О причинах недовольства Алжира действиями России

За период весны 2020 г. финансовое и социально-экономическое положение Алжира заметно ухудшилось в результате резкого снижения цен на углеводороды, реализация которых на международном рынке дает стране львиную долю экспортной выручки.

Одна из причин ухудшения положения Алжира видится местными источниками не только в общемировом кризисе, но и в действиях ряда стран, включая Россию.

Так, в снижении нефтяных цен источники в алжирском правительстве обвиняют не только общие неблагоприятные условия, вызванные пандемией коронавируса, но и «эгоистичные» действия трех стран, в частности, России, чьи амбиции якобы нацелены на получение контроля над углеводородной мировой экономикой они называют одной из главных причин произошедшего обвала цен на энергоресурсы.

По данным алжирских источников, ответные действия на это США и Саудовской Аравии по ее наказанию нанесли удар не только по энергоотрасли, но и всей мировой экономике.

В тоже время, необходимо отметить, что почти одновременно, вслед за этим, среди алжирской политической элиты отмечалось недовольство действиями России по продовольственному вопросу.

В силу зависимости АНДР от поставок пшеницы из-за рубежа страна испытывает дополнительные затруднения относительно ее получения.

И дело здесь даже не только в происходящем удорожании продовольствия и товаров первой необходимости из-за пандемии коронавируса, разрушающей цепочки поставок и прежние глобальные продовольственные связи Алжира и других импортирующих продукты стран.

Так, она вызвала широкую неопределенность на мировых рынках, главным образом на продовольственных.

В результате, некоторые страны-производители зерновых культур приняли решение приостановить экспорт сельскохозяйственной продукции, в том числе стратегической. Особую тревогу и резкую реакцию в этой связи вызвало в Алжире заявление России от 27 апреля 2020 года о введении ограничений на экспорт зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы, ржи и др.) до 1 июля 2020 года.

Аналогичные одновременные действия Казахстана в отношении экспорта пшеничной муки (один из крупнейших мировых экспортеров) и Вьетнама с рисом (первый экспортер этой продукции в АНДР) вызвали предположения о сознательном поведении Москвы и ее союзников для повышения стоимости оставшихся у них немногих котирующихся на мировых рынках товаров.

В этой связи алжирское руководство обращает свои взоры к Европе, где потребление пшеницы сократилось с сокращением общей активности в нескольких агропродовольственных компаниях (в результате изменения моделей потребления во время сдерживания пандемии коронавируса).

Во многом к этому его подстегнуло соответствующее поведение других стран Африки, особенно северной, в отношении массированных закупок пшеницы.

Так, Алжир должен дополнительно заказать почти один миллион тонн этой продукции во Франции. Со своей стороны, дополнительно 13 млн тонн пшеницы должен купить Египет. Королевство Марокко также отменило налоги на импорт пшеницы, чтобы стимулировать создание дополнительных её запасов.

Пандемия коронавируса породила в некоторых странах опасения по поводу того, что их поставки продовольствия будут нарушены, что привело к увеличению закупок этих стран для создания запасов безопасности и сдерживания роста цен на своих внутренних рынках.

Отчасти на это повлияли действия Китая, закупающего у США большое количество муки, хотя у него уже имеются запасы этого продукта как минимум на год.

Как бы там ни было, по данным алжирских источников, введенные Россией ограничения вызвали панику у властей стран, зависимых от импорта пшеницы.

Важно заметить, что власти североафриканских стран не прислушались к общему голосу своих аналитиков, призывавших не делать её дополнительных запасов, «чтобы не расходовать драгоценные накопления и не уподобиться обывателям, скупающим недавно в магазинах по всему миру продовольствие и туалетную бумагу», апеллируя при этом к мировому, в том числе и российскому опыту.

Так, они указывают, что недавняя история показывает, что эмбарго никогда не длится очень долго. В первую очередь вспоминается зерновое эмбарго, введенное США «в ответ на оккупацию Афганистана» (даже у лояльно относящихся к Москве деятелей отмечается именно такое отношение к вводу советских войск в ДРА) в январе 1980 года против СССР.

Эти же источники отмечают, что уже в апреле 1981 года его частично отменили под давлением интересов американских фермеров, недовольных потерей советского рынка, отданного другим странам-производителей (в частности, Аргентине, с июля 1980 года начавшей поставлять Советскому Союзу 4 млн тонн пшеницы ежегодно).

Далее они указывают, что Россия, ставшая третьим по величине экспортером пшеницы в мире, в августе 2010 года ввела эмбарго на пшеницу из-за очень плохого летнего урожая 2010 года. В результате менее чем за год цены на нее выросли на 96.76% в Париже и на 77.77% в Чикаго. Но уже в июле 2011 года ограничения были сняты.

В этом же случае, по прогнозу алжирских аналитиков, зерновое эмбарго продлится меньше года.

Одна из причин, почему представители алжирских властей не прислушались к собственным аналитикам из национального разведсообщества, вероятно, кроется в их предложении действовать по образцу и подобию стран Персидского залива, объединенных Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ).

В частности, речь шла о недавно принятом последними предложения Кувейта о создании общей сети снабжения и контроля продовольствием во всем регионе. В этой связи было принято решение о введении специальных положений на пограничных контрольно-пропускных пунктах и таможенных постах в целях содействия перемещению основных продуктов питания и медицинских товаров в рамках альянса шести членов и недопущению их «несанкционированной» продажи или любого перемещения за их пределы.

На это аналитики, работающие на профильные министерства правительства АНДР, заявили, что, ввиду неопределенности ситуации в мире наличие дополнительных запасов продовольствия не является проигрышным вложением, и что данные меры рассчитаны на неповторение негативного опыта «недоедания в 65 странах в период с 2011 по 2017 годы», коснувшегося 135 млн человек во всем мире, и что на этот раз в худшем виде данная ситуация может проявиться уже во всех 101 странах, являющихся импортерами продовольствия ввиду ухудшения ситуации в связи с существующим неравенством в доступе к продовольствию.

Не исключено, что для «наказания» России за создание для Алжира ситуации «неопределенности» по одному из стратегических для него направлений руководство последнего в перспективе может распространить практику замены ее экспортных товаров (или продемонстрировать эту готовность в ограниченном объеме) на продукцию других государств.

52.23MB | MySQL:103 | 0,477sec