Об изменениях в военно-политической обстановке на Ближнем Востоке и в Северной Африке (7 – 13 апреля 2008 года)

Наиболее важные события в регионе на минувшей неделе происходили в Ираке и вокруг ядерной программы Ирана. Напряженность обстановки в Ираке усилилась. На этом фоне президент США Дж. Буш 10 апреля объявил о приостановке с июля с. г. на 45 суток вывода из этой страны боевых частей американских вооруженных сил. Президент Ирана М. Ахмадинежад сообщил о расширении его страной работ в ядерной сфере.

9 апреля в египетском Шарм-эш-Шейхе состоялась встреча президента АРЕ Х. Мубарака с саудовским королем Абдаллой. Основной темой переговоров стали вопросы отношения Египта и Саудовской Аравии с Сирией, особенно в связи с событиями в Ливане, собственно ситуация в Ливане, а также палестино-израильские отношения. Лидеры двух государств указали на необходимость «сделать ощутимые шаги» по скорейшему урегулированию ливанского кризиса, и договорились об оказании поддержки главе ПНА М. Аббасу в переговорах с Израилем.

Президент Украины В. Ющенко на прошедшей неделе посетил с официальными визитами Ливию и Египет. На переговорах с руководством этих стран обсуждались главным образом вопросы экономического, торгового и научно-технического сотрудничества, связей в гуманитарной области. Кроме того, рассматривались вопросы развития двустороннего сотрудничества в военно-технической сфере.

Напряженность обстановки в Ираке на минувшей неделе заметно усилилась. Это, в первую очередь, было связано с боевыми действиями, которые вели войска США и иракские правительственные силы против боевиков