Ливия: о визите премьер-министра Мальты Р.Абелы в Триполи

Глава Президентского совета правительства национального согласия Ливии Фаиез Саррадж и посетивший Ливию с официальным визитом, премьер-министр Мальты Роберт Абела, подписали меморандум о взаимопонимании в области борьбы с нелегальной миграцией и укрепления дружбы, а также обсудили европейскую операцию IRINI, целью которой является реализация решения о запрете поставок оружия в Ливию.

Р. Абела, завершивший 28 мая свой визит в Ливию, получил возможность провести очное обсуждение последних событий в Ливии и ряд вопросов сотрудничества, говорится в заявлении Информационного бюро Президентского совета на его странице в социальной сети Facebook.

Обе стороны обсудили ход операции IRINI, начатой Европейским союзом в Средиземном море с целью введения эмбарго на поставки оружия Ливии, и согласились, что этот процесс «должен учитывать оговорки, высказанные Ливией и Мальтой в отношении них».

В начале переговоров Ф.Саррадж приветствовал визит Р.Абелы и сопровождающей его делегации в Триполи, подтвердив «выдающиеся отношения», объединяющие две страны», и выразил свою «признательность Мальте за поддержку ПНС и его стремление развивать отношения сотрудничества, несмотря на негативные изменения в Ливии», подчеркивая «решимость своего кабинета восстановить стабильность в стране».

Стороны признали, что военного решения ливийского кризиса не существует.

Со своей стороны Р.Абела констатировал «глубину отношений», которые объединяют две дружественные страны, и поддержку Мальты правительства ПНС, вновь заявив о своем «неприятии войны в Триполи», и указав, что «военного решения ливийского кризиса или альтернативы возвращению на путь политического урегулирования, нет».

Р.Абела выразил стремление своей страны развивать и развивать двусторонние отношения в различных областях, и обе стороны договорились ускорить шаги по активизации соглашений о сотрудничестве в политической, экономической областях, а также в сфере безопасности. Стороны также подчеркнули важность координации усилий двух дружественных стран в борьбе с пандемией коронавируса и преодолении ее последствий.

Значение Мальты для Ливии не просто важно, а исключительно важно. Долгие годы при М.Каддафи островное государство играло для Ливии роль ворот во внешний мир и места для размещения различных торговых представительств, филиалов банков и совместных предприятий. На «бытовом» уровне, особенно во время трагических событий 2011 года через Мальту шла бойкая торговля продуктами питания, запасными частями и оборудованием, дизельным топливом, вывозились капиталы из гибнущей страны. Правительство Мальты осенью 2011 года сыграло огромную роль, выступив посредником между группой стран и группировкой исламистов, захвативших портовый район Триполи, когда возникла необходимость срочной эвакуации группы иностранцев, оказавшихся блокированными в ливийской столице. В этой группе было немало интересных персонажей, включая даже конгрессмена из США, пытавшегося вести переговоры между властями и мятежниками. В последовавшие годы схемы контрабандных перемещений, дизельного топлива, главным образом, и морепродуктов расширились, превратившись в бизнес с крупным оборотом. По всей видимости, власти обеих стран решили немного «упорядочить» эту деятельность.

Вот один их характерных примеров. Международная судебная организация из Швейцарии, неправительственная организация, работающая «против безнаказанности», заявила, что подала государственной прокуратуре Швейцарии жалобу на швейцарского топливного дилера Colmar за покупку контрабандного дизельного топлива из Ливии. В заявлении трейдер обвиняется в «соучастии в грабежах и участии в ухудшающейся геополитической ситуации» в стране. В настоящее время организация заявляет, что швейцарские органы прокуратуры должны пролить свет на поведение торговца ГСМ.

По данным швейцарской организации, расследование, проведенное в ходе судебного процесса в сотрудничестве с общественностью, доказало, что топливо передавалось через топливные цистерны рыболовецких траулеров в сговоре с вооруженной группой и перевозилось ливийскими рыболовными судами, зафрахтованными двумя мальтийскими бизнесменами в международные воды, затем, доставлялось на Мальту после перегрузки в море. Далее, в период с 2014 по 2015 годы, согласно расследованию, швейцарский трейдер купил более 50 000 тонн дизельного топлива, хранящегося в резервуарах в мальтийской столице, Ла-Валлетте.

