О причинах очередного обострения в иордано-израильских отношениях

Отношения между Иорданией и Израилем проблематичны в своей основе. Потому что Иордания представляет собой независимое государство палестинских арабов и палестинский национальный нарратив господствует в нем. Даже если считать палестинскими арабами только тех, связан по происхождению с британской подмандатной территорией Палестина/Эрец-Исраэль, то они составляют более половины современного населения Иордании. В 1949-1967 годах Иудея, Самария и Восточный Иерусалим находились под контролем Иордании, в которой они именовались «Западным берегом» (в противоположность восточному берегу реки Иордан, на котором располагалась собственно Иордания). Большинство арабов, проживающих в Иудее, Самарии и в Восточном Иерусалиме, который после Шестидневной войны 1967 года был аннексирован Государством Израиль и с тех пор является неотъемлемой частью его столицы, до сих пор сохраняют иорданское подданство (наряду с документами жителей Палестинской национальной администрации или – в Иерусалиме – «постоянных жителей Израиля»). Этими обстоятельствами продиктована тесная и по большей части негативная эмоциональная связь основной массы иорданцев с Израилем. Большинство из них не скрывает своей враждебности к еврейскому государству как таковому и считает его существование нелегитимным.

С другой стороны, у евреев есть свой национальный нарратив, в котором Заиорданью, то есть территории нынешнего Иорданского Хашимитского Королевства, принадлежит заметное место. Библия повествует о том, что в Заиорданье жили два с половиной из двенадцати древнееврейских племен (колен): колено Реувена (Рувима), колено Гада и половина колена Менаше (Манассии). Значительная часть современной Иордании входила в состав древнееврейских государств в II веке до н.э. – I веке н.э. На территории Иордании расположена гробница брата Моисея, первосвященника Аарона, являющаяся святым местом иудаизма. На территории современной Иордании родился пророк Элиягу (Илия), который, в соответствии с еврейской религиозной традицией, должен стать провозвестником Мессии. На территории Иордании сохранилось немало важных еврейских археологических памятников: развалины дворца Тобиадов в Ирак аль-Амире, крепости Михвар, античной синагоге в Джараше (древние евреи называли этот город Гереш) и т.д. Не удивительно, что сионистское движение претендовало на территорию современной Иордании, и после Первой мировой войны она была включена в состав британской подмандатной территории Палестина, в которой было обещано создать «еврейский национальный очаг». Однако в 1922 году Великобритания создала на восточном берегу реки Иордан автономный арабский эмират Трансиордания, отторгнув данную территорию от «еврейского национального очага».

В Израиле стараются не выстраивать современную политику на основании этих исторических фактов, но историю помнят, и иногда она обретает актуальность. Достаточно упомянуть, что в 1988 году в Израиле была создана правая партия «Моледет», настаивавшая на том, что раздел Палестины/Эрец-Исраэль между евреями и арабами произошел в 1922 году. При этом арабы получили большую часть Палестины. Поэтому оставшееся на западном берегу Иордана арабское население должно быть перемещено в свое национальное государство на восточный берег. Последний раз «Моледет» принимала участие в выборах в 2009 году, после чего слилась с другими мелкими правыми партиями в партию «Ихуд леуми», представителем которой в Кнессета нынешнего созыва является министра транспорта Бецалель Смотрич.

Дважды – в 1948-1949 гг. и в 1967 г. между Иорданией и Израилем происходили войны. В обоих случая их начала Иордания, и в обоих случаях она потерпела поражение. Мирный договор между двумя государствами был подписан лишь в 1994 году. Тогда же между ними были установлены дипломатические отношения. Это холодный мир, несмотря на то, что Израиль и Иордания имеют много общих интересов. В течение последнего года отношения между двумя государствами особенно ухудшились. В ноябре прошлого года король Иордании Абдалла II заявил по поводу двусторонних отношений его королевства с еврейским государством, что они находятся в наихудшем состоянии с момента подписания мирного договора. Он сказал об этом в ходе конференции в ознаменование 25-летия подписания мирного договора между Израилем и Иорданией. «Что касается израильско-иорданских связей, то они находятся в настоящее время в самом плохом положении, в частности из-за внутренней ситуации в Израиле . Мы надеемся, что Израиль сможет определить свое будущее в ближайшие недели или месяцы (имеется в виду продолжительный политический кризис в еврейском государстве – В.Ч.), — сказал тогда король в беседе с корреспондентом российского агентства новостей «Спутник». — Проблемы с которыми мы сталкиваемся в отношениях с Израилем, билатеральны, а отчасти они вызваны внутренними израильскими причинами. Я понимаю это, но я не готов к тому, чтобы это происходило за счет мирного договора, ради достижения которого мой отец (король Иордании Хуссейн – В.Ч.) и премьер-министр Ицхак Рабин трудились так тяжело, который символизирует надежду и возможность для иорданцев, палестинцев и других».

