Угроза массового голода в Сомали после пандемии коронавируса

Cогласно прогнозам ведущих мировых экономистов и международных организаций, под прицелом COVID-19 в ближайшие месяцы окажутся беднейшие и охваченные конфликтами страны, где разрыв цепочек продовольственных поставок и торговых каналов может спровоцировать новую волну массового голода.

В частности, по оценкам Всемирной продовольственной программы ООН, общее число остро голодающих в мире может вырасти под воздействием коронавируса с нынешних 135 до 265 млн человек к концу 2020 года. Этому будут способствовать глобальная экономическая рецессия и разрыв торговых связей. Главный удар голода придется на наиболее уязвимвые страны Африки к югу от Сахары и ближневосточные кризисные страны. Сомали называется экспертами в числе главных очагов риска. Причин несколько.

Во-первых, продовольственная система Сомали, как и в других странах с низким уровнем дохода, преимущественно построена на микро и малом бизнесе, который отвечает полностью за производство и переработку продовольствия, и выход на рынки и напрямую на конечных покупателей через сектор HORECA, в основном рестораны и фастфуд.

Во-вторых, без того низкий уровень доходов населения в Сомали будет вести к неуклонной экономии и сокращению потребления продовольствия и соответственно – хроническому недоеданию.

В-третьих, падение спроса на мясо в других странах и меры локдауна приведут к сокращению доходов и рентабельности ключевого, основополагающего сектора сомалийской экономики – животноводства. В условиях монокультуры и отсутствия реальных возможностей для диверсификации аграрного производства, потери госдохода от этой главной экспортной отрасли будут колоссальными, но главное – невосполнимыми. Другое важное последствие – потеря рабочих мест в этом прибыльном секторе и стремительных рост безработицы (по данным Международной организации труда, как следствие коронавируса в мировом масштабе 195 млн человек станут безработными в ближайшее время).

В-четвертых, высокая зависимость Сомали от импорта в условиях сокращения мировой торговли станет серьезным фактором риска. Только в 2018 году Сомали (во многом благодаря финансовой поддержке доноров) импортировал в страну более 40 млн тонн зерновых для удовлетворения собственных нужд. Местного аграрного потенциала для восполнения в короткие сроки этого важного канала обеспечения продовольственной безопасности явно недостаточно.

В-пятых, волатильность и неустойчивость цен на продовольствие также создает большие неудобства для стран-нетто импортеров продовольствия, коей является Сомали. Цены на продовольствие при этом продолжают существенный рост в последние недели во многих африканских странах.

Наконец, в-шестых, в Сомали как и соседних африканских странах новый аграрный сезон стартует в мае. Разумеется, на фоне пандемии многие виды деятельности оказались приостановлены, что грозит подорвать успешный запуск нового посевного сезона. С учетом зависимости аграрного хозяйства в Сомали от естественного, дождевого орошения, фермерам важно заблаговременно подготовить почву, что позволяет обеспечивать высокий уровень урожая. В этом году сроки подготовки оказались сорванными из-за пандемии, что обещает рекордно низкие объемы урожая во второй половине 2020 года.

На фоне растущих глобальных угроз и внешних факторов собственно эпидемиологическая ситуация в Сомали также служит поводом для беспокойства. К 8 июня с.г. число положительных случаев COVID-19 достигло 2300, и продолжает расти вопреки принятым правительством своевременным ограничительным мерам. Еще в начале марта с.г. в Сомали был создан специальный координационный комитет под лидерством премьер-министра, закрыты учебные заведения, ограничены крупные собрания и главное – закрыты внешние границы и введены ограничения на путешествия. Однако меры не сработали  — особенно в Могадишо, да и других регионах страны в последние недели фиксируется взрывной рост. Тем не менее, чтобы не разрушить окончательно экономику, власти с июня стали аккуратно и медленно снимать ограничения, в том числе на международную и региональную торговлю. Также де-факто правительство закрыло глаза на комендантский час, устранив таким образом ограничения на ночную торговлю, чтобы оживить ночные рынки.

Одновременно правительство с конца апреля с.г. сроком на три месяца одобрило «налоговые каникулы» для целого ряда ключевых видов продовольственных товаров, включая рис и пшеничную муку. Отдельным указом сомалийские власти сняли полностью квоты и ограничения на импорт риса из Вьетнама – это важная гарантия национальной продовольственной безопасности. Также дополнительные финансовые ассигнования были выделены региональным властям для помощи в противодействии последствиям пандемии.

В сфере монетарной политики, решением Центрального банка Сомали малым и средним предприятиям через коммерческие банки будет предоставлена специальная, льготная кредитная линия. Изначально власти выделили 3 миллиона долларов на эту инициативу, но обещали впоследствии увеличить этот бюджет. Также правительство изучает вопрос облегчения финансового решулирования чтобы сделать схему денежных переводов от трудовых мигрантов из-за рубежа в Сомали максимально удобной, доступной и прозрачной.

Разумеется, следует трезво оценивать возможности сомалийского правительства, чтобы предотвратить наступление угрожаюшего стране массового голода. Активность сомалийских властей является важным положительным сигналом для населения, но без реального и своевременного подключения донороского сообщества едва ли удастся преиуспеть. С учетом глобальной экономической рецессии и сокращения мировой экономики на 3% уже в нынешнем году (прогноз Международного валютного фонда), финансовые возможности доноров будут также ограниченными. Пока на нынешнем этапе помощь доноров преимущественно ограничивается поддержкой сектора здравоохранения (закупка медицинского оборудования, масов и аппаратов искусственной вентиляции легких и пр.). В фокусе особого внимания доноров – 2.6 млн базирующихся в Сомали в сложнейших санитарно-гигиенических условиях внутренне перемещенных лиц (беженцев). Если среди этого населения возникнет массовое заражение коронавирусом, последствия будут тяжелейшие. Тем не менее, мысля стратегически, доноры должны постепенно выстраивать и долгосрочные программы социально-экономической помощи по оживлению торговли и рынков и стабилизации продовольственного импорта важнейших товаров. Только такими мерами удастся предотвратить угрозу роста массового голода в стране.

52.75MB | MySQL:112 | 0,356sec