Ситуация в Марокко: апрель 2020 г.

1 апреля испанская Гражданская гвардия объявила в общем то очевидное – коронавирус не стал препятствием для продолжения массовых поставок гашиша из Марокко в Испанию – всего за вторую половину марта в Андалусии были арестованы 58 лиц, причастных к перевозке наркотиков морским путем. Из преступного оборота было изъято свыше 5,5 тонн гашиша, конфискованы 9 моторных лодок и 12 автомашин. К тому дню в Испании уже две недели действовал режим строжайшей самоизоляции.

1 апреля стало известно о кончине в Мадриде одного из лидеров сепаратистского Фронта ПОЛИСАРИО 65-летнего Мхамеда Хадада, занимавшегося внешними связями. Он, в частности, был представителем Фронта при Миссии ООН по организации референдума в Западной Сахаре (Minurso). В этой связи в лагерях сепаратистов был объявлен недельный «национальный траур».

2 апреля стало известно, что с 20 марта, когда в Марокко для борьбы с коронавирусом было введено санитарное чрезвычайное положение, по официальным данным, свыше 5 тысяч человек преследуются юридически за нарушение установленных регламентов. Из них 334 человека попали за решетку. В качестве наказания за нарушение режима санитарного чрезвычайного положения предусмотрено до 3 месяцев тюрьмы и/или штраф до 1300 дирхамов (124 евро). Кроме того, в рамках борьбы с дезинформацией возбуждены дела против 58 человек. За соблюдением режима санитарного чрезвычайного полномочия следят марокканские силовики, и в первую очередь – полиция. К тому дню число заразившихся коронавирусом в Марокко выросло до 691, 44 человека умерли.

5 апреля с целью помешать распространению коронавируса в пенитенциарных заведениях король Мохаммед VI помиловал свыше 5 тысяч заключенных. Как отмечалось в коммюнике Министерства юстиции, монарх «помиловал 5654 заключенных и предписал предпринять все необходимые меры для усиления защиты заключенных в пенитенциарных учреждениях». Помилованные выбирались по критериям их возраста, состояния здоровья, проведенного за решеткой времени и поведения. В коммюнике не уточнялось, попали ли в число помилованных заключенные из числа активистов протестного движения «Хирак», действовавшего в Марокко в 2016 – 2017 гг.

В Марокко на 100 тысяч жителей приходится 232 заключенных. Ранее правозащитники предложили властям освободить «политических заключенных» и другие категории узников – находящихся в предварительном заключении, больных и завершающих свои сроки.

8 апреля Марокко объявило о намерении прибегнуть к займу МВФ в 3 млрд долларов, которые предполагается направить на борьбу с последствиями коронавируса. Как объявил Центральный банк королевства, эти средства предполагается вернуть в течение пяти лет после 3-летнего льготного периода. По его данным, этот кредит «будет способствовать минимизации последствий этого кризиса (пандемии) на нашу экономику и сохранению наших валютных резервов на адекватном уровне».

Тем временем власти продолжали ужесточать меры по отношению к нарушителям режима санитарного чрезвычайного положения. 13 апреля было объявлено, что только за два выходных дня 11 и 12 апреля были задержаны за нарушение режима свыше 4,3 тысяч человек, свыше половины из них были помещены в предварительное заключение. Всего к тому дню с 20 марта были задержаны 28701 человек, дела 15545 из них были переданы правосудию. Несколькими днями ранее режим ужесточился. Было введено обязательное ношение масок в общественных местах. Разрешения на выход из дома стали выдавать полицейские. По состоянию на 13 апреля в Марокко было официально выявлено 1690 заразившихся, из них умерли 118 человек. Эти цифры наблюдатели посчитали далекими от реальных, поскольку было сделано менее 7 тысяч тестов на коронавирус. Наибольшее число задержаний пришлось на Касабланку (свыше 4,3 тысяч) и Рабат (около 3,8 тысяч). Пандемия наиболее сильно ударила по неформальному сектору экономики, в котором трудятся каждые 8 из 10 марокканцев. Те, кто ранее перебивался случайными заработками, остались без средств к существованию. В отсутствие баз данных о социальном положении марокканцев, власти в срочном порядке развернули кампанию по идентификации семей нуждающихся с тем, чтобы выдать им прямую финансовую помощь и продовольственные наборы.

14 апреля выяснилось, что коронавирус больно ударил по маленькой еврейской общине королевства. В ней было зафиксировано 12 смертей, то есть каждая десятая в Марокко. Заражения произошли из-за отмечавшихся в марте еще до введения режима санитарного чрезвычайного положения свадьбы в Агадире (на нее прибыли многочисленные зарубежные гости) и религиозного праздника Пурим в Касабланке.

В настоящее время община марокканских евреев составляет около 3 тысяч человек.

