О главных задачах нового правительства Ирака

Ирак сумел преодолеть тяжелый период своей истории. Так прокомментировал 7 мая президент страны Бархам Салех выражение парламентом доверия новому правительству назначенного премьер-министра Мустафы аль-Каземи, передает телеканал «Ас-Сумария».  «Я поздравляю премьер-министра Мустафу аль-Каземи с получением доверия со стороны парламента, — написал Салех на своей странице в «Твиттере». — Таким образом, нам удалось преодолеть сложный этап истории нашей родины».  Президент призвал к скорейшему завершению процесса формирования кабинета министров, «чтобы приступить к решению проблем здравоохранения, безопасности и экономики, не говоря уже о проведении реформ и честных выборов». «Наш долг — объединить усилия, чтобы поддержать правительство в выполнении стоящих перед ним огромных задач», — указал он.  После того, как на фоне кровопролитных акций протеста против ухудшения условий жизни, высокой безработицы среди молодежи и коррупции глава правительства Адель Абдель Махди подал в конце ноября прошлого года в отставку, сформировать новый кабинет министров удалось только с третьей попытки. Две предложенные президентом кандидатуры на пост главы правительства не справились с возложенными на них задачами и взяли самоотвод. Основная сложность в выборе будущего премьера сводилась к тому, что «протестная улица» отказывалась принимать любого политика, если он был связан с какой-либо политической фракцией, запятнал себя коррупцией, занимал какие-либо высокие должности в последние 17 лет. Несмотря на то, что аль-Каземи последние три года возглавлял иракскую разведку, он был сразу позитивно воспринят большинством политических сил Ирака. Скажем в этой связи больше — это кандидатура стала неким компромиссом между Тегераном и Вашингтоном, что не в последнюю очередь определило успех миссии по выдвижению аль-Каземи на пост главы правительства. Благодаря этому консенсусу интересов внутренних и внешних игроков   считающийся независимым политиком 53-хлетний Мустафа аль-Каземи стал тем политиком, кому удалось довести процесс формирования правительства до конца, заручиться поддержкой парламента его программы и получить вотум доверия депутатов. Таким образом, на сегодня эксперты полагают самым большим успехом сам факт формирования нового правительства. При этом Совет представителей на сегодня утвердил 15 из 20 предложенных новым премьером кандидатов на посты министров, отвергнув 5 из них. При этом вопрос о претендентах на посты глав МИД и Министерства нефти пока остается открытым, так как политические фракции еще не достигли консенсуса по кандидатам. Чего не скажешь о силовом блоке, где новый премьер уже провел ряд принципиальных перестановок. Пытаясь найти способ балансировать между Вашингтоном и Тегераном, он уже начал создавать команду силовиков с учетом этого соображения и по своему выбору, в частности, восстановив Абдул-Вахаба аль-Саади на посту главы Иракской контртеррористической службы (ИКТ), которая контролирует спецназ. Аль-Саади был ключевым партнером международной коалиции во главе с США против «Исламского государства» (ИГ, запрещено в России) до своего увольнения в связи с прессингом ряда шиитских партий в сентябре прошлого года. Его возвращение — это не только явный реверанс в сторону американцев, но и необходимое условие для возобновления совместных операций против ИГ с американскими партнерами и программы тренинга НАТО местных сил. М.аль-Каземи также назначил бывшего начальника Генерального штаба ВС Ирака генерала Османа аль-Ганими министром внутренних дел в рамках оптимизации коммуникаций и организации надлежащего мониторинга над проиранскими шиитскими вооруженными группами ополченцев, которые на сегодня юридически инкорпорированы в структуру МВД. Помимо этого О.аль-Ганими имеет хорошие конструктивные отношения как с американскими, так и с иранскими военными. Среди последних надо отметить начальника иранского штаба обороны Мохаммада Багери.
