Ситуация в Израиле: март 2020

В марте центральными темами в Израиле были выборы в Кнессет 23-го созыва и эпидемия COVID-19, оказавшая воздействие на все сферы жизни общества. Начало работы Кнессета и коалиционные переговоры стали стимулом для активизации внутриполитической жизни страны, в то время как внешнеполитическая активность постепенно свелась к видеоконференциям с участием иностранных контрпартнеров. Об этих и других событиях пойдет речь в настоящем обзоре.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА

Вопросы войны и мира

Ситуация в зоне палестино-израильского конфликта в марте оставалась относительно спокойной, что объяснялось переориентацией двух палестинских центров власти на борьбу с коронавирусной инфекцией. По этим причинам был даже отменен палестинский «марш возвращения», который планировалось возобновить после длительного перерыва 30 марта.  За месяц был зафиксирован один пуск ракеты из Газы в направлении израильской территории. Также имели место инциденты с метанием камней и бутылок с зажигательной смесью на Западном берегу. Палестинский террорист был задержан в Иерусалиме при попытке совершить нападение с ножом.

С точки зрения израильских экспертов из Института изучения национальной безопасности Й.Цореффа и К.Михаэля, сложившаяся на палестинских территориях обстановка, существенно усугубившаяся распространением пневмонии нового типа, помимо очевидных рисков, несет в себе и определенные возможности для Израиля. Связаны они, прежде всего, с тем, что ухудшение ситуации в Газе потенциально может смягчить позиции ХАМАС  в отношении Израиля, а также региональных посредников, что в будущем сделает палестинскую группировку более сговорчивой в вопросах, затрагивающих мирный процесс в целом[i].

Официальные визиты

Ограничительные меры, введенные в связи с распространением COVID-19, стали серьезным ударом для данного аспекта израильской внешнеполитической активности. Однако некоторые встречи все же успели состояться. Так, в начале месяца президент государства Р.Ривлин провел переговоры с министром-президентом федеральной земли Северный Рейн – Вестфалия А.Лашетом. Примечательно при этом, что германский политик претендует на лидерство в партии ХДС после сделанного ранее объявления нынешним председателем А.Крамп-Карренбауэр об отставке, что дает ему возможность в будущем побороться за пост канцлера. В повестке дня беседы Р.Ривлина и А.Лашета были вопросы борьбы с антисемитизмом, а также перспективы расширения экономического сотрудничества ближневосточной страны с данной федеральной землей.

По телефону Б.Нетаньяху пообщался с вице-президентом США М.Пенсом по вопросам совместной борьбы с коронавирусом. Аналогичной проблеме была посвящена видеоконференция главы израильского правительства с европейскими лидерами. Отдельные консультации в течение месяца были проведены с первыми лицами Италии, Германии, Испании, Чехии, Хорватии, Австрии, Кипра, Греции и Армении. В диалоге с представителями европейских государств основное внимание уделялась возможностям совместной работы, в том числе поставкам медицинского оборудования и средств защиты, а также координации усилий по возвращению граждан из-за рубежа. Армения проявляет заинтересованность в заимствовании израильского опыта в борьбе с пандемией.

18 марта Р.Рилин обратился по телефону к главе ПНА М.Аббасу для обсуждения путей взаимодействия в борьбе с COVID-19. По информации израильской стороны, палестинцам было предоставлено порядка  400 тестов и 500 комплектов защитных медицинских костюмов, для врачей были проведены совместные семинары. Министр обороны Н.Беннет издал распоряжение, в соответствии с которым палестинские рабочие, занятые в важнейших израильских отраслях, получат возможность постоянного пребывания в стране в течение ближайших месяцев.

Отношения с международными организациями

Пандемия наложила отпечаток и на работу Израиля на площадках международных организаций. 30 марта Совет Безопасности ООН провел первую в истории видео-конференцию по палестино-израильской проблематике, в ходе которой совместные усилия сторон конфликта по борьбе с COVID-19 получили высокую оценку. Однако без обсуждения общих вопросов не обошлось. Так, позиция США в текущих условиях сводится к тому, что реализация американского проекта мирного урегулирования не представляется возможной, а потому необходимо сосредоточится на решении текущих проблем.

Не обошлось и без антиизраильской риторики. Так, представитель Франции осудил сохранение израильской блокады Газы, считая, что она усугубляет социально-экономические проблемы в секторе, в том числе оказание медицинской помощи местному населению. В этой связи Парижем было рекомендовано  расширить  палестино-израильскую координацию по борьбе с пандемией, сделав акцент на положении населения Газы. Российский постпред В.Небензя решил несвоевременно обратиться к поселенческой активности, отметив, что «даже коронавирус не меняет планов продолжения поселенческой деятельности». При этом ни одна из делегаций, выступивших с замечаниями в адрес Израиля, не прокомментировала палестинские подстрекательства против израильских военных, которых на палестинских территориях обвиняют в распространении COVID-19.   Хотя днем ранее такого рода комментарий сделал премьер-министр в составе ПНА М.Штайе, сообщивший, что якобы некоторые военнослужащие ЦАХАЛ намеренно распространяют инфекцию, что, по его мнению, также является «расизмом».

