Об экономических проблемах Саудовской Аравии, вызванных пандемией коронавируса и снижением нефтяных цен

Саудовская Аравия 12 мая объявила о сокращении на $8 млрд (30 млрд саудовских риалов) финансирование проектов главной национальной программы десятилетия «Видение-2030». Об этом сообщила во вторник газета «Указ». Согласно изданию, эта вынужденная мера обусловлена необходимостью ликвидации последствий пандемии коронавируса. При этом, пишет газета со ссылкой на осведомленные источники, «несмотря на сокращение расходов на крупные проекты, работа над ними будет продолжаться без перерыва». Расходы также не затронут выплаты по зарплатам и надбавкам работников. В рамках борьбы с распространением коронавируса королевство выделило порядка $47 млрд (177 млрд риалов), которые были направлены на укрепление системы здравоохранения, снижение негативного воздействия пандемии на частный сектор и поддержание зарплаты работников. Кроме того, в апреле на треть сократился ненефтяной экспорт. В 2017 году Саудовская Аравия объявила о стратегическом плане развития королевства «Видение-2030», который нацелен на постепенный отход от зависимости от экспорта нефти и развитие таких отраслей экономики, как энергетика, водные ресурсы, биотехнологии, пищевая промышленность, цифровые технологии, СМИ. Особым направлением является развитие туризма. Одним из главных проектов плана является возведение в пустыне мега-города Неом с инвестиционным потенциалом более $500 млрд. Он должен быть построен на севере страны на площади 26,5 тыс. кв. км на побережье Красного моря и Акабского залива в пограничной с Египтом и Иорданией зоне. В рамках общего проекта «Неом» власти королевства планируют возвести на своей территории пять новых суперсовременных курортных городов и около 50 специализированных туристических центров, сотни небольших туристических «деревень» и объектов, включая 15 особых зон для любителей дайвинга. Собственно в этом решении ничего удивительного нет, этот шаг саудитов был вынужденным рамках попытки сократить по возможности дефицит своего бюджета на фоне резкого падения иностранных инвестиций. Программа сокращения объемов своего основного экспортного продукта в виде нефти вынуждает Эр-Рияд идти на очень непопулярные фискальные меры. При этом отметим, что перед лицом кризиса COVID-19 и последующей глобальной рецессии большинство стран запускают значительные программы фискального стимулирования для повышения внутренней экономической активности. Однако правительства, принципиально зависящие от доходов от нефти и газа, вынуждены делать обратное, поскольку вероятный долгосрочный обвал цен на энергоносители требует резкого сокращения расходов и непопулярных мер жесткой экономии. Саудовская Аравия недавно присоединилась к растущему списку производителей нефти, которые в настоящее время сталкиваются с двумя экономическими и политическими кризисами в результате пандемии. Эр-Рияд вводит значительные меры жесткой экономии на фоне растущих ожиданий того, что полное восстановление мирового нефтяного рынка после кризиса COVID-19, скорее всего, произойдет через несколько лет, если вообще произойдет. 10 мая Эр-Рияд объявил о трех конкретных мерах, которые, по словам министра финансов Саудовской Аравии Мухаммеда аль-Джадаана, были необходимы для того, чтобы взять под контроль свои государственные финансы в течение долгого и болезненного пути вперед:
— Саудовская Аравия сократит или отложит расходы на общую сумму 100 млрд саудовских риалов ($26,6 млрд), что примерно эквивалентно 10% запланированного бюджета КСА на 2020 год в размере 1020 млрд риалов ($271,5 млрд). Пока неясно, в какой степени сокращение расходов и задержки будут иметь место в 2020 году.
— Начиная с 1 июля, Саудовская Аравия утроит свой налог на добавленную стоимость (НДС), повысив его ставку с 5% до 15%.
— Саудовская Аравия завершит программу, введенную в 2018 году, которая позволяет государственным служащим получать ежемесячную стипендию в размере 1000 саудовских риалов ($267). Стипендия была задумана как корректировка сохранения достойного уровня жизни и компенсация негативных экономических последствий НДС, который был впервые введен в КСА в 2018 году.