А что с экономикой, от которой собственно и будет зависть напрямую политическая устойчивость правительства аль-Каземи? Поскольку вызванные пандемией коронавируса падение цен на нефть лишают Багдад его основного источника доходов, успех нового правительства М.аль-Каземи будет зависеть от того, удастся ли избежать дальнейшего ухудшения экономической и политической ситуации в стране. Независимо от того, насколько последовательной окажется правительстово аль-Каземи, все более тяжелое экономическое положение Ирака, усугубленное пандемией и последующими потрясениями на нефтяном рынке, будет затруднять поддержание социальной и политической стабильности, а также управление внутренней и внешней безопасностью. Как полагают американские эксперты, главной задачей нового правительства в 2020 году будет состоять в том, чтобы удержать и без того слабую экономику Ирака от полного обрушения на фоне дополнительного финансового напряжения. Ирак принципиально зависит от доходов от нефти и газа, причем 90% государственных доходов поступает от продажи сырой нефти. Еще до начала пандемии иракское правительство уже ожидало дефицит бюджета в размере около 42 млрд  долларов в 2020 году, который был основан на ценах на нефть марки Brent, оставшихся на уровне 56 долларов за баррель. Но сейчас, когда цены на нефть составляют около 30 долларов за баррель из-за вызванного пандемией падения спроса, Международный валютный фонд ожидает, что иракская экономика может сократиться на 4,7% в этом году, в то время как Всемирный банк прогнозирует еще более резкое сокращение на 9,7%. Однако фактический удар по ВВП Ирака, скорее всего, превысит эти прогнозы, которые основаны на оптимистическом сценарии развития пандемии и восстановления нефтяного рынка. Таким образом, самым оптимальным вариантом, на которой может рассчитывать новый кабинет министров — это сохранение статус-кво и обеспечение того, чтобы ухудшающаяся финансовая стабильность Ирака не переросла в еще большую социальную нестабильность. Быстрое восстановление экономики остается крайне маловероятным, поскольку вызванные пандемией скачки цен на нефть лишают Багдад его основного источника доходов и резко обостряют структурные проблемы национальной экономики. Таким образом основной задачей нового правительства на краткосрочную перспективу является максимальное сохранение умеренных темпов падения экономики без стремительного роста безработицы, инфляции, фатального истощения валютных резервов и резкого роста уровня бедности. В качестве первых мер по стабилизации ситуации правительство предложит в самом скором времени пакет сокращения политически чувствительных частей бюджета, прежде всего такого, как государственные зарплаты. Кризис побудил правительство рассмотреть вопрос о сокращении расходов Ирака на государственную заработную плату, которые резко выросли за последние 20 лет и в настоящее время составляют около трети государственных расходов. Одна только оплата дополнительных льгот для наемных работников стоит 36 млрд долларов — в десять раз больше, чем это было 15 лет назад. Одновременно федеральное правительство также пытается уговорить полуавтономный Иракский Курдистан передать в бюджет значительную часть своих нефтяных доходов в обмен на субвенции в экспорте нефти и передачи наличных траншей в Эрбиль. Поскольку и Багдад, и Эрбиль все больше нуждаются в наличных деньгах для  балансировки своих дефицитных бюджетов, нынешний кризис мог бы открыть новую дверь для компромисса между ними. Пока Эрбиль упирается и активно призывает Вашингтон выступить в качестве посредника в этих консультациях. Новое правительство также уделит приоритетное внимание пересмотру процесса выдачи лицензий международным нефтяным компаниям в рамках увеличения доли Багдада в получаемой прибыли. Правительство аль-Каземи недавно представила новый проект закона «О Национальной нефтяной компании страны», который устанавливает условия производства и развития государственной сектора энергетики. Этот вопрос долгое время откладывался предыдущими иракскими правительствами и будет сейчас горячо дискутироваться в парламенте и за его пределами. Поскольку экспорт нефти является почти единственным источником доходов Ирака, Багдад кровно заинтересован в максимизации того, что он получает в рамках соглашений с внешними сторонами. С другой стороны — падение нефтяных цен вызвал закономерный отток иностранных инвестиций в эту отрасль (Ирак не исключение), и принятие нового закона в конкретный период времени вряд ли будет способствовать улучшению инвестиционного климата.
В наступающем году однозначный новый виток протестного движения вынудит правительство провести косметические политические реформы. Протестующие в частности призывали ранее к пересмотру всей архитектуры политической системы Ирака, включая изменение избирательного законодательства, с тем чтобы инициировать досрочные выборы. Протестное движение подпитывается на сегодня экономическими рисками и требованиями минимизации запредельного уровня безработицы со стороны огромного числа молодых иракских граждан (60% населения страны моложе 24 лет). Но новое правительство по-прежнему вряд ли будет проводить радикальные политические реформы, поскольку каждая группа в конфессиональной системе Ирака имеет свои преференции и будет стремится сохранить свою собственную долю политической и экономической власти. А сохранение нынешней базы поддержки со стороны основных конфессий для нового премьера более приоритетно на сегодня. При этом растущие экономические вызовы еще больше подорвут способность иракского правительства предотвратить растущие риски реанимации суннитского сопротивления в формате возрождения боевого потенциала «Исламского государства». Недавняя активизация нападений боевиков ИГ в Багдаде и других отдаленных районах свидетельствует о том, что эта группировка по-прежнему является постоянным вызовом иракскому правительству и общей стабильности страны, что особенно тревожно на фоне сокращения трат государства на свой силовой блок.

52.26MB | MySQL:103 | 0,458sec