17 апреля было объявлено, что Королевские Вооруженные Силы (КВС) мобилизовали все возможности своей медицинской службы для оказания помощи гражданским больницам, в 45 из которых были направлены бригады военных врачей. Военные госпитали были подготовлены к приему в случае необходимости максимального числа гражданских пациентов. В районе Касабланки были развернуты два полевых госпиталя. Пользующийся высокой репутацией военный госпиталь в Рабате, где регулярно проходят курсы лечения лидеры ряда африканских стран, из имеющихся у него 144 коек по указанию короля выделил 30 для больных коронавирусом и еще 30 для лиц, находящихся на карантине. Центр вирусологии и инфекционных заболеваний госпиталя стал специализироваться на тестировании коронавируса. Он выполнил свыше 6 тысяч тестирований с момента привлечения военных к этой работе.

18 апреля марокканские власти продлили сроки действия режима санитарного чрезвычайного положения на месяц, до 20 мая. Как отмечалось в совместном коммюнике министерств внутренних дел и здравоохранения, «компетентные службы продолжат гарантировать предоставление необходимых продуктов первой необходимости, в том числе обусловленные ограничениями (месяца мусульманского поста) рамадан», который начался в королевстве 24 апреля. На тот день в Марокко было зафиксировано 2670 случаев заболевания, 137 человек скончались, проведено 13 тысяч тестирований, что было явно недостаточно для страны с 35-миллионным населением. Очаги заболевания были выявлены на одном из заводов в Касабланке и военной базе близ Марракеша (скорее всего, речь шла об авиабазе в Бен-Герире).

21 апреля администрация пенитенциарных заведений Марокко объявила об обнаружении более чем 60 случаев заражения коронавирусом в одной из тюрем на юге Марокко, главным образом среди ее персонала. При этом сообщалось, что тесты на заражение находились на тот момент еще в пути. Как оказалось, речь шла о тюрьме в Уарзазате, где корону поймали 60 сотрудников и 6 узников. Ранее об 11 случаях заражений объявлялось в тюрьме Марракеша (юг) и 9 – в тюрьме Ксар эль-Кебира (на севере  страны). Считается, что в тюрьмах королевства содержатся примерно 80 тысяч узников.

22 апреля было официально подтверждено, что марокканские власти используют некое мобильное приложение для слежки за тем, как подданные соблюдают режим санитарного чрезвычайного положения. К тому дню были задержаны свыше 53 тысяч нарушителей режима, дела свыше половины из них были переданы в суды.

22 апреля около 142 тысяч марокканских компаний, или 57% среди зарегистрированных, заявили об остановке окончательной или временной их работы в связи с пандемией. Это констатировалось в официальных данных Верховного комиссариата по планированию. Коронавирус наиболее сильно ударил по отелям  и ресторанам. За ними последовали сектора текстильный, кожи, обработки металлов, механический и строительный. В данных не учитывались неформальный сектор и сельскохозяйственный. Они основывались на 726 тысяч запросов о финансовой компенсации, поданных сотрудниками соответствующих заведений и предприятий.

К тому дню были заморожены оплаты по счетам за воду и электричество, а также отсрочены выплаты по потребительским кредитам.

24 апреля было объявлено, что ограничительные меры в связи с санитарным  чрезвычайным положением с началом рамадана будут усилены ночным комендантским часом с 19 часов вечера до 5 часов утра.

27 апреля Министерство экономики Марокко сообщило, что около 4,3 млн семей, получающих доход от работы в неформальном секторе экономики, могут получить прямую финансовую помощь  с тем, чтобы противостоять кризису, связанному с пандемией коронавируса. К тому дню примерно 1,8 млн семей уже получили такую помощь. Речь шла в первую очередь о незащищенных социально марокканцах – работников в сфере художественных промыслов, продавцах с развалов, сторожах, уборщицах, рабочих в строительном секторе. Они будут получать от государства для выживания от 800 до 1200 дирхамов в месяц (от 75 до 110 евро).

28 апреля пенитенциарные власти Марокко сообщили, что в 3 из 73 марокканских тюрем были выявлены свыше 300 случаев заражения коронавирусом. При этом очевидно, что эта картина – далеко не полная, поскольку тесты проводились всего лишь на 1736 заключенных и сотрудниках тюрем. Зараженные заключенные были немедленно помещены в мобильные пункты изоляции, сотрудники администрации тюрем госпитализированы. К тому времени с 16 марта по 21 апреля в марокканские тюрьмы поступили 5484 новых заключенных.

В целом, очевидно, что с учетом низкой способности марокканской системы здравоохранения тестировать потенциальных заболевших, в ближайшие недели основные события в стране будут развиваться вокруг коронавирусной инфекции. И  явно не в благоприятном отношении.

62.85MB | MySQL:102 | 0,510sec