Арабская реакция и американские оценки планов Израиля по аннексии территорий на Западном берегу реки Иордан

Лига арабских государств (ЛАГ) созывает встречу министров иностранных дел стран-участниц для обсуждения намерений Израиля аннексировать Западный берег реки Иордан. Об этом сообщил 27 апреля помощник генерального секретаря ЛАГ Хусам Заки. «Решено провести внеочередную встречу Совета Лиги на уровне глав МИД в формате видеоконференции в четверг, 30 апреля, — сказал он. — Она проводится по просьбе Палестины для обсуждения шагов и мер, которые могут принять арабские страны в случае осуществления Израилем объявленного плана по аннексии Западного берега или его части и установления над ним израильского суверенитета». По словам египетского дипломата, министры намерены обсудить «различные способы оказания политической, юридической и финансовой поддержки палестинскому руководству, чтобы оно могло противостоять этим планам и агрессивным действиям Израиля, а также нивелировать ущерб от пандемии нового коронавируса». В середине апреля исполнительный глава ЛАГ Ахмед Абу аль-Гейт направил, в частности, генсеку ООН, руководителям внешнеполитических ведомств Великобритании, Германии, Китая, России, США, Франции и верховному представителю ЕС по иностранным делам и политике безопасности послание, в котором описал всю серьезность складывающейся на палестинских территориях ситуации. «Израильская оккупация использовала кризис для реализации планов по аннексии районов Западного берега, расширению поселений и ужесточению контроля за жителями Восточного Иерусалима», — заявил он в письме, предупредив «об опасной и четкой тенденции израильских лидеров к использованию связанных с пандемией [вызываемого коронавирусом заболевания] COVID-19 чрезвычайных глобальных обстоятельств для расширения своих поселенческих форпостов и навязывания новой реальности, особенно в Восточном Иерусалиме и его окрестностях». Абу аль-Гейт также отметил, что палестинцы, которые и до пандемии сталкивались с экономическими трудностями, сейчас вынуждены противостоять еще более серьезным вызовам.  В сентябре прошлого года премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху объявил о планах аннексировать часть Западного берега реки Иордан, а в декабре огласил намерение добиваться признания Вашингтоном распространения израильского суверенитета на Иорданскую долину. Госсекретарь США Майкл Помпео сообщил 18 ноября 2019 года, что Вашингтон больше не считает наличие еврейских поселений на Западном берегу нарушением международного права. Израильские власти будут принимать решение о потенциальной аннексии ряда территорий Западного берега реки Иордан, американская сторона делится с ними своей точкой зрения. Такое мнение высказал 22 апреля госсекретарь США Майкл Помпео, отвечая на вопросы журналистов в Госдепартаменте. «Что касается аннексии Западного берега [Иордана], то израильтяне в конечном итоге принимают данные решения, — считает шеф американской дипломатии. — Это решение Израиля. Мы будем тесно сотрудничать с ними и делиться своей точкой зрения на это в частном порядке».  Речь идет о реализации предполагаемых планов нового коалиционного правительства Израиля по аннексии в ближайшие месяцы ряда территорий Западного берега реки Иордан. В январе президент США Дональд Трамп вместе с премьер-министром Израиля Биньямином Нетаньяху объявили в Вашингтоне ключевые положения плана мирного палестино-израильского урегулирования, заявив, в частности, о намерении американских властей признать еврейские поселения израильской территорией.
