«Национальный вопрос» Турции в Восточном Средиземном море. Часть 10

В начале 2020 года в Турции была опубликована книга под заголовком «Борьба за раздел Восточного Средиземного моря и Турция». К настоящему моменту, невзирая на свою относительную свежесть, рассматриваемая нами книга, посвященная Восточному Средиземноморью, как «национальному вопросу» в Турции, пережила уже несколько переизданий. Автор книги — Джихат Яйджи, вице-адмирал ВМФ Турции, который ушел в отставку лишь 18 мая 2020 года, в связи с обвинениями в его связях с так называемой «террористической организацией Фетхуллаха Гюлена» или, в турецкой аббревиатуре, FETÖ.

Заметим однако, до вплоть до того момента именно его считали идеологом всей турецкой политики в Восточном Средиземноморье и подписанного соглашения между Турцией и Правительством национального согласия Ф.Сарраджа, которое стало важным практическим шагом страны по отстаиванию своих интересов в регионе.

Продолжаем рассматривать издание, которое, подчеркнем, является на сегодняшний день главным, открытым для широкой публики, настольным пособием – справочником для всех турок, кто интересуется происходящим в Восточном Средиземноморье в рамках «национального вопроса» по получению Турцией доступа к собственным запасам энергоносителей.

Часть 9 нашей статьи опубликована на сайте ИБВ по ссылке: http://www.iimes.ru/?p=70296

Напомним, что мы остановились на том, каким образом, Турция пришла к подписанию соглашения с Правительством национального согласия (ПНС) Ливии о разделении морских зон влияния. Как подчеркивается турецким вице-адмиралом, вопрос в повестке дня двусторонних турецко-ливийских отношений ставился ещё в 2009 году при власти М. Каддафи и даже был достигнут определенный переговорный прогресс. И лишь события так называемой «арабской весны» и свержение власть М. Каддафи привели к тому, что Турции потребовалось эту тему «перезагружать» практически с нуля.

Подводит итоги этой главы турецкий автор тем, что пишет о том, что минимальная площадь исключительной экономической зоны Турции должна составлять 189 тыс. кв. км.

Иными словами, по сравнению с той ситуацией, в которую Турцию пытаются запереть, страна теряет территории, чья площадь в 11 раз больше, чем, допустим, площадь того же острова Кипр. Речь идет о том, что «выделяемая» Турции площадь составляет лишь 41 тыс. кв. км, а 148 тыс. кв. км для страны теряется.

На этом теоретические рассуждения – фундаментная база под дальнейшими действиями Турции в регионе оказывается подведенной. Подчеркнем, именно на этот теоретический фундамент опирается в наши дни турецкое руководство и профильные ведомства страны при отстаивании её национальных интересов на международной арене.

Следующая Глава 2 книги озаглавлена как «Развитие ситуации в Восточном Средиземноморье с 2012 года и вплоть по настоящее время».

Начинает турецкий автор с того, что подчеркивает тот факт, что обнаружение в регионе Восточного Средиземноморья богатых запасов энергоносителей привело к многократному ускорению и обострению процессов, связанных с разграничением морских зон влияния между прибрежными региональными государствами при участии множества зарубежных игроков и компаний.

В частности, как отмечается автором, по существующим оценкам, в районе между Греческой администрацией Южного Кипра (Республикой Кипр) и Египтом запасы месторождения природного газа составляют 125 млрд м3. В свете этого, как указывается автором, в открытых источниках содержится информация о том, что ранее были достигнуты договоренности о транспортировке в Египет природного газа, добываемого Республикой Кипр на месторождении Afrodit, находящейся на территории исключительной экономической зоны, провозглашенной со стороны греческих киприотов.

С другой стороны, отставным турецким вице-адмиралом сообщается о том, что рядом международных компаний, в составе Noble (США), Delek (Израиль) и East Gas (Египет) достигнуты договоренности о том, что газ, добываемый на месторождениях Tamar и Leviathan, будет поставляться в Египет. Кроме того, объявлено о том, что запасы газа на месторождениях, принадлежащих Египту, включая Zohr и Noor составляют 3,4 трлн куб. м.

Соглашение о том, что газ с месторождения Afrodit будет поставляться по трубопроводу в Египет, было достигнуто между Греческой администрацией Южного Кипра и Египтом 19 сентября 2018 года. Права на разработку данного месторождения были отданы упомянутым выше компаниям, то есть — Noble (США), Delek (Израиль) и East Gas (Египет).

Кроме того, как отмечается турецким автором, в СМИ было объявлено о том, что упомянутые компании также достигли между собой соглашения о транспортировке в Египет израильского газа, добываемого на месторождениях Tamar и Leviathan. Этот газ будет поставляться по существующему Восточно-средиземноморскому газопроводу на сумму в 15 млрд долл. и использоваться Египтом либо для производства электроэнергии, либо, после своего сжижения, для поставок на внешние рынки. Однако, в 2012 году это соглашение было Египтом расторгнуто, а самой стране был определен штраф в размере 1,76 млрд долл. США. Этот штраф Египет должен выплачивать траншами на протяжении 15 лет. Целью же являлось, все же, начать экспортные поставки газа уже в 2019 году.

