлов данный корабль может преодолеть до 4000 (по другим данным до 5000) миль. Автономность плавания варьируется от 15 до 20 суток.

Электропитание корабельных потребителей обеспечивают четыре дизельных электростанции JCFJ500/1500, состоящих из дизельных двигателей MTU8V396TE5H и генераторов трехфазного тока TFC5454-4JH45.

Данные корабли получили хорошие отзывы со всех трех флотов ВМС НОАК, как в рамках несения сторожевой/патрульной службы, так и в рамках межфлотских переходов и учений. Пределы возможностей фрегатов/СКРов проекта 053Н3 китайские военные установили в рамках дальнего океанского похода одной и корабельных групп охранения, которые выполняют задачи по защите гражданских транспортных судов в западных районах Индийского океана от нападений пиратов.

По данным китайских источников, в период с 2000 по 2004 гг. представители ВМС Пакистана неоднократно посещали дивизионы охраны водных районов на разных флотах ВМС НОАК с целью ознакомления с условиями службы на СКР проекта 053Н3, а также принимали участие в непродолжительных походах и учениях. Вполне очевидно, что продолжительная информационно-аналитическая работа позволила им собрать необходимую объективную информацию о возможностях корабля.

Кроме того, пакистанские военные получили возможность ознакомится со строящимися СКР проекта 054, которые отличались большим водоизмещением и уровнем автоматизации процессов повседневной деятельности и боевой работы экипажа корабля. После нескольких раундов переговоров стороны определили, что фрегаты проекта F22P будут созданы на базе корпуса от СКР 053Н3, однако часть радиоэлектронного оборудования буде заимствована от более современных кораблей проекта 054.

Обозреватели китайских специализированных военно-технических изданий отмечают, что представители ВМС Пакистана в основном пытались сдержать рост стоимости строительства новых кораблей и в этой связи пожертвовали перспективными требованиями о снижении радиолокационной заметности кораблей. Как известно, три корабля проекта F22P было построено в КНР, а четвертый корабль серии был собран на судостроительном предприятии в г.Карачи в рамках соглашения о передачи технической документации.

В целом, ВМС Пакистана получили на рубеже десятилетий неплохие надводные корабли с взвешенным составом вооружения. Представляется возможным перечислить основные отличия фрегата F22P от китайских 053Н3.

`Во-первых, в носовой части вместо спаренной артиллерийской установки H/PJ-79A калибра 100 мм установили одноствольное артиллерийское орудие калибра 76 мм, которое размещено в стандартной башне.  Подобное решение было принято поскольку одноствольная артиллерийская установка более проста в обслуживании, кроме того надежность значительно выше. За счет уменьшения калибра удалось увеличить боекомплект до 500 выстрелов.

Во-вторых, вместо четырех спаренных зенитных установок H/PJ-76 калибра  37 мм было установлено две установки тип 630 калибра 30 мм, которые обладают скорострельностью 4000 выстр/мин, что в пять раз выше чем у предыдущей модели.

В-третьих, китайские конструкторы разместили два трехтрубных торпедных аппарата калибра 324 мм, которые позволяют применять как итальянские торпеды A244S Whitehead, так и  китайские «Рыба-7». Следует отметить, что оба типа боеприпаса предназначены для применения с легких палубных противолодочных вертолетов «Чжи-9С», базирование которых  на фрегатах проекта F-22P возможно за счет того, что в кормовой части сооружен ангар и летная палуба. Боезапас торпед для вертолета составляет 10 ед.

Кроме того, в качестве средства противолодочной обороны на кораблях установили реактивные бомбометные установки тип-3200 (обозначение экспортной версии H/WHH-003A), которые принимают данные от системы управления огнем SJK-562. Боекомплект реактивных бомб составляет 36 ед. В остальных аспектах китайские 053Н3 практически идентичны пакистанским F22P.

К настоящему моменту фрегаты проекта F22P находятся в активной эксплуатации ВМС Пакистана уже 10 лет и по оценкам китайских аналитиков, для поддержания боевой готовности данные корабли необходимо модернизировать. Конструкторы Китайской кораблестроительной промышленной корпорации разработали пакет модернизации для фрегатов F22P, который предусматривает замену зенитно-ракетного комплекса с FM-90 на FM-3000N.

Следует отметить, что количество ракет в механизированной пусковой установке оставлено без изменений и составляет 8 ед. В боекомплекте данного ЗРК находится еще 16 ракет. Основное отличие состоит в том, что боеприпасы имеют возможность наведения, как по лучу радиолокатора, так и по тепловому следу воздушной цели.

Китайские специалисты предлагают заменить зенитные пушки тип 630 на более современные тип 730 (производственное обозначение H/PJ-13).  Также, конструкторы ККПК разработали новую башню с пониженной радиолокационной заметностью для главной артиллерийской установки.

По данным открытых источников, наиболее интересным является комплекс работ по полной замене комплекса радиолокационных станций управления огнем для ЗРК, артиллерийской установки и зенитных пушек на более современные, которые обладают повышенной стойкостью к помехам.

Вполне естественно, что будут расширены возможности по обнаружению подводных целей за счет замены подкилевой гидроакустической станции на H/SJD-9  и буксируемой активно-пассивной на H/SJG-311. Данные ГАС установлены на фрегатах проекта 054А. Данные ГАС позволят вырабатывать решение на применение акустических ложных целей «Тип 578 и 579».

Ведение радиотехнической разведки и постановку помех китайские специалисты предлагают возложить на две системы под обозначением «Тип 984-2» и «Тип 945-1», по командам которых будет осуществляться постановка электромагнитных помех для РЛС кораблей вероятного  противника.

В дополнение к вышеперечисленным компонентам, китайские специалисты могут заменить боевую информационно-управляющую систему ZKJ-5 на новейшую разработку под обозначением ZKT. Подводя итог вышесказанному, отметим, что аналогичную модернизацию ВМС НОАК проводят и для своих фрегатов проекта 053Н3.

52.31MB | MySQL:103 | 0,636sec