Дискуссия по плану аннексии Израилем части территории Западного берега р. Иордан. Часть 2

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху должен договориться с главой Палестинской национальной администрации (ПНА) Махмудом Аббасом (Абу Мазеном) о создании палестинского государства на 70% территории Западного берега р. Иордан, чтобы США поддержали аннексию Израилем остальных 30% территории, заявил посол США в Израиле Дэвид Фридман в интервью The Jerusalem Post.

По словам Д.Фридмана, первым условием, чтобы США поддержали израильскую аннексию всех поселений, библейских мест и долины реки Иордан, является завершение составления карты совместным американо-израильским комитетом, который начал работать в феврале[i].

Напомним, что накануне выборов в сентябре 2019 года Б.Нетаньяху заявил, что «Иорданская долина и районы к северу от Мертвого моря – это наш пояс безопасности, наша защитная стена, которая гарантирует нам, что Израиль больше не будет страной, ширина которой составляет всего несколько километров. ЦАХАЛ должен контролировать всю Иорданскую долину»[ii].

План израильского премьер-министра Биньямина Нетаньяху по аннексии долины реки Иордан – это не просто желание крайне правых политических сил, но и достижение давних целей безопасности Израиля, считает Эфраим Инбар, президент Иерусалимского института стратегии и безопасности (JISS) и автор книги «Рабин и национальная безопасность Израиля»[iii].

Отметим, что JISS – «ястребиный» «мозговой центр», созданный в 2017 году и занимающийся исследованиями в сфере безопасности. Как было заявлено его создателями, институт добавить в израильский общественный дискурс «реалистичное мышление». Институт был создан и состоит в основном из ученых и бывших сотрудников другой «фабрики мысли» правого толка – Центра стратегических исследований «Бегин-Садат» Бар-Иланского университета. Среди них Эфраим Инбар, Дэвид М. Вайнберг, Яаков Амидрор, Эран Лерман, Гилель Фриш и другие. По словам Я.Амидрора, Институт был создан командой опытных экспертов в сфере национальной безопасности, офицеров разведки и ученых, а также бывших лиц, принимающих решения, самого высокого уровня, включая руководителей израильских служб безопасности. В рекламном ролике института приводится высказывание Б.Нетаньяху, согласно которому, «JISS является важной составляющей в процессе усиления Государства Израиль»[iv].

В своей статье, опубликованной в «Аль-Монитор», президент JISS отмечает, что, несмотря на тревожное состояние критиков Б.Нетаньяху в Соединенных Штатах и ​​в других местах в связи с планами аннексии, среди большей части израильтян установился консенсус о стратегическом значении долины реки Иордан. Вот почему лидер «Кахоль-лаван» Бени Ганц смог подписать соглашение о формировании чрезвычайного правительства национального единства. Консенсус распространяется на партию Авода и даже членов оппозиции новому правительству национального единства. Распространение израильского законодательства на долину реки Иордан соответствует стратегическим принципам бывшего премьер-министра Израиля Ицхака Рабина (план Алона 1967 г.). Примечательно, что больше израильтян считают именно Иорданскую долину незаменимой для обороны частью границы, а не Голанские высоты.

Э.Инбар пишет, что удобные для обороны границы особенно необходимы, учитывая, что угрозы для населенных пунктов Израиля и его стратегических объектов в XXI веке возросли. Иран надеется установить «шиитский полумесяц» от Персидского залива через Ирак, Ливан и Сирию до Средиземного моря. Цель Ирана – превратить Сирию, Ливан и Ирак в стартовые площадки для ракетных и террористических атак против Израиля. Иран также планирует дестабилизировать Иорданское Хашимитское Королевство и создать сухопутный мост к ПНА (недалеко от центра Израиля), с тем, чтобы повысить свою способность наносить ущерб Израилю.