Организация также пояснила, что имеется большое количество индикаторов нечистоплотности этих сделок, которые должны были помешать Colmar совершить эти транзакции, добавив, что, по ее мнению, собранные доказательства потребовали расследования со стороны прокуратуры Швейцарии чтобы определить, намеренно ли торговцы проигнорировали эти сигналы. «Если это так, Colmar, возможно, был соучастником военных преступлений», — считает Филипп Грант, исполнительный директор организации.

С 2011 года борьба между враждующими группировками в Ливии привела к развитию преступности, связанной с незаконной утечкой нефтепродуктов и их незаконным оборотом в стране. Многие страны, такие как Италия и Объединенные Арабские Эмираты, обвиняются в сотрудничестве с сетями, участвующими в этом процессе, согласно мнению экспертов швейцарской Международной судебной организации.

Очевидно, что реакция таких вот watch dog, институтов, созданных параллельно с государственными органами в целях мониторинга различного рода нежелательных процессов, появляется на свет лишь тогда, когда, процесс выходит за некие рамки, либо, кто-то кому-то не заплатил оговоренные доли. В данном случае, пример наглядно демонстрирует: в таком важном деле как организация контрабанды топлива и товаров из Ливии в Мальту и наоборот, пришла пора положить конец излишней самодеятельности, чем и занимался в Триполи Р.Абела.

В целом же, общая обстановка около ливийских территориальных вод продолжает медленно, но уверенно обостряться. Само собой разумеется, что IRINI неспособна пресечь поставки оружия в Ливию и имеет весьма ограниченный формат: оружие прекрасно доставляется на борту турецких транспортов и эмиратских военно-транспортных самолетов, летающих через Египет. Их вообще словно бы нет, в том числе и с точки зрения американских дипломатов. Но некоторые участники операции начинают под ее прикрытием осуществлять действия, явно демонстрирующие уже четко обозначенную позицию своей страны относительно текущего момента.

Четверо западных дипломатов сообщили американскому агентству «Блумберг» 28 мая, что французский военный фрегат остановил нефтяной танкер, когда тот направлялся для загрузки очищенных нефтепродуктов из восточного ливийского порта, и «не дав ему добраться до пункта назначения и оставив на стоянке в море, около недели».

Фрегат ВМС Франции, D 615, «Жан-Барт» действующий в составе миссии Европейского союза под названием IRINI, целью которой было введение эмбарго на поставки оружия в Ливию и предотвращение незаконной продажи нефти, которая могла бы финансировать противоборствующие стороны подошел к танкеру Gal Laxmi 22 мая, после того, как в штабе операции была получена информацию о том, что судно направляется в порт Тобрук в рамках сделки по продаже нефтепродуктов компании, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах. Агентство отметило, что Министерство обороны Франции не сразу отреагировало на запросы о комментировании инцидента.

Франция, все более озабоченная эскалацией конфликта в Ливии начинает активизацию собственной политики на ливийском направлении и, пока что, эта линия далека от той, которую реализует руководство РФ и ее попутчики. В подобных обстоятельствах, в Москве решили попробовать найти с Парижем некие точки соприкосновения.

28 мая, официальный представитель МИД России объявил, что Россия пригласит президента Франции Эммануэля Макрона на военный парад, посвященный победе над нацизмом, который состоится в Москве 24 июня после того, как он был отложен из-за распространения коронавируса.

«Новые приглашения будут разосланы всем предполагаемым участникам торжетсва, в том числе президенту Французской Республики», — заявил в интервью агентству РИА «Новости» сотрудник МИД РФ Алексей Парамонов.

Что касается визита Р.Абелы в Триполи, то для последнего это еще один важный дипломатический успех, подчеркивающий его легитимность. Есть и еще один аспект, малоизвестный широкому кругу читателей: в водах Мальты, смежных с ливийской экономической зоной расположены большие запасы углеводородов. В 2008-2010 гг. российская компания «Зарубежнефть», единственная из отечественных компаний, располагавшая опытом и средствами ведения изыскательских работ и добычи нефти и газа на морском шельфе, провела с мальтийским правительством переговоры о начале работы на этом участке. Ливийцы участвовали в процессе и одной из опорных точек процесса должен был стать западноливийский порт Зуара. Вряд ли оказывая поддержку одной из сторон конфликта вы можете рассчитывать на благосклонность второй, коснись вопрос, например, возобновления этого проекта, в котором также играли свою роль итальянцы, некоторым образом противостоящие нынешней реальной позиции Москвы по ливийскому урегулированию.

52.27MB | MySQL:103 | 0,468sec