Оценки китайских специалистов деятельности США по сдерживанию военного потенциала Ирана

США осуществляют попытки продлить оружейное эмбарго против Ирана. По данным СМИ КНР, что 5 июня США направили Великобритании, Франции, Германии и России проект резолюции Совета Безопасности ООН. При этом, постоянный представитель США при ООН Келли Графт неоднократно подчеркивала, что Россия и Китай должны присоединиться к «глобальному консенсусу» после истечения оружейного эмбарго 18 октября 2020 года. Иран и «шестерка» международных переговорщиков в июле 2015 года достигли соглашения об урегулировании многолетней проблемы иранского атома. Многомесячные переговоры завершились принятием совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД), выполнение которого полностью снимет с Ирана введенные ранее экономические и финансовые санкции со стороны СБ ООН, США и Евросоюза. Договоренность, в том числе, предусматривала, что оружейное эмбарго будет снято с Ирана в течение пяти лет, поставки вооружений возможны и раньше, но только с разрешения СБ ООН. Сделка в первоначальном виде не прожила и трех лет: в мае 2018 года США объявили об одностороннем выходе из нее и восстановлении жестких санкций против Тегерана. Тем не менее, поскольку формально из сделки вышли лишь США, остальные ее участники должны соблюдать условие об отмене оружейного эмбарго.

В тоже время, администрация Д.Трампа планирует продажу Эр-Рияду высокоточных боеприпасов на сумму около 500 млн. долл., несмотря на возражения со стороны законодателей-демократов, которые ставят под сомнение обоснованность сделки. По данным китайских специализированных военно-технических изданий, предварительные уведомления о продаже были разосланы членам Комитета по международным отношениям Сената и Комитета по иностранным делам Палаты представителей еще в середине января 2020 года. Ожидается, что официальное уведомление поступит в Конгресс США в ближайшее время. Предполагается, Саудовская Аравия (КСА) намерена приобрести около 7,5 тыс. управляемых авиабомб с лазерным наведением «Пэйвуэй-4» (Paveway IV) производства компании Raytheon. Предложение предполагает, что правительство США возьмет на себя обязательства, в рамках которых компания Raytheon произведет в КСА дополнительные вооружение и военную технику (ВВТ) на сумму 106 млн долл. Подробности этой договоренности пока не уточнены. Известно, что старший демократ Комитета по международным отношениям Сената Роберт Менендес 27 мая подтвердил, что администрация Д.Трампа намерена осуществить продажу оружия КСА, несмотря на расследование предыдущей сделки на поставку вооружений в эту страну бывшим генеральным инспектором Государственного департамента. Р.Менендес заявил, что новая сделка включает продажу «тысяч высокоточных авиабомб для «друга»» президента, наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бен Сальмана Аль Сауда. Демократ подтвердил получение из Госдепартамента проекта уведомления о продаже, детали которого пока не раскрываются. По словам Р.Менендеса, администрация Д.Трампа «отказалась отвечать на вопросы и сформулировать, как данная продажа будет соответствовать ценностям США и целям национальной безопасности». Сенатор отметил, что активизация усилий по заключению новой сделки последовала за увольнением президентом Д.Трампа в начале мая генерального инспектора Госдепартамента Стива Линика по просьбе государственного секретаря Майка Помпео. С.Линик почти завершил расследование действий М.Помпео, который в мае прошлого года для ускорения продажи ВВТ в ряд стран, включая КСА и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), и обхода рассмотрения данного вопроса Конгрессом объявил о наличии «чрезвычайной ситуации». Данные продажи вызвали критику представителей обеих партий, в т.ч. из-за убийства саудовского журналиста Джамаля Хашогги. Председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Элиот Энгель (член Демократической партии) ранее заявил, что одной из причин увольнения С.Линика стало то, что его офис расследовал заявление Д.Трампа о наличии «чрезвычайной ситуации» в обоснование продажи оружия в КСА. Тогда же Э.Энгель высказал обеспокоенность тем, что М.Помпео хотел, чтобы С.Линик был уволен до завершения этого расследования. При этом М.Помпео также отказался от беседы с генеральным инспектором Госдепартамента в рамках расследования прошлогодней сделки с оружием. В мае 2019 года администрация президента США Дональда Трампа, сославшись на «чрезвычайную ситуацию», приняла решение о продаже без процедуры одобрения Конгресса КСА, ОАЭ и Иордании крупной партии ВВТ для «сдерживания агрессии со стороны Ирана». Так, в своем заявлении сенатор Боб Менедес указал, что в уведомлении Конгресса о своих планах администрация Трампа описала угрозу со стороны Ирана, но не смогла определить, какая на самом деле сложилась «чрезвычайная ситуация». Продажи оружия странам региона ранее неоднократно блокировались Конгрессом из-за нарушений прав человека и нанесения ударов по мирному населению в Йемене силами коалиции, возглавляемой Саудовской Аравией. Китайские специалисты полагают, что закупка включала 22 соглашения общей стоимостью до 8,1 млрд долл. Тогда, по оценке большинства экспертов и ряда конгрессменов, администрация Д.Трампа воспользовалась «лазейкой в законе» чтобы «протащить» крупные продажи оружия и сопутствующих услуг ОАЭ и КСА, которые в противном случае не были бы одобрены Конгрессом.

Китайские специалисты отмечают, 27 мая США начали вывод ЗРК Patriot из КСА и рассматривают возможность сокращения своего военного потенциала в этой ближневосточной стране. По по данным китайских источников, США выводят из КСА четыре батареи зенитных ракетных комплексов (ЗРК) Patriot, наряду с десятками военнослужащих, которые были направлены туда после серии атак на саудовские нефтяные объекты в 2019 году. Также отмечается, что из региона были выведены две эскадрильи истребителей США. Кроме того, официальные лица США в ближайшее время планово рассмотрят вопрос о сокращении присутствия ВМС США в Персидском заливе. Китайские специалисты полагают, что вывод Пентагоном комплексов Patriot из КСА, а также другие сокращения основаны на оценках некоторых официальных лиц, согласно которым Тегеран больше не представляет непосредственной угрозы американским стратегическим интересам.

Таким образом, представляется возможным согласиться с оценками китайских специалистов в том, что предпринятые США меры по пролонгации оружейного эмбарго в отношении Ирана, а также продажа КСА современного ВВТ с одновременным выводом американских подразделений с территории Саудовской Аравии являются вполне закономерными мерами. Последствия пандемии COVID-19  и народные волнения в США сказываются на  годовом бюджете американского государства, военный бюджет также не является исключением. Поэтому китайские специалисты полагают, что в ближайшей перспективе основная из стратегических задач США на Ближнем Востоке – сдерживание Ирана как регионального лидера – будет выполняться невоенными средствами (конвенциональное сдерживание и «мягкая сила») и за счет повышения боевого потенциала других региональных игроков.

53.15MB | MySQL:103 | 0,493sec