Долина реки Иордан является единственной доступной обороняемой границей на восточном фронте, и ближе всего к сердцу Израиля – треугольнику Иерусалим-Тель-Авив-Хайфа. В этом районе проживает 70% населения Израиля и сосредоточено 80% его экономической инфраструктуры. Расстояние между рекой Иордан и Иерусалимом составляет всего 30 километров.

Израильское военное присутствие в долине реки Иордан позволяет контролировать немногие дороги, идущие на запад через гористый район, что позволяет небольшим обороняющимся силам легко блокировать бронетанковое вторжение в Эрец-Исраэль, размещая противотанковое оружие еще на подходах.

Стратегический императив дополняется демографическими реалиями. В пустынной долине, говорит Э.Инбар, проживает относительно малое количество палестинцев. Поэтому включение этой территории в состав Израиля не обременяет еврейское государство с демографической точки зрения.

Некоторые аналитики утверждают, отмечает израильский эксперт, что Израиль больше не нуждается в долине реки Иордан в качестве защиты от агрессии с востока. Они утверждают, что мирный договор с Иорданией нейтрализует угрозу со стороны восточного фронта и его близость к населенным центрам и экономической инфраструктуре Израиля. Более того, они утверждают, что крах режима Саддама Хусейна в Ираке, ослабление раздираемой войной Сирии и впечатляющая стабильность Иордании на фоне беспорядков в арабском мире оставили угрозу с востока в прошлом.

Тем не менее, по мнению Э.Инбара, такой подход игнорирует огромный потенциал политических потрясений на Ближнем Востоке, что было продемонстрировано во время событий «арабской весны». Дестабилизация Иорданского Хашимитского Королевства и Саудовской Аравии, а также рост радикализма в Сирии не являются надуманными сценариями. Более того, американский уход с Ближнего Востока предоставляет исламистским элементам большую свободу действий для нападений на американских союзников. Возрождение восточного фронта как угрозы безопасности Израиля может стать реальностью.

Президент JISS полагает, что сторонники передачи долины реки Иордан палестинцам не учитывают ее топографического значения, ссылаясь на современные военные технологии, позволяющие наносить точные удары на расстоянии. Они утверждают, что способность наносить оборонительные удары с побережья лишает долину реки Иордан стратегической значимости. Однако такой аргумент игнорирует историю военной техники, которая на протяжении веков демонстрирует явные изменения в доминировании то наступательных, то оборонительных средств. Вера в то, что значимость современных технологий, которые действительно временно уменьшают важность топографии, останется неизменной, является опасной стратегической ошибкой. Создание стабильных обороняемых границ в соответствии с нынешними меняющимися технологиями и политическими факторами является стратегически глупым занятием.

Если Израиль хочет сохранить обороняемую границу вдоль долины реки Иордан, ему также необходимо обезопасить дорогу от долины до побережья через неразделенный Иерусалим и город Маале-Адумим на Западном берегу р. Иордан. Это единственная западно-восточная ось с еврейским большинством и единственный безопасный путь, по которому Израиль может мобилизовать войска от побережья (где проживает большинство евреев) в долину реки Иордан в случае чрезвычайной ситуации.

Маале-Адумим (основанный Аводой в 1976 году при И.Рабине) является опорным пунктом в создании линии обороны вдоль Иорданской долины от агрессии с востока. Соединение Маале-Адумима с Иерусалимом с помощью строительства в зоне E-1 (5 километров пустынной земли) обеспечит дорогу в долину реки Иордан и предотвратит разделение Иерусалима.

Отметим, что зона Е-1 – это неосвоенная часть 40-тысячного города израильских поселенцев на дороге к Мертвому морю к востоку от Иерусалима в пункте между Иерусалимом и Маале-Адумим. 25 февраля 2020 года, за шесть дней до назначенных на 2 марта с.г. парламентских выборов в Израиле, Б.Нетаньяху объявил о строительстве еще 3500 квартир для новых израильских поселенцев в зоне Е-1[v].

По словам Э.Инбара, значение Иерусалима для евреев не только историческое и религиозное, но и стратегическое, т.к. позволяет контролировать единственную трассу от Средиземного моря до долины реки Иордан, по которой израильтяне могут путешествовать в безопасности.

