К проблеме инвестиционной привлекательности ИРИ

Иран, распоряжающийся значительными материальными и человеческими ресурсами, не обладает современными технологиями и достаточной финансовой базой для их развития. Основным источником восполнения данного недостатка могли бы стать прямые зарубежные инвестиции. Однако напряженная внешнеполитическая ситуация, сложившаяся вокруг ИРИ, оказывает серьезное негативное влияние на иранскую экономику. В условиях гласного и скрытого ужесточения санкций со стороны США и ряда стран Европы, увеличивающих и без того значительные инвестиционные риски, привлечь иноинвесторов становиться все сложнее.

В соответствии с опубликованным обзором издания «Экономист» за первую половину 2007 года показатель экономических рисков в ИРИ был сокращен на две позиции. В тоже время данная положительная тенденция полностью нивелируется в целом низким рейтингом страны. Из 150 стран Иран занял 138 позицию. Повышение его со 140 места было обусловлено ухудшением ситуации в других странах (Чад и Эквадор), т.к. по данным того же издания, измеряющего экономические риски по процентной шкале, 67%-ный показатель для ИРИ остался неизменным. Иранское государство по-прежнему входит в малопривлекательную для иностранных инвесторов группу D и, обладая низким уровнем доходности даже для данной категории, вряд ли сможет рассчитывать на активный приток капитала из-за границы. Более значительными по сравнению с Ираном рискам бизнес подвергается лишь в Чаде, Эквадоре, Нигерии, Эритрее, Таджикистане, Венесуэле, Гвинее, Туркменистане, Узбекистане, Зимбабве, Мьянме и Ираке.

Негативную оценку иранской экономике дает и агентство «Бизнес Монитор». По его данным, уровень стабильности экономики и рисков к концу 2007 года сократится с 64,4% до 59,4%, что уже привело к снижению рейтинга ИРИ среди других стран. В общемировом списке Тегеран опустился с 68 позиции на 89. В региональном он также упал с 9 на 11 место, опережая лишь Ирак и Ливан, отставших вследствие плохого показателя безопасности, но значительно уступая своим конкурентам Саудовской Аравии, Катару и Кувейту.

Факторы, увеличивающие инвестиционные риски иранской экономики можно условно разделить на две группы: внешние и внутренние. Основу блока внешних факторов формирует санкционный режим, введенный рядом стран против Ирана и ужесточенный резолюциями СБ ООН №1737, 1747 и 1803. По оценкам экспертов и аналитиков, США удалось нанести удар по системе внешнеэкономических финансовых расчетов ИРИ. Наиболее крупные финансовые институты Ирана, обеспечивающие внешнеэкономическую деятельность Тегерана, такие как банки «Сепах» и «Садерат», попали под американские ограничения, которым вынуждены подчиняться и многие западные страны. Большинство европейских банков (прежде всего германских) прекратили принимать иранские аккредитивы, что в значительной степени сказывается на внешней торговле ИРИ и увеличивает транзакционные издержки. Их примеру последовали основные банки ОАЭ и КНР. По имеющейся информации, примерно месяц назад иранские финансовые институты были лишены возможности получать или осуществлять переводы за границу не только в долларах, но и евро.

На этом фоне крупные иностранные компании и финансовые институты ведут себя по отношению к Ирану достаточно сдержанно. Большинство из них либо имеют тесные контакты с США, либо среди их акционеров много американских бизнесменов. По этой причине они не стремятся активизировать свое взаимодействие с иранскими деловыми кругами, чтобы не оттолкнуть от себя проверенных и более надежных европейских и американских партнеров. Не последнюю роль при принятии подобного решения играют низкая доходность инвестиционных проектов в ИРИ, отсутствие необходимой юридической базы, как внутри страны, так и на межправительственном уровне, а также проблемы, связанные с банковским сопровождения контрактов (недоверие к иранской финансовой системе, ряд исламских ограничений и дороговизна обслуживания операций не позволяют вести дела напрямую, т.е. через иранские банки и их представительства за рубежом).

