История с формированием нового правительства в Государстве Израиль начинает выглядеть такой же бесконечной, как еще недавно выглядела история с бесконечными выборами в Кнессет (следует напомнить, что за год в еврейском государстве трижды прошли досрочные выборы в Кнессет, ни одни из которых не изменили существенным образом расклада политических сил). Бессменный лидер крупнейшей правой израильской партии Ликуд действующий премьер-министр Биньямин Нетаньяху в очередной раз продемонстрировал, что он непревзойденный политический деятель, сумев полностью подавить какую-либо оппозицию себе внутри Ликуда, и добившись раскола противостоявшего ему центристского блока «Бело-голубые», половина депутатов от которого отказалась последовать за своим лидером депутатом (а ныне и председателем Кнессета) Биньямином (Бени) Ганцем и осталась в оппозиции, когда он пошел на соглашение с Ликудом.
Номинально речь идет о правительстве национального единства, однако нельзя не согласиться со словами лидера находящейся в оппозиции Ликуду правой партии «Над дом – Израиль» (НДИ) Авигдора Либермана о том, что это не правительство национального единства, а пятое правительство Биньямина Нетаньяху. Чтобы понять, что это именно так, достаточно напомнить о том, что у Ликуда сейчас 36 мандатов (всего в Кнессете – 120 депутатов), у его ультраортодоксальных религиозных союзников – сефардской партии ШАС, возглавляемой министром внутренних дел Арье Дери, и ашкеназского блока «Еврейство Торы», возглавляемого министром здравоохранения Яаковом Лицманом, — суммарно – 16 мандатов, а в списке «Бело-голубых», которых привел с собой депутат Бени Ганц, всего 15 депутатов.
Правда, справедливости ради надо отметить, что к союзникам Бени Ганца с некоторой натяжкой можно причислить также от примкнувших к формируемой правящей коалиции двух депутатов от левой партии Авода, включая ее председателя, депутата Амира Переца (третий депутат от это партии, Мерав Михаэли заявила, что она будет «оппозицией в коалиции»); двух депутатов от фракции «Дерех Эрец», отколовшейся от оставшейся в оппозиции правой партии ТЕЛЕМ, возглавляемой депутатом Кнессета Моше (Буги) Яалоном; а также депутата Кнессета Орли Леви-Абукасис, представляющую собой фракцию одиночки, именуемую «Гешер». В свое время Орли Леви-Абукасис была депутатом от НДИ, потом вышла из ее состава, обидевшись на то, что ей не дали министерский портфель. В Кнессет нынешнего созыва она прошла в составе левого блока «Авода-Гешер-МЕРЕЦ», что позволяет левым радикалам из оставшейся в оппозиции партии МЕРЕЦ, возглавляемом депутатом Кнессета Нисаном Горовицем, утверждать, что, перебежав к Биньямину Нетаньяху, Орли Леви-Абукасис «украла голоса левых избирателей», без которых она не прошла бы в Кнессет
Так или иначе, очевидно, что в численном отношении не может быть и речи о паритете между Ликудом и «Бело-голубыми» в так называемом «правительстве национального единства». Однако в распределении министерских портфелей такой паритет есть. Речь идет о беспрецедентно (во всяком случае в израильской истории) большом правительстве, в котором должны быть 34 министра и 16 заместителей министров. Половина из этих постов достанется людям Бени Ганца и его условным союзника. То есть, министерский портфель или, хотя бы пост заместителя министра получит каждый из них. А учитывая, что в Кнессете, как уже было сказано выше, всего 120 депутатов, половина из них, большинство депутатов от правящей коалиции станут министрами и заместителями министров. Видимо, для того, чтобы несколько ослабить критику по поводу этого вопиющего факта, предполагается провести в Кнессете так называемый «норвежский закону», по которому депутаты, ставшие министрами, уйдут в отставку из Кнессета, а вместо них депутатские мандаты получат следующие по списку в их партиях.
Уместно напомнить, что все это происходит на фоне экономического кризиса, вызванного пандемией коронавируса, борьба с которой, собственно, и стала поводом для создания «правительства национального единства». Резкое повышение расходов правительства, вызванное повышением числа министров и заместителей министров, каждый из которых получит соответствующую зарплату, канцелярию и штат, никак не согласуется с необходимым в сложившейся ситуации режимом экономии. Это вызывает резкую и справедливую критику со стороны оппозиции. Судебные иски по данному поводу уже поданы в Верховный суд справедливости (БАГАЦ).