Теперь король Иордании дает понять, что может быть еще хуже.  В пятницу он дал интервью влиятельному германскому еженедельнику Der Schpiegel, в котором сказал в частности, что аннексия Израилем территорий Иудеи и Самарии (Западного берега, пользуясь арабской терминологией) может привет к острому конфликту между Иорданским Хашимитским Королевством и Государством Израиль. «Аннексия территорий со стороны Израиля может привести к краху Палестинской национальной администрации. Крах Палестинской национальной администрации может привести к беспрецедентной волне террора и экстремизма и к нестабильности во всем регионе. Единственным решением, которое принесет мир между Израилем и палестинцами является план двух государств (для двух народов, то есть создание независимого арабского государства к западу от реки Иордан – В.Ч.)».

«Все арабские государства-члены Лиги арабских государств решительно выступают против любого шага, который похоронит план двух государств и приведет к созданию одного государства между Средиземным морем и Иорданом», — сказал в упомянутом интервью король Абдалла II. Было бы наивным принимать данное заявление на веру. Во-первых, на данном этапе никто в Израиле не обсуждает «создания одного государства» в смысле аннексии всей Иудеи и Самарии. Во-вторых, «решительность» многих арабских государств в поддержке «палестинского дела» вызывает очень большие сомнения. Не случайно корреспондент германского еженедельника нашел нужным задать король вопрос «Не видят ли лидеры арабских государств Персидского залива в борьбе с Ираном более важную проблему, чем поддержка палестинских арабов?». Абдалла II довольно неопределенно ответил на это: «Иордания сталкивались с самыми разными кризисами на протяжении своей истории. В том числе и в отношениях с правителями государств Персидского залива, однако позвольте мне быть честным в отношении моего доброго друг Мухамеда бен Заида, наследного принца Абу-Даби, и других лидеров и сказать, что когда возник вопрос о поддержке идеи одного государства (между Средиземным морем и рекой Иордан – В.Ч.), все члены Лиги арабских государств решительно отвергли ее. В том числе и его величество, король Саудовской Аравии, который встал и сказал: «Нет, мы с палестинцами»». Что практически означает на сегодняшний день последняя фраза, не очень ясно. В то же время представляется уместным упомянуть, что в свое время Лига арабских государств как раз настаивала на создании одного государства между Средиземным морем и Иорданом, но тогда подразумевалось, что это государство будет арабским, а не еврейским.

И наконец в ответ на вопрос, отменит ли он мирный договор с Израилем в случае аннексии последним тех или иных территорий Западного Берега, король Иордании ответил: «Я не хочу угрожать или создавать атмосферу разногласий и конфликта, но, если Израиль аннексирует какие-либо территории на Западном Берегу, мы рассмотрим стоящие перед нами возможности. Между нами и многими европейскими государствами есть взаимопонимание по поводу того, что законы джунглей не могут быть законами на Ближнем Востоке».

В заключение следует отметить два основных пункта:

Зависимость Иордании от Израиля практически во всех областях очень велика. Последнему достаточно, например, поставлять в Иорданию меньше воды для того, чтобы королевство столкнулось с тяжелейшим кризисом. Наличие у иорданского короля возможности выступать с нападками на еврейское государство объясняется исключительно тем, что последнее заинтересовано в сохранении Иордании, причем Иордании, управляемой хашимитской династией, не связанной с палестинскими арабами.

Биньямин Нетаньяху не включил пункт об аннексии в программу своего нового правительства, несмотря на то, что он обещал своим избирателям это сделать. Крайне сомнительно, что он выполнит это обещание, поскольку его левые партнеры по коалиции выступают против аннексии. Для того, чтобы не выполнить обещание, ему потребуется какое-то оправдание. Самой по себе угрозы резкого ухудшения отношений с Иорданией в случае аннексии для такого оправдания недостаточно, но в качестве вспомогательного довода, данный фактор, безусловно, может быть им использован.

52.27MB | MySQL:103 | 0,465sec