Не способствует привлечению иноинвесторов и государственная политика Тегерана в данной сфере, характеризующаяся непредсказуемостью и нестабильностью принимаемых решений. Так, из-за внутрииранских разногласий произошли необоснованные с точки зрения международных правовых норм и неожиданные разрывы контрактов с турецким оператором сотовой связи «Турксел» и турецко-австрийской компанией «ТАВ», которая должна была обеспечивать эксплуатацию нового тегеранского аэропорта «Имам Хомейни». Иранская сторона, как показывает опыт, достаточно часто меняет свои решения. Например, право на разработку блоков №22, 23 и 24 месторождения «Южный Парс» по воле Тегерана периодически переходит от одной иностранной компании к другой.

Сильная бюрократизация, взяточничество, развитая система госконтроля и доносительства привели к тому, что чиновники в ИРИ боятся принимать решения или ищут в них свою выгоду. В результате переговоры по участию иностранных инвесторов в совместных проектах ведутся годами. Так, китайская «СИНОПЕК» потратила три года, чтобы договориться с иранцами о разработке нефтегазового месторождения «Ядаваран». На данный момент руководство КНР сомневается относительно будущего других совместных проектов в области добычи и экспорта газа, считая ИРИ ненадежным партнером.

Как сообщает иранская Организация по работе с зарубежными инвестициями, за последние пятнадцать лет она разрешила иностранцам участвовать в ряде проектов на сумму 30 370 млн. долл. США. При этом следует принимать во внимание, что официальная иранская статистика учитывает заявленные, но не всегда реально утвержденные инвестиционные проекты. Практически не публикуются данные о действительно ввезенных на территорию ИРИ иноинвестициях, а также их дальнейшей судьбе. По мнению некоторых иранских исследователей, определенная часть средств просто оседает в карманах чиновников, ответственных лиц и нечистоплотных участников инвестиционных проектов.

Иранские частные предприниматели констатируют тот факт, что иностранный капитал не только не проникает в страну, но и уходит из нее. В январе 2005 г. «British Petroleum» приняла решение о сокращении присутствия в Иране, опасаясь мер со стороны правительства США. В конце 2006 г. японская фирма «Inpex» фактически отказалась от участия в разработке проекта «Азадеган». 22 октября 2007 г. вице-президент компании «ЛУКойл» Л.Федун, сославшись на санкции, примененные к Ирану со стороны США, заявил о том, что его организация вынуждена заморозить свое участие в разработке месторождения «Анаран». По словам представителя «ЛУКойла», по этой же причине значительно ограничено присутствие в ИРИ и «Газпрома».

Уход инвесторов с иранского рынка опасен для Ирана, испытывающего нехватку средств финансирования. Некоторые западные организации уже окрестили ИРИ «кладбищем незавершенных проектов». Сложилась практика, когда иностранные компании берутся за реализацию выигранных тендеров, но под давлением внешних факторов не доводят дело до конца. Тот факт, что работы зачастую прекращаются на этапе установки основного оборудования заставляет некоторых иранцев видеть в этом заговор со стороны стран евро-атлантического региона. По их словам Запад оказывает давление на ИРИ и наносит свои удары по экономике страны, заставляя Тегеран тратиться на заранее обреченные проекты. Такая ситуация сложилась в нефтедобывающей, нефтеочистительной и нефтехимической отраслях, что явилось одним из факторов приведших к эскалации бензиновой проблемы и угрозе сокращения возможных объемов добычи нефти в будущем.

Частный иранский сектор обладает определенными финансовыми средствами для развертывания своей деятельности и частичной компенсации ухода иностранных инвесторов. Однако он напуган происходящими процессами и вмешательством в бизнес со стороны государства. В итоге, наряду с оттоком иноинвестиций происходит значительная утечка за рубеж и иранского капитала, который мог бы вкладываться в развитие промышленности ИРИ.

Тем не менее, существующая негативная ситуация может предоставить иностранному бизнесу определенный шанс. По мере усиления настороженного отношения крупных западных компаний к вопросу об инвестировании своих средств в экономику ИРИ, Тегеран активно ищет альтернативные источники требуемых средств, навыков и технологий. В начале апреля с.г. иранские чиновники открыто заявили об определенных успехах достигнутых на переговорах с индийскими, польскими и оманскими компаниями относительно разработки целого ряда нефтегазовых месторождений (Фарси, Лаван, Киш).

52.37MB | MySQL:106 | 0,536sec