Очень сложно сейчас сказать, насколько реальны планы нового коалиционного правительства Израиля проводить такую аннексию именно сейчас. Тем более, в условиях откровенного дистанцирования от этого процесса Вашингтона с точки зрения готовности разделить с Израилем все возможные риски в случае реализации такого сценария. Рискнем предположить, что в условиях в общем-то очень рыхлой правительственной коалиции сейчас и всплеска пандемии эта тема будет отложена на среднесрочную перспективу, как минимум. Тем более, что таким планам оппонируют (и довольно  резко) не только в ЕС и ООН, но и ряд авторитетных (пусть и в отставке) израильских генералов армии и руководителей спецслужб. Их позиция конечно далека от признания правильности соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН, она мотивирована именно вопросами национальной безопасности. Они полагают, что объявление об аннексии Иорданской долины и поселений на Западном берегу приведет к обязательному краху палестинских служб безопасности в силу безусловных имиджевых потерь среди палестинского населения из-за «их сговора с оккупационными властями». Реализация нынешнего плана аннексии также приведет к краху самой ПНА, поскольку он фактически обозначит ее несостоятельность в политическом процессе. В этой связи они прогнозируют резкий всплеск электоральной поддержки среди палестинцев именно ХАМАСа, который безусловно пытается воспользоваться любым хаосом системы безопасности на Западном берегу. Таким образом, по их оценке, результаты любого процесса аннексии, будь то полная или частичная, спровоцируют реакцию, которой Израиль не сможет противостоять или справиться. Тем более что ущерб, причиненный аннексией, будет иметь эффект домино и представлять угрозу для безопасности государства, его экономики и его отношений с арабскими соседями. Это не говоря о том, что восстановление израильского контроля над палестинцами обойдется израильскому бюджету примерно в 14,8 млрд долларов плюс усиление демографического дисбаланса между арабским и еврейским населением. При этом недовольство представителей силового блока этим вопросом надо полагать отражением такого же недовольства со стороны действующих генералов. Например, нынешний начальник Генштаба ЦАХАЛа Авив Кохави выразил свое недовольство действиями министра обороны Нафтали Беннета по составлению концепции для аннексии, не вовлекая его в этот процесс. Эти действия министра обороны включали в себя сбор старших офицеров из различных армейских ведомств, должностных лиц гражданской администрации, израильского координатора правительственной деятельности на палестинских территориях и юрисконсультов для подготовки ряда сценариев аннексии долины реки Иордан и поселений. Даже согласно первым оценкам этих групп экспертов, решение аннексировать Иорданскую долину и другие районы приведет не только к массовым протестам палестинцев, но и самым серьезным образом ослабит исполнительную власть в Иордании из-за распространения хаоса и беспорядка, которые могут возникнуть на ее территории. Это в свою очередь будет способствовать усилению иранского влияния на границе с Иорданией с учетом наличия проиранских прокси-групп в соседнем Ираке. Призыв Израиля аннексировать Иорданскую долину будет является косвенным выражением его нежелания достичь политического соглашения с палестинцами и такая аннексия безусловно поставит под угрозу мирные соглашения с Иорданией и Египтом. Непосредственным ущербом в результате аннексии будет прекращение координации по вопросам  безопасности с ПНА, которая не сможет выжить, вынуждая израильскую армию развернуться на всем Западном берегу.
Эти же эксперты отмечают, что глава ПНА Махмуд Аббас не имеет очевидной политической стратегии противодействия американо-израильским планам аннексии. Коронавирус не помешал Израилю осуществлять политическое планирование, в то время как ПНА стала временным главным действующим лицом в интригах международного сообщества по навязыванию будущих переговоров, основанных на сотрудничестве Израиля и ПНА в области безопасности во время пандемии. Генеральный секретарь ООП Саиб Эрикат тем временем лоббирует международное сообщество, чтобы остановить планы аннексии Израиля. В своем заявлении он сослался на парадигму двух государств, заявив, что он ожидает «поддержки со стороны международного сообщества для содействия значимому мирному процессу, основанному на международном праве и соответствующих резолюциях ООН для достижения согласованных на международном уровне параметров мира». Это усилия в принципе являются конечной точкой палестинской политики на этом направлении. Они по-прежнему играют на международных ожиданиях поддержки ПНА, но постоянные ссылки на этот аспект не помогают палестинским перспективам. Напротив, они поддерживает иллюзию того, что Палестина — это международный проект, который будет очень плохо управляться и дорого стоит. При каждом нарушении ПНА призывает международное сообщество соблюдать международное право и содействовать переговорам, игнорируя при этом палестинские требования, основанные на политическом и полностью законном праве на возвращение беженцев. Таким образом, ПНА также подтверждает, что вопрос о Палестине является исключительно международной заботой, в которой палестинцы не играют никакой роли, кроме как постоянного стимулирования гуманитарной повестки дня. Если аннексия будет осуществлена, она предоставит международному сообществу много возможностей для пересмотра палестинского досье, точно так же, как США уже готовы пересмотреть критерии того, кого надо квалифицировать как палестинского беженца. Ожидание от международного сообщества соблюдения норм международного права не является политической стратегией.