Из-за глобальных экономических последствий из-за пандемии COVID-19 финансы саудовского правительства находятся в процессе очень серьезной корректировки с точки зрения максимального снижения госрасходов. И эта ситуация вряд ли улучшится в краткосрочной перспективе. Несмотря на небольшое восстановление в мае, цена на нефть марки Brent остается в районе $30 за баррель. Ожидается, что мировая экономика также не сможет полностью оправиться от COVID-19 по крайней мере до 2022 года, что подчеркивает серьезность и продолжительность финансового кризиса в Саудовской Аравии. В первом квартале 2020 года государственные доходы КСА составили всего 192 млрд саудовских риалов ($51,1 млрд), что на 22% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Нефтяные доходы также снизились на 24% до 129 млрд риалов ($34,3 млрд), но ненефтяные доходы также упали на 17%, что подчеркивает общий кризис основных источников доходов саудовского правительства. Влияние пандемии и общей экономической рецессии на саудовскую экономику во втором квартале 2020 года, скорее всего, будет еще большим. До объявления Эр-Риядом новых мер жесткой экономии Jadwa Investment подсчитала, что дефицит бюджета Саудовской Аравии в 2020 году составит уже 15% ВВП страны. Поскольку цены на нефть достигли своего дна в апреле, Саудовская Аравия уже сократила свою добычу нефти до 18-летних минимумов в надежде управлять рынком.   Дополнительное сокращение добычи нефти Саудовской Аравией, ОАЭ и Кувейтом, объявленное 10 мая, позволит альянсу ОПЕК+ продемонстрировать в июне ожидаемый рынком результат. Без добровольных мер со стороны ближневосточных стран есть риски недовыполнения условий сделки, говорят опрошенные ТАСС эксперты. Россия же вряд ли пойдет на перевыполнение плана по сокращению добычи, поскольку для отечественной отрасли это несет дополнительные технологические риски, уверены они.  Три ближневосточных государства 11 мая заявили о готовности сверх меры сократить добычу нефти в июне в рамках соглашения ОПЕК+. Так, Саудовская Аравия решила снизить добычу на 1 млн б/с больше полагающейся ей квоты. То есть в июне ее добыча упадет не на 2,5 млн, как планировалось ранее, а на 3,5 млн б/с, до уровня в 7,5 млн б/c. Дополнительно на 180 тыс. б/с добычу в июне снизят добычу также ОАЭ и Кувейт, ближайшие союзники Эр-Рияда. Совокупно сокращение в ОПЕК+ благодаря этим усилиям в июне может вырасти до 10,8 млн б/с вместо оговоренных 9,7 млн б/с при условии, что все без исключения участники выполнят взятые на себя обязательства. Несмотря на солидный объем дополнительного сокращения, рынок пока почти не отреагировал на заявление крупнейшего в мире экспортера нефти. Стоимость Brent на новостях из ОПЕК подросла всего на доллар с небольшим, до $31,2 за баррель, а затем вновь вернулась на исходные позиции. Аналогично отреагировала и североамериканская WTI, поднявшись сразу после публикации заявления почти на $1,5 до $25,4 за баррель, но затем вернулась на прежние уровни. Такие в общем-то дорогостоящие для бюджета игры по дополнительному снижению объемов добычи со стороны КСА безусловно имеют характер вынужденной меры в рамках попытки направления дополнительных оптимистических сигналов рынку на фоне явных проблем с выполнением условий сделки ОПЕК+ в тех же Анголе и Нигерии.
При этом увеличение государственных доходов от повышения ставок НДС начнется только в июле. По словам аль-Джадаана, королевство также планирует привлечь 220 млрд риалов в этом году, чтобы восполнить пробелы в своем бюджете, что эквивалентно примерно 8% ВВП. Таким образом, дефицит бюджета в среднесрочной перспективе в Эр-Рияде планируют затыкать внешними заимствованиями и ужесточением фискальных мер, Хотя на начальном этапе резкое увеличение НДС может помочь снизить дефицит бюджета КСА, в конечном итоге это снизит общие расходы частного сектора и может спровоцировать внутриполитические волнения. НДС вообще является очень долгой и спорной темой для стран Персидского залива в рамках синхронизации ставки этого налога и избежания двойного налогообложения с тех пор, как он был введен в рамках общесистемной инициативы Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАПГЗ) в 2018 году. По этой причине Кувейт и Оман задержали процесс повышения ставок своих НДС. Несмотря на то, что Объединенные Арабские Эмираты также страдают от экономических последствий COVID-19 и общей экономической рецессии, они также недавно заявили, что не планируют следовать примеру Саудовской Аравии, и не будут повышать свою ставку НДС с уровня 5%. Напомним в этой связи, что социальный контракт Саудовской Аравии предусматривал отказа значительного прямого налогообложения населения и высокий уровень социальных расходов в обмен на политическую поддержку режима. НДС Саудовской Аравии уже сейчас сильнее всего бьет по ее наиболее необеспеченным слоям населения (есть в королевстве и такие) из-за того, что он регрессивен и основан на потреблении. Повышение уровня налогообложения потребителей Саудовской Аравии приведет к снижению их покупательной способности, что приведет к сокращению потребительских расходов в частном секторе, а это в свою очередь еще больше осложнит достижение одной из ключевых задач Эр-Рияда в рамках концепции «Видения 2030» по стимулированию развития частной промышленности.
При этом, несмотря на эти риски, Саудовская Аравия вряд ли изменит курс и снизит НДС до его первоначального уровня, как только кризис закончится из-за долгосрочных проблем в рамках решения темы увеличения ненефтяных доходов.

62.83MB | MySQL:102 | 0,428sec