Тем не менее, усилия региональных игроков, включая Греческую администрацию Южного Кипра, Грецию и Израиль, при поддержке энергозависимых от поставок из зарубежья европейских стран, были продолжены с целью воплотить замысел Восточно-средиземноморского газопровода. Однако, проект этого трубопровода, как указывается турецким вице-адмиралом, наталкивается на целый ряд барьеров.

Прежде всего, речь идет о том, что стоимость проекта составляет около 6 млрд долл. США. И вопрос заключается лишь в том, удастся ли окупить эту инвестицию поставками регионального газа в Европу или же нет.

С другой стороны, маршрут этого газопровода проходит по территории континентального шельфа Турции, что создает, по словам, отставного турецкого вице-адмирала, юридические проблемы для проекта. Вдобавок, к уже упомянутым выше проблемам экономического свойства.

На самом деле, как мы уже говорили не раз на страницах сайта ИБВ, соглашение между Турцией и ливийской ПНС призвано стать своего рода «Щитом Восточного Средиземноморья» и направлено, как раз, против плана строительства Восточно-средиземноморского газопровода. Помимо, собственно тех экономических трудностей, которые, и так испытывает проект, — добавляется ещё и фактор политический, который помещается турецкой стороной в международное правовое поле. Так что, во власти Турции, по ее мнению, по крайней мере – либо дать добро на строительство (разумеется, получая для себя отчисления за транзит), либо вовсе запретить строительство. И, по всей видимости, именно второй вариант является сегодня для Турции предпочтительным. Потому как её цель в итоге – использовать свою газотранспортную систему для доставки восточно-средиземноморского газа в Европу, а не получить скромные отчисления за прохождения трубопровода по её исключительной экономической зоне (впрочем, отметим, что эту исключительность ещё, все же, предстоит доказать и отстоять – В.К.).

Как пишется автором, если обратиться к проекту газопровода и к ходу его реализации (а, точнее, попыток запуска), то, как указывается турецким автором, в январе 2017 года при лидирующей роли энергетического директората ЕС, а также при участии министров энергетики Греческой администрации Южного Кипра, Италии, Греции и Израиля международное общественное мнение было уведомлено о технической и коммерческой стороне вопросов, связанных с Восточно-средиземноморским газопроводом. Эта работа была профинансирована со стороны ЕС.

Маршрут, закладываемый в этот проект, выглядит следующим образом: он берет свое начало от израильского газового месторождения Leviathan, а также от близлежащего к нему месторождения Afrodit, далее следует до Кипра, а затем через остров Крит – в Грецию. Оттуда, как предполагается, природный газ должен достичь болгарского или итальянского рынка. Мощность газопровода, согласно существующему проекту, составляет 12 – 20 млрд куб. м в год.

В качестве одной из идей проекта является потребность Израиля и Египта, получивших доступ к собственной ресурсной базе и, вместе с ним, статус страны – производителя энергоносителей, в том, чтобы достичь мировых рынков сбыта. При этом, как подчеркивается турецким автором, невзирая на то, что Греческая администрация Южного Кипра начала разведку месторождений в 2011 году, вплоть до настоящего времени, перейти к экспорту газа стране не удалось. И эта ситуация создала давление как внутри страны, так и за её пределами. А экспорт вошел в повестку дня ГАЮК в качестве существенного вопроса.

Другим вопросом, существенным в контексте рассматриваемой ситуации, является то, что 6 марта 2018 года истек срок международной конкурсной процедуры, объявленной со стороны Греции на разработку месторождений, расположенных к юго-западу от острова Крит и в Ионическом море. По участкам, расположенным в районе острова Крит, предложение греческой стороной было получено от консорциума фирм в составе Total – Exxon – Elpe. По участкам, расположенным в Ионическом море, предложение было получено со стороны консорциума в составе компаний Repsol и Elpe. 27 июня 2019 года соглашение было подписано между представителями консорциума Total – Exxon – Elpe и Министерством энергетики и окружающей среды Греции по «критским участкам».

Наряду с этим, представители Израиля уведомили 13 марта 2018 года Греческую администрацию Южного Кипра о том, что они хотели бы получить долю в участке №12. Как подчеркивается турецким автором, этот запрос встретил со стороны Кипра большое возмущение.

18 марта 2019 года Турция заявила в ООН о своих правах в регионе согласно официально принятой процедуре, а судно Fatih, как указывается турецким автором, приступило к работам на турецком континентальном шельфе. В ответ на эти шаги турецкой стороны, 4 мая 2019 года Греческая администрация Южного Кипра также направила в ООН официальное обращение, в котором, в одностороннем порядке, прочертила северную и северо-западную границу острова. Как подчеркивается турецким автором, было сделано это, вопреки международному праву в единоличном порядке.

