На исходе субботы 11 апреля Бени Ганц подал президенту Израиля Реувену Ривлину просьбу о продлении его мандата на формирование правительства еще на 14 дней для продолжения коалиционных переговоров.
Ганц написал, что, по его мнению, обе стороны близки к заключению соглашения «для формирования правительства национального единства, которое будет трудиться на благо всех граждан, сохраняя все государственные институции, борясь с коронавирусом и начиная процесс экономического восстановления» на фоне разрушения рынка труда.
В своем письме к Ривлину Ганц также объяснил свое решение объединиться с Ликудом: «Политический, медицинский и социальный кризис привели меня к решению, что, даже будучи вынужденным платить высокую политическую и личную цену, я сделаю все, что смогу, чтобы вместе с Ликудом сформировать правительство национального единства. Я решил, что в такое время намного важнее отложить в сторону все свершения и планы, чтобы делать то, что необходимо».
Однако спустя менее чем одни сутки президент Р.Ривлин объявил, что не продлит мандат Ганца. Ривлин решил также, что если коалиция партий во главе с Нетаньяху не договорится до вечера понедельника 13 апреля о формировании правительства, мандат будет передан Кнессету, а не лидеру Ликуда Биньямину Нетаньяху.
Из канцелярии президента сообщили, что решение было принято после телефонного разговора с Нетаньяху, который не подтвердил, что стороны близки к коалиционному соглашению. «Если они не подпишут коалиционный договор до конца дня в понедельник, картина рекомендаций со стороны партий не изменится и мандат вернется в Кнессет на 21 день, в течение которых депутаты могут сформировать большинство и рекомендовать приемлемую кандидатуру. Этому кандидату будет предоставлено 14 дней для формирования правительства», — сказано в сообщении канцелярии президента.
В опубликованном после этого заявлении «Кахоль-лаван» сказано, что переговорные группы продолжают работать над документами, которые позволят создать единое правительство. «Мы предупредили Ликуд, что не позволим нанести ущерб власти закона и основополагающим принципам, которые мы представили», — заявили в «Кахоль-лаван».
В Ликуде называют слова приближенных Ганца обманом. «Только вчера премьер-министр вновь предложил Бени Ганцу встретиться и вести переговоры до тех пор, пока не будет достигнут результат«, – заявили в Ликуде.
В политической системе пытались понять причину решения президента. Многие уверены, что у Ганца после раскола «Кахоль-лаван» практически нет никаких шансов на создание правительства левоцентристов. Однако, выясняется, что и у Нетаньяху нет шансов на создание правительства на основе правого блока (у которого имеется 58 голосов плюс примкнувшая к блоку Орли Леви-Абукасис).
Как считает политический обозреватель 12-го канала Амит Сегаль, цель президента на данном этапе, — «заставить их (Ганца и Нетаньяху – авт.) осознать необходимость немедленного подписания соглашения».
Другой политический обозреватель 12-го канала, Дафна Лиэль, отмечает, что если мандат будет передан в Кнессет, за три недели парламент может провести закон, запрещающий назначать премьер-министром подсудимого. Это возможно, поскольку спикером Кнессета сейчас является Бени Ганц, и у оппозиции есть большинство для утверждения подобного закона.
Напомним, что переговоры между Ликудом и «Кахоль-лаван» были прерваны 6 апреля, несмотря на то что обе стороны признавали, что вплотную подошли к подписанию соглашений. В сообщении для прессы, опубликованном от имени «Кахоль-лаван», говорилось, что переговоры были прекращены из-за того, что в Ликуде потребовали внести изменения в процесс формирования парламентской комиссии по назначению судей.
Вместе с тем два дня спустя, 8 апреля, Нетаньяху и Ганц провели телефонный разговор и договорились продолжить переговоры на исходе праздника. В совместном заявлении оба лидера сообщили, что Нетаньяху инициировал разговор и пожелал Ганцу веселого Песаха. «Оба лидера говорили о необходимости создания чрезвычайного правительства на благо всего Израиля», — говорилось в заявлении.
Однако, уже на этом этапе некоторые политические эксперты предположили, что Ганц самостоятельно обратится к президенту с просьбой о продлении мандата на формирование правительства еще до истечения текущего мандата. Также были предположения том, что его просьба не будет удовлетворена.
Такое предположение, например, было выдвинуто в совместной публикации трех политических обозревателей издания Ynet — Моран Азулай, Юваля Карни и Итамаря Айхнеря, опубликованной еще на прошлой неделе. Их мнение основывалось на информации от источников внутри политической системы, о том, что «отнюдь не факт, что президент Ривлин удовлетворит просьбу Ганца, если тот обратится к нему в одиночестве». С другой стороны, авторы предположили, что и Нетаньяху затруднится получить возможность для создания правительства, если к этой просьбе не присоединится Ганц. В таком случае, — отметили эксперты,- возможность создать правительство перейдет к Кнессету. Если и депутатам не удастся продвинуться в переговорах, не исключены и четвертые выборы — во время вспышки коронавируса.
Эксперт издания «Гаарец» Йоси Вертер так же предполагал, что вероятнее всего Ривлин не согласится удовлетворить просьбу Ганца в случае если тот попросить о продлении мандата, «потому что у Ганца нет возможного правительства даже на бумаге». Вертер пишет том, что во время переговоров говорилось, что правительство национального единства будет возглавлять Нетаньяху, а из 61 депутата Кнессета, которые рекомендовали Ганца на пост премьер-министра после третьих выборов, сегодня осталось менее 20, которые до сих пор его поддерживают.
Этот эксперт также предполагал, что президент либо поручит Нетаньяху сформировать новое правительство, либо передаст решение непосредственно Кнессету на 21 день. Как и эксперты издания Ynet Вертер считает, что велика вероятность, что Израиль вновь пойдет на выборы — на этот раз в середине сентября, если к тому времени закончится эпидемия. До тех пор Нетаньяху останется премьер-министром.
В политических кругах все еще исходят из предположения, что Нетаньяху по-прежнему заинтересован в соглашении с Ганцем. Но чрезвычайность ситуации с коронавирусом, о которой он говорил поначалу, уже потеряла свою актуальность. Когда президент Реувен Ривлин дал Ганцу мандат на формирование нового правительства, и «оппозиция» пригрозила выдвинуть закон, который лишит обвиняемого по уголовным статьям возможности создать очередное правительство, Нетаньяху почувствовал давление. Но теперь, когда Ганц распрощался со своими соратниками по блоку, Нетаньяху может не торопиться. А вот время Ганца истекает.
С другой стороны возможен и другой сценарий: Ганц вновь вернется к своим старым союзникам — Лапиду и Либерману — и попытается выстроить новый левоцентристский блок на руинах старого. Разумеется, сделать это будет совсем не просто — и в техническом, и в психологическом плане. Но вероятность такого развития событий все же есть.