Эксперт полагает, что для решения Израиля аннексировать Иорданскую долину сложились благоприятные политические обстоятельства. Эту идею поддерживает большинство израильтян, и, вероятно, будет поддержана администрацией Д.Трампа, что придаст настойчивости Израиля в отношении безопасных границ определенную международную легитимность. В мирном плане Д.Трампа («сделке века») признается потребность Израиля в обороняемых границах. Вашингтон признал суверенитет Израиля над Голанскими высотами и ​​предложил аннексировать долину реки Иордан. Так что те, кто настаивает и поддерживают аннексию, надеются, что Соединенные Штаты дадут добро.

По словам Э.Инбара, большинство арабских государств вряд ли будут суетиться по поводу израильского шага. Столкнувшись с угрозой со стороны Ирана и возможностью вывода американских военных из региона, Израиль остается региональным оплотом против стремления Ирана достичь региональной гегемонии.

Несмотря на официальные заявления, Амман предпочитает постоянное присутствие Израиля в долине реки Иордан, опасаясь соседнего палестинского политического образования (ПНА), которое может превратиться в еще один контролируемый ХАМАСом сектор Газа. После подписания мирного соглашения с еврейским государством в 1994 году зависимость Иордании от Израиля возросла. Израиль поставляет все большее количество воды, намного превышающее его обязательства, а также природный газ. Кроме того, израильское лобби в Вашингтоне прилагает усилия, чтобы США предоставили Амману экономическую помощь.

Иорданское руководство сталкивается с внутренним противодействием укреплению отношений с Израилем. Но нельзя сбрасывать со счетов политическую способность Абдаллы II справляться с преобладающими в королевстве антиизраильскими настроениями. В отличие от других арабских стран, Иордания благополучно пережила «арабскую весну». Иордания даже подписала мирное соглашение с Израилем, который аннексировал Восточный Иерусалим, тогда как Иерусалим считается важнее долины реки Иордан.

Палестинская оппозиция аннексии Иорданской долины не имеет значения, считает Э.Инбар. Длительные переговоры с палестинцами ни к чему не привели, и в Израиле понимают, что палестинское национальное движение не созрело для того, чтобы пойти на исторический компромисс с еврейским государством. Их промедление в достижении реалистического компромисса с сионистским движением привело к тому, что они остались с неизменно меньшей территорией, чем им предлагалось ранее.

По мнению Э.Инбара, нынешнее правительство национального единства имеет возможность реализовать потребности Израиля в легко обороняемых границах на востоке при поддержке мировой сверхдержавы. Историческая ирония заключается в том, что в этом случае Б.Нетаньяху может реализовать стратегический завет Ицхака Рабина.

[i] Friedman to ‘Post’: To annex, Netanyahu must tell Abbas he’ll negotiate state // Jerusalem Post. 06.05.2020 — https://www.jpost.com/israel-news/friedman-for-annexation-netanyahu-must-tell-abbas-hell-negotiate-a-state-627057

[ii] Нетаниягу объявил о планах по аннексии Иорданской долины // NEWSRU.com.il. 10.09.2019 — http://newsru.co.il/israel/10sep2019/annexion_008.html

[iii] Netanyahu’s annexation plan can’t be stopped // Al-Monitor. 29.04.2020 — https://www.al-monitor.com/pulse/originals/2020/04/israel-annexation-jordan-valley-netanyahu-gantz-golan.html

[iv] The Jerusalem Institute for Strategy and Security (JISS) — https://www.youtube.com/watch?v=6aJzN5yBX7E&feature=youtu.be

[v] Израиль объявил о расширении поселений в ключевом пункте на Западном берегу // Edaily.com. 25.02.2020 — https://eadaily.com/ru/news/2020/02/25/izrail-obyavil-o-rasshirenii-poseleniy-v-klyuchevom-punkte-na-zapadnom-beregu

52.21MB | MySQL:103 | 0,470sec