Все эти моменты усугубляет нынешний финансовый кризис ПНА, который она пытается списать прежде всего на пандемию коронавируса. Недавнее заявление Специального координатора ООН по ближневосточному мирному процессу Николая Младенова является индикатором международной озабоченности сценарием, при котором ПНА еще больше истощается в плане своей финансовой состоятельности. «Сохранение функционирования и стабильности ПНА жизненно важно для безопасности и благополучия как палестинцев, так и израильтян», — заявил он. Младенов также призвал Израиль «помочь» ПНА в этом кризисе, прежде всего устранением барьеров, стоящих на пути регулярных трансфертов, включая удерживаемые доходы от таможенной очистки. Министр финансов ПНА Шукри Бишара при этом прямо указал, что доходы ПНА сократятся на 60-70%. Эти цифры в значительной степени зависит от согласия Израиля перевести в Рамаллу средства, которые он собирает от имени ПНА в виде налогов и тарифов. Предоставление финансовой помощи ПНА, которая также, вероятно, сократится в сложившихся обстоятельствах, станет приоритетом для палестинской дипломатии на сегодня. Израиль располагает всеми ресурсами, необходимыми для того, чтобы пережить пандемию коронавируса, в отличие от палестинцев, чье выживание зависит от политически мотивированной гуманитарной и финансовой помощи международного сообщества.
В этой связи американские эксперты из «Стратфора» даже планируют изменение динамики взаимоотношений между Израилем и ХАМАСом, что по нашей оценке, является очень сильным преувеличением. Американцы же утверждают, что COVID-19 и глобальный экономический спад помогают построить новый тип разделенного прагматизма между ХАМАСом и Израилем. Новое правительство Израиля будет стремиться избежать дорогостоящей военной операции в Газе, поскольку оно пытается справиться с экономическим кризисом на фоне пандемии. Необходимость в медицинской поддержке Израиля для противодействия вспышке COVID-19 в Газе и потенциальная возможность сокращения экономической помощи со стороны Катара также будут удерживать ХАМАС от эскалации напряженности. ХАМАС и Израиль неуклонно развивают отношения, в которых они чередуют конфликт и сотрудничество. Пандемия COVID-19 и последующая глобальная рецессия в настоящее время усиливают эту тенденцию, увеличивая пространство для временного перемирия. Но все еще существуют значительные препятствия на пути превращения этого процесса в более устойчивое урегулирование конфликтов. При этом риски для экономики, создаваемые пандемией, открыли перспективу к потенциальной деэскалации. С учетом того, что безработица в Израиле сейчас составляет 25%, экономические последствия от COVID-19 подорвали аргументы более ориентированных на безопасность политические силы в Израиле, которые уже давно хотели более серьезной и масштабной военной кампании против ХАМАСа. Это дало возможность Израилю начать переговоры о давно обсуждаемом обмене пленными с ХАМАСом — шаг, который израильские националисты уже давно фактически срывают, не давая ХАМАСу обязательств по дальнейшей деэскалации. Успешные переговоры привнесут в эти отношения новый уровень прагматизма.
Что касается ХАМАСа, то слабая система здравоохранения Газы зависит от доброй воли Израиля и Египта в отношении поставок медикаментов. По этой причине ХАМАС вряд ли будет продолжать прямую конфронтацию с Израилем в ближайшие недели, чтобы не рисковать ужесточением блокады в этот сложный момент. Кроме того, главный экономический спонсор ХАМАСа Катар сталкивается с двойным кризисом: COVID-19 и резкое падение мирового спроса на энергоносители. В этой связи на сегодня Катар не гарантирует предоставление ХАМАСу новой экономической поддержки в среднесрочной перспективе.
Новое правительство Израиля со своей стороны, скорее всего, сделает все возможное, чтобы избежать новой крупной военной операции в Газе. Еще одна война в регионе была бы дорогостоящим предприятием, что несет в себе серьезные риски для и так ослабленной коронавирусом экономики Израиля. Это не говоря уже о том, что любая масштабная военная операция несет в себе риски распространения коронавируса среди военных. Таким образом, любые операции по обеспечению безопасности, которые Израиль будет проводить в ответ на потенциальные провокации в Газе, скорее всего, будут проводиться по той же схеме, что и в последние два года: то есть целенаправленные операции, направленные на минимизацию угроз, а не на их эскалацию. Все эти соображения в свою очередь пока ставят на паузу и тему возможной аннексии территории в Иорданской долине.

51.63MB | MySQL:101 | 0,316sec