Представленный накануне в Совет Безопасности ООН новый экспертный доклад международных организаций о глобальных продовольственных кризисах причисляет Судан к странам с высоким уровнем риска возникновения голода в обозримой перспективе. Примечательно, что согласно выводам авторов доклада, Cудан вошел в десятку стран в мире с потенциальной угрозой возникновения массового голода в 2020-2021 гг. наряду с Йеменом, Сирией, Афганистаном, Южным Суданом и другими горячими точками.
Действительно, только набирающая обороты в Африке пандемия коронавируса грозит свести на нет недавние успехи нового руководства Судана на дипломатическом фронте, в частности старт нормализации двусторонних отношений с Вашингтоном с конечной целью выхода из американского «черного списка» и полного снятия блокады . Более того, коронавирус подрывает также стартовавшие в начале 2020 года усилия властей по кардинальному реформированию экономической системы. Число подтвержденных случаев заражения COVID-19 динамично растет и в начале мая вплотную приблизилось к первой тысяче, что вынуждает правительство приступить к реализации ограничительных мер, включая закрытие границ и локдауны в крупных городах, включая столицу. Ограничительный режим был введен в начале апреля и продолжает действовать.
В результате первых недель воздействия COVID-19 на эконимику страны в Судане отмечен рост цен на базовые продовольственных товары, резкое падение экспорта и торговли и увеличение уровня безработицы. В финансовой системе Судана наблюдаются дополнительные сбои, особенно высока нагрузка на фискальную и налоговую систему страны, реформирование которой значилось в числе главных приоритетов нового правительства Судана. В сфере особых усилий властей – традиционно слабая система здравоохранения, требующая инвестиций и внимания. Хартум оценил необходимые финансовые потребности системы здравоохранения на этом этапе в размере 150 млн долларов.
В то же время, как признают местные эксперты, главные риски пандемии и основные финансовые потребности лежат в продовольственном секторе. До наступления пандемии общее число остро нуждающихся в продовольственном содействии суданцев составляло 6.2 млн человек, что составляет 15% населения страны. Причем эта статистика не включает Дарфур, пребывающий в перманентном продовольственном кризисе с проблемой недоедания. При этом до недавних пор ввиду политических причин объемы донорской помощи Судану в продовольственном секторе были довольно ограниченными. Для сравнения, соседний Южный Судан, сопоставимый по масштабам продовольственной проблемы (6.1 млн голодающих) получает от международного сообщества в разы больше финансирования, чем Хартум. Так, по данным Управления ООН по координации гуманитарных вопросов (УКГВ), в прошлом году Южный Судан получил от доноров помощи на сумму в 700 млн долларов, тогда как соседний Судан – всего 200 млн долларов. Не говоря уже о Сирии, которая с аналогичным числом недоедающих (6-6.5 млн человек) получает от международных партнеров в 4-5 раз больше ресурсов, чем Судан. При сохранении донорских предпочтений, имеются все предпосылки того, что Cудан может оказаться в гораздо более сложном положении в сфере продовольственной безопасности под воздействием COVID-19, чем другие страны региона, охваченные острыми конфликтами и считающиеся с позиции доноров более приоритетными.
В качестве первой реации на коронавирус, ряд традиционных доноров объявил о выделении новых пакетов помощи для Судана. Однако пока эти вливания не так существенны. Символично, что одним из первых откликнулся Вашингтон, пообещав выделить 8 млн долларов США, что само по себе является скромным, но политически важным взносом, поскольку свидетельствует о продолжающемся процессе потепления двусторонних отношений. Евросоюз анонсировал выделение пакета помощи в размере 70 млн евро, а Всемирный банк и Исламский банк развития выделили по 35 млн долларов каждый.
Важным условием предотвращения голода в Судана является социальная политика правительства, которая включает меры по обеспечению социальной и финансовой поддержки уязвимых слоев, в первую очередь через механизмы прямых денежных переводов. Также правительство создает продовольственные банки и поставляет номенклатуру базовой продовольственной корзины бедным семьям по дисконтным ценам. Разумеется, меры социальной поддержки и прямой продовольственной помощи – самый эффективный способ избежать голода, но они обходятся весьма дорого. По предварительным расчетам правительства реализация таких мер в течение ближайших трех месяцев обойдется правительству в 1.5 млрд долларов США.
Особая забота правительства – проживающие на территории Судана беженцы, которые являются потенциально первой мишенью в плане массового голода в условиях коронавируса и локдауна, поскольку во многом зависят от поступления гуманитарной помощи. В этом плане Судан находится в непростом положении, поскольку входит в пятерку ведущих стран мира по приюту на своей территории беженцев, общее число которых достигает 1 миллиона человек. Их большая часть базируется в Западном Дарфуре – главной гуманитарной точке и потенциальном очаге возникновения голода.
Таким образом, коронавирус и особенно его экономические последствия могут стать серьезным испытанием для суданского общества. По данным экспертов Всемирного банка, именно экономический шок явился главным триггером проблемы продовольственной безопасности в Судане и привел к росту числа голодающих в 2018-2019 гг. до 6 млн человек. Продовольственная угроза также стала предпосылкой смены многолетнего режима президента Омара аль-Башира. Резкая девальвация национальной валюты, высокая инфляция и сокращение инвестиций – все эти тенденции на протяжении последних лет подрывали ВВП страны и сокращали покупательную способность населения, что вело к росту количества недоедающих. По оценкам Всемирной продовольственной программы ООН на конец 2019 года, 58% cуданских семей не могли себе позволить полноценную стандартную продовольственную корзину и вынуждены были сокращать потребление. Не случайно, Судан лидирует в списке стран с высокой долей анемии и недостатка витаминов среди детей младше пяти лет. Наиболее удручающая ситуация складывается в крупных урбанизированных регионах, особенно в Хартуме, где количество испытывающих острое недоедание суданцев возросло вдвое в течение 2018-2019 гг.
Пришедшее после смены режима к власти правительство технократов во главе с А.Хамдоком разработало целый пакет экономических реформ, намереваясь переломить эту тенденцию. Реализация мер стартовала в начале 2020 года. Тогда же был совершен первый за долгое время визит нового руководства Судана в Вашингтон, по итогам которого стороны договорились о возобновлении спустя 23 года дипломатических отношений. В мае с.г. была утверждена кандидатура опытного дипломата и члена миротворческих миссий ООН Нур-ад-Дина Сати на пост посла Судана в США. Главная проблема на сегодня заключается в том, что премьер-министру А.Хамдоку может просто не хватить разбега для претворения всех задумок в жизнь. Набирающая обороты пандемия коронавируса по сути сковала созидательную работу правительства и заставляет его сфокусироваться на антикризисном плане и изыскивать дополнительные средства на поддержку медицинского сектора и механизмов социальной защиты. Одновременно, беспрецедентное падение цен на нефть на мировых рынках в марте с.г. стало еще одним сильнейшим ударом по экспортозависимой в этом плане экономике Судана.