Людям Бени Ганца досталась не только половина всех министерских портфелей, но и большая часть самых «весомых» министерств – обороны, иностранных дел, финансов. Только весьма влиятельное и богатое министерство внутренних дел не досталось им. Оно осталось в руках ШАС. Биньямин Нетаньяху удовлетворил все требования своих ультраортодоксальных союзников и ни в чем не ущемил их. Расплачиваться за его щедрость придется депутатам от его собственной партии – Ликуд. Пока еще отсутствует окончательный список министров от Ликуда, и можно не сомневаться в том, что среди претендующих на министерские посты депутатов от правящей партии идет сейчас ожесточенная борьба.
Отдельно стоит упомянуть «условных союзников» Биньямина Нетаньяху из тесно связанного с поселенческим движением религиозно-сионистского блока «Ямина», возглавляемого министром обороны Нафтали Беннетом. Премьер-министр ясно дает понять им, что, в отличие от религиозных ультраортодоксов, они нежелательны в его новой коалиции. Тем не менее, он все еще ведет переговоры с Нафтали Беннетом, предлагая ему присоединиться коалиции, удовлетворившись одним каким-либо второстепенным министерским портфелем, например, просвещения. В последние дни заговорили о том, что «Еврейство Торы» готово отказаться от министерства здравоохранения в обмен на министерство жилищного строительства. А если портфель министра здравоохранения освободится, его предложат Нафтали Беннету. Однако следует помнить, что скорее всего в существующей ситуации кто бы ни пришел на пост министра здравоохранения, он окажется потом в роли виноватого.
Отдельно следует сказать о месте русскоязычных израильтян, составляющих более 15% всего еврейского населения страны в формирующейся коалиции. Они однозначно оказались в роли основных проигравших на данном этапе, а потому по большей части настроены антиправительственно:
1.Главным врагом Биньямина Нетаньяху стал лидер оставшейся в оппозиции НДИ, справедливо именуемой «израильской партией с русским акцентом» депутат Авигдор Либерман. Ликудовская пропаганда при активной поддержке религиозных ультраортодоксов упорно распространял на протяжении последних избирательных кампаний стереотип избирателей НДИ как гоев, христиан, коммунистов, антисемитов и российских агентов, стремящих уничтожить еврейское государство изнутри. Сейчас по израильским русскоязычным социальным сетям распространяется воззвание с требованием объявить НДИ вне закона.
- Два русскоязычных депутата от блока «Бело-голубые» – Йоэль (Константин) Развозов и Андрей Кожинов – не присоединились к Бени Ганцу и остались в оппозиции.
- Два русскоязычных депутата – бывший председатель Кнессета Юлий Эдельштейн и министр экологии и по делам Иерусалима Зеэв Элькин – есть в правящей партии Ликуд. Однако их положение сейчас крайне шатко. Первый из них лишился поста председателя Кнессета, а Биньямин Нетаньяху счел возможным пожертвовать Юлием Эдельштейном ради создания правительства с Бени Ганцем, несмотря на то, что Юлий Эдельштейн на посту председателя Кнессета последовательно поддерживать его. Что касается Зеэва Элькина, то в лучшем для него случае он сохранит за собой один из имеющихся у него портфелей, однако такой гарантии нет.
- В довершение Биньямин Нетаньяху наглядно продемонстрировал свое отношение к репатриантам из бывшего СССР назначением нового министра алии и интеграции. Он отдал это министерство Бени Ганцу, а тот назначил министром алии и интеграции пришедшую вместе с ним уроженку Эфиопии депутата Пнину Тамано-Шата. К чему это приведет на фоне ожидающейся в ближайшие месяцы новой волны репатриации из бывшего СССР можно пока только гадать.
В заключение следует напомнить о том, что в БАГАЦ поданы иски с требованием запретить Биньямину Нетаньяху, который подозревается в коррупции, возглавлять новое правительство. Что решит по этому поводу БАГАЦ, пока не ясно. Во всяком случае очевидно, что, договорившись с Бени Ганцем, Биньямину Нетаньяху удалось продлить свою власть, как минимум, еще на несколько месяцев, однако нет сомнения в том, что политический кризис, в котором еврейское государство пребывает уже более года, еще не завершился.