При этом автором подчеркивается, что ГАЮК (раз за разом употребляем оборот используемый в отношении Республики Кипр со стороны турок, исходя из погружения в контекст рассуждений турецкой стороны – В.К.) осуществляет свою деятельность, встречающую противодействие с турецкой стороны, при поддержке целого ряда зарубежных стран, включая Грецию, ЕС, США, Францию и Италию.

В частности, в этом смысле, турецким автором говорится о том соглашении, которое было подписано итальяно-французским консорциумом в составе компаний Eni и Total 17 сентября 2019 года с Греческой администрацией Южного Кипра. Упомянутое соглашение было подписано на перечисленных ниже принципах.

Права на участок №7 делятся между двумя компаниями в равных долях, по 50% каждой из сторон. Участки №2, 3, 8 и 9 будут поделены между компаниями Total и Eni в соотношении 20% — 40%, кроме того, работающая на участках 2, 3 и 9 корейская компания KOGAS имеет долю в 20%.

На тех участках, которые эксплуатируются со стороны Eni и Total, предусматривается осуществление 6 буровых работ. Целью в течение ближайших двух лет является проведение 9 бурений.

При этом, как подчеркивается турецким автором, участок номер 7, частично, попадает в границы исключительной экономической зоны Турецкой Республики. С другой стороны, участки №2, 3, 8 и 9, про которые уже сказано выше, пересекаются с теми лицензиями, которые были выданы со стороны Турецкой Республики Северного Кипра турецкой нефтяной корпорации ТРАО.

Довольно интересным поворотом сюжета следует считать, что 9 апреля 2019 года в Сенат США был подан проект закона, отменяющего оружейное эмбарго в отношении Греческой администрации Южного Кипра (надо ли говорить о том, что этот законопроект был воспринят в Турции как подстрекательство Республики Кипр в отношении активных действий против турецкой активности в регионе – В.К.).

  • В частности, в упомянутом выше законопроекте указывается на то, что Греция обеспечивает фундамент стабильности в регионе Восточного Средиземноморья.
  • Израиль, как отмечается в проекте закона, является союзником и стратегическим партнёром НАТО, за пределами Альянса.
  • Кипр (разумеется, речь идет именно о Республике Кипр, а не о ТРСК – В.К.) является «ключевым стратегическим партнёром».
  • В результате, 4 страны выступают против тех, кто наносит ущерб стабильности в Средиземном и Эгейском морях, а также тех, кто своими действиями нарушает международное право.
  • Обнаруженные в Восточном Средиземноморье месторождения газа внесут свою лепту в энергетическую безопасность региона и Европы.
  • «Республика Кипр» (кавычим название вслед за турецким автором – В.К.) и её энергетические работы в своей исключительной экономической зоне отвечают интересам США. И требуется не допустить воспрепятствования этим работам со стороны третьих стран.
  • С другой стороны, приобретение Греческой администрацией Южного Кипра оружия в других стран наносит ущерб интересам США.
  • США должны поддержать строительство газопроводов, включая East-Med, Trans Adriatic и IGB, которыми доставляется нероссийский газ на Балканы и в Центральную Европу. Должно поддерживаться строительство терминалов СПГ.
  • Должно наращиваться сотрудничество в сфере безопасности между тремя странами, включая Грецию, Греческую администрацию Южного Кипра, а также Израиль, с тем, чтобы воспрепятствовать росту влияния Российской Федерации в Восточном Средиземноморье.
  • США должны поддержать всеобъемлющие усилия ООН по решению Кипрской проблемы.
  • Необходимо включить Греческую администрацию Южного Кипра в программу НАТО Партнерство во имя мира.
  • США должны выделить в 2020 году помощь Греции в размере 20 млн долларов с тем, чтобы страна могла выполнять свои обязанности в Североатлантическом альянсе.

Как отмечается турецким автором, приведенные выше высказывания заимствованы из отчета, подготовленного Государственным департаментом в 2017 году. Кроме того, в проекте законопроекта указывается на то, что в случае приобретения Турцией систем С-400, страна должна быть исключена из программы создания истребителя F-35.

Голосование по упомянутому выше законопроекту состоялось 25 июня 2019 года в Комиссии по международным делам Сената. Как указывается турецким автором, ожидается что в ближайшее время голосование по проекту закона пройдет уже на сенатских слушаниях.

Целью же закона, как подчеркивается турецким автором, является изменение политики США в Восточном Средиземноморье, принимая во внимание развитие событий и новые обстоятельства.

Разумеется, таким новым обстоятельством является и работа четырех исследовательских кораблей в регионе, включая Fatih, Yavuz sondaj, Oruç Reis и Barbaros Hayrettin Paşa с целью защиты Турцией и Турецкой Республикой Северного Кипра своих законных интересов. Как подчеркивается турецким автором, это присутствие лишний раз обозначает тот факт, что Турция является одним из самых влиятельных игроков в регионе Восточного Средиземноморья.

52.27MB | MySQL:103 | 0,457sec