О намерениях Китая и Пакистана усилить взаимодействие с Афганистаном в рамках КПЭК

Китайские и индийские специалисты считают, что КНР и Пакистан твердо привязывают Афганистан к концепции Китайско-пакистанского экономического коридора (КПЭК). Грядущий вывод войск США из Афганистана усиливает внимание сторон ко второму этапу проекта, который, как представляется, объединен с более крупным региональным планом, включающим Афганистан и Центральную Азию. Аналитики отмечают, что, работая совместно над вторым этапом, Китай и Пакистан более жестко привязывают Афганистан как «ворота в Центральную Азию» к КПЭК. Недовольные вялым прогрессом КПЭК с 2017 года, китайцы, по-видимому, более настойчиво начали требовать принятия Пакистаном некоторых ключевых решений. Пакистанская газета The Dawn раннее сообщала о том, что руководство КПЭК фактически перешло от гражданских лиц к военным после назначения отставного генерала в качестве главы Управления КПЭК. Генерал Асим Салим Баджва, бывший руководитель армейской пресс-службы Пакистана, был назначен председателем Управления КПЭК в ноябре 2019 года. Он также был назначен специальным помощником премьер-министра Имрана Хана по вопросам информации и вещания СМИ 28 апреля 2020 года. Таким образом, военные открыто позиционируют себя лицами, принимающими решения по КПЭК со стороны Пакистана. «Китайцы всегда хотели, чтобы за управление КПЭК отвечали вооруженные силы, так как они считаются более эффективными и менее коррумпированными», – заявил редакции индийского издания The Hindu китайский академик на условиях анонимности. The Dawn уточняет, что политик Асад Умар был назначен министром планирования и развития Пакистана «по настоянию Китая» после того, как в ноябре было объявлено о его возвращении в кабинет министров. Также в материале газеты отмечено, что первый видимый признак «перезагрузки» в вопросе КПЭК появился в ноябре, когда была запущена угольная электростанция в Гвадаре мощностью 300 мегаватт. Военное руководство Пакистана зашло в тупик после решения о том, что значительная часть проектов второго этапа будет реализована в Белуджистане – погрязшей в беспорядках засушливой зоне, в которой орудуют повстанцы таких экстремистских группировок как Освободительная армия Белуджистана (ОАБ), в поддержке которой Пакистан обвиняет Индию. Пакистанские СМИ сообщают, что в рамках второго этапа программы КПЭК, вероятно, будет реализован проект строительства железной дороги Пешавар-Карачи стоимостью 9,2 млрд долларов. Кроме того, три особых экономических зоны – Рашакай, Аллама Икбал Индастриал Сити и Дхабеджи – будут находиться в центре внимания второго этапа, призванного привлечь иностранные инвестиции и возродить индустриализацию Пакистана. В 2018 году Китай и Пакистан объявили о своем намерении расширить КПЭК, захватив территорию богатого ресурсами Афганистана. По мнению двух стран, данный шаг свяжет не имеющую выхода к морю страну с портом Гвадар – отправной точкой КПЭК, который заканчивается в городе Кашгар Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. «У Китая более широкое видение взаимодействия с Афганистаном, что также обусловлено сильными геоэкономическими соображениями. Огромные запасы Афганистана меди и редких ископаемых, в том числе лития – сырья для батарей и новых энергетических транспортных средств, являются основной движущей силой долгосрочного сотрудничества между Китаем и Афганистаном», – заявил бывший посол Индии в Кыргызстане П. Стобдан в интервью The Hindu. Китай уже осуществил ряд инвестиций в Афганистан, которые включали развитие проекта медного рудника Айнак в 2008 году и разведку нефтяных залежей Амударьи в 2011 году. Доступ Афганистана к порту Гвадар уже был апробирован: в конце января 2020 года в Гвадаре пришвартовалось грузовое судно, перевозившее химические удобрения. Оттуда товар был перевезен на грузовиках до пограничного пункта Чаман между Пакистаном и Афганистаном. Это было сделано в соответствии с соглашением между Афганистаном и Пакистаном о транзитной торговле, об этом сообщил Сиднейский институт Лоуи в тексте, опубликованном на своем сайте. Однако Афганистан не рассчитывают только на один вариант взаимодействия: в прошлом месяце власти страны также получили от Индии партию пшеницы размером 75 тысяч тонн, которая была направлена через Чабахар – иранский порт, управляемый Индией в Оманском заливе, что свидетельствует о намерении диверсифицировать торговые маршруты. В соответствии с долгосрочными геоэкономическими задачами Китай уже проводил эксперименты с ходом поездов в Афганистан, связывая город Наньтун с Мазари-Шарифом в Северном Афганистане. «Убийство Усамы бен Ладена было поворотным моментом, поскольку оно ознаменовало начало политики администрации Обамы по сокращению американского присутствия в Афганистане. С тех пор Китай придает все большее значение своим двусторонним связям с Афганистаном. Китай должен закрыть образовавшийся вакуум, потому что никто другой этого не сделает. Это необходимо для обеспечения безопасности инициативы «Один пояс, один путь», – заявил The Hindu Ху Шишен, директор отдела изучения Южной и Юго-Восточной Азии и Океании Китайского института современных международных отношений. «Также существует необходимость охраны Китайско-пакистанского экономического коридора. К тому же, стабильность в Синьцзяне является еще одной серьезной проблемой», – добавил он. В связи с укреплением материально-технической инфраструктуры вдоль КПЭК, государственные СМИ Китая объявили в конце прошлого месяца о строительстве высокогорного аэропорта в Такскоргане – округе в долине Шаксгам, которую Пакистан уступил Китаю в 1963 году. «Это создаст новый «воздушный канал», ведущий в Центральную и Южную Азию», – привела цитату заместителя директора Управления гражданской авиации Синьцзяна Чжоу Сяна китайская телевизионная сеть CGTN.

52.17MB | MySQL:103 | 0,466sec