Специальный докладчик ООН по вопросам соблюдения прав человека на оккупированных палестинских территориях М.Линк выступил с заявлением, в котором возложил всю ответственность за медицинское обслуживание палестинцев на Израиль. При этом любопытно, что одно из нарушений чиновник ООН усмотрел в том, что основанная масса публикаций, выпущенных израильскими профильными структурами по профилактике коронавируса, была сделана на иврите, в чем М.Линк видит свидетельство неравных возможностей в доступе к медицинским услугам. Отдельно следует подчеркнуть, что он говорит об израильской ответственности за население не только Газы, но и ПНА, где существует правительство, предъявляющее претензии на признание суверенитета Палестинского Государства при своей главенствующей роли.

ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА

Повестка дня Кнессета

2  марта состоялись выборы в Кнессет 23-го созыва, по итогам которых Ликуд получил 36 мандатов, а его главный политический соперник «Кахоль-лаван» — 33. Далее в списке расположились Объединенный арабский список (15 мест), ШАС (9 мест), «Еврейство Торы» (7 мест), НДИ (7 мест), блок «Авода-Гешер-МЕРЕЦ» (7 мест) и «Ямина» (6 мест). Электоральный барьер не преодолели «Оцма ехудит», Даам, «Коль ха-нашим» и ряд других партий, зарегистрировавшихся для участия в голосовании в установленные сроки. Явка избирателей составила 71 %. Данный показатель стал рекордным с 2015 г. Также он превысил на 0,6 % итог сентябрьских выборов и на 3,1 % — апрельских.

16 марта состоялось первое заседание парламента нового созыва, на котором депутаты принесли присягу. Помимо этого в марте началось формирование комиссий Кнессета. Главами важнейших из них – по иностранным делам и обороне и финансовой – стали Г.Ашкенази («Кахоль-лаван») и О.Форер (НДИ). Помимо постоянных пленум одобрил создание четырех специальных комиссий: по вопросам образования и борьбы с преступностью в арабском секторе, по вопросам труда и благосостояния, по подготовке системы образования и по борьбе с коронавирусом. Последнюю возглавил О.Шелах («Кахоль-лаван»), комиссии по вопросам благосостояния и труда, а также по ситуации в арабском секторе перешли под контроль Объединенного арабского списка.

В первый месяц своей работы Кнессет столкнулся с двумя проблемами. Первая из них – утверждение нового спикера. 25 марта Й.Эдельштейн подал в отставку с данного поста, что стало следствием решения БАГАЦа. Ранее судьи единогласно постановили провести выборы нового спикера, ссылаясь на то, что сложившаяся ситуация подрывает израильскую демократию. По словам Й.Эдельштейна: «Постановление Высокого суда представляет собой грубое и высокомерное вмешательство судебной власти в дела выборного законодательного органа. Решение Высокого суда наносит беспрецедентный вред суверенитету народа и суверенитету Кнессета».

Несмотря на сложение полномочий, вступившее в силу спустя 48 часов после соответствующего заявления, Й.Эдельштейн не назначил голосование, что стало основанием для повторного вмешательства БАГАЦа. В результате было решено наделить полномочиями назначения голосования по выбору спикера старейшего депутата Кнессета, коим оказался А.Перец (Авода). По итогам при поддержке 74 депутатов при 18 против новым председателем израильского парламента стал Б.Ганц. В произнесенной в день избрания речи политик сообщил: «я планирую изучить вопрос о создании чрезвычайного правительства национального единства. Однако не заблуждайтесь –  Я бы никогда не пошел на компромисс с принципами, основываясь на которых более миллиона граждан проголосовали за «Кахоль-Лаван»».

Второй важный аспект парламентской жизни заключался в начавшемся распаде левого лагеря, который отметим, забегая вперед, продолжился и в следующем месяце. 29 марта Кнессет одобрил раскол блока «Кахоль-лаван». Единый избирательный список, разделился на 4 партии. Б.Ганц, основавший партию «Хосен ле-Исраэль», сохранил за собой и своими сторонниками права на название «Кахоль-лаван» и его электоральные достижения на последних выборах. «Телем» под руководством М.Яалона и «Ешь атид» Я.Лапида, выделившись из единой фракции, впоследствии образовали оппозиционный блок. Два парламентария  из партии «Телем» Ц.Хаузер и Й.Хендель создали отдельную партию под названием «Дерех-Эрец» и также присоединились к коалиционным переговорам в альянсе с «бело-голубыми».

Таким образом, по состоянию на конец марта 2020 г. в парламентской жизни страны можно отметить следующие тенденции. Во-первых, вновь обострился конфликт между законодательной и судебной властью. Если БАГАЦ вмешался в процесс выбора спикера Кнессета, то министр юстиции А.Охана (Ликуд), пользуясь полномочиями расширенными в связи с пандемией коронавируса, заморозил активность судов, исключая срочные разбирательства. Под последние не подпадают дела Б.Нетаньяху, слушания по которым были перенесены на конец мая 2020 г.

Во-вторых, наметившийся раскол левого лагеря, разумеется, серьезно ослабляет этот блок. Однако отделение Я.Лапида и М.Яалона означает, что шансы Объединенного арабского списка возглавить парламентскую оппозицию существенно снижаются. В-третьих, в стороне остался тот факт, что партия НДИ, выражающая несогласие с политикой правительства и его составом, взяла под контроль одну из важнейших комиссий Кнессета – финансовую.

Деятельность правительства

Несмотря на то, что на выборах в Кнессет именно Ликуд получил наибольшее количество голосов, полномочиями по формированию правительства после консультаций президента с партиями, преодолевшими электоральный барьер, был наделен «Кахоль-лаван» во главе с Б.Ганцем. Последний несколько раз делал заявления о том, что рассматривает возможность коалиции национального единства, принимая во внимание сложную ситуацию с пандемией. По состоянию на конец марта, согласно опубликованным данным, предполагалась ротация глав правительств, где первым пост в течение 18 месяцев должен занимать Б.Нетаньяху. Б.Ганц на этот период, по одной из версий, получит позицию главы внешнеполитического ведовства.  Позднее был представлен несколько иной расклад, в котором за лидером «Кахоль-лаван» резервировался пост главы оборонного ведомства, также к партии должны отойти портфели министра иностранных дел и юстиции. За «Еврейством Торы» остается министерство здравоохранения, а Н.Беннет рассматривается как глава МВД.

Активность правительства под руководством Б.Нетаньяху в марте была сосредоточена на различных аспектах борьбы с COVID-19. Этой теме отводилось центральное место на заседаниях кабинета. 19 марта министры приняли единогласное решение об ограничении передвижений с целью снижения количества контактов и, как следствие, возможностей передачи инфекции. 25 марта они были дополнительно ужесточены. Также был запрещен въезд в Израиль иностранным гражданам, а МИД страны занялся разработкой плана возвращения изъявивших на то желание граждан, проживающих за рубежом.

В марте также началась разработка мер, направленных на спасение экономики страны. Согласно первому проекту, анонсированному Б.Нетаньяху в начале месяца, предполагалось выделить 10 млрд шекелей, 8 из которых – на нужды бизнеса, 1 – на здравоохранение, 1 – прочие нужды, включая дополнительную работу полиции в условиях пандемии. В конце месяца сумма была увеличена до 80 млрд шекелей. В новой инициативе увеличивались ассигнования на поддержку медицинского сектора, а также дополнительные финансы направлялись на поддержку граждан, потерявших работу.

ЦИТАТА МЕСЯЦА

«Я остаюсь в постоянном контакте с моим другом, министром здравоохранения, раввином Яаковом Лицманом, с сотрудниками его министерства и, конечно, с советником по национальной безопасности, поскольку нам необходимо интегрировать многие системы в этот вопрос. Я думаю, что необходимо понимать, что этот кризис фундаментально отличается от других кризисов. В других кризисах, будь то террористическая атака или даже война, мы делаем все, чтобы справиться с внешней угрозой и как можно меньше изменить повседневность. В этом кризисе, после того, как мы проработали и закрыли внешний круг… мы вынуждены изменить наш внутренний режим, чтобы справиться…» — заявил Б.Нетаньяху на совместном заседании с участием Министерства здравоохранения и Совета национальной безопасности. Таким образом глава правительства попытался оправдать необходимость строгих ограничений на передвижения. Однако в его заявлении, помимо борьбы с COVID-19, содержалась еще одна тема, а именно альянс с ультраортодоксами, отраженный в высказывании о «друге Я.Лицмане». Этот вопрос стал еще одним поводом для возражений со стороны оппозиционных сил, недовольных идеей правительства национального единства.

[i] Tzoreff Y., Michael K. The Corona Pandemic and the Palestinian Arena: Significance for Israel // The Institute for National Security Studies. INSS Insight No. 1295, April 6, 2020. URL: https://www.inss.org.il/publication/coronavirus-gaza-and-the-west-bank/

62.67MB | MySQL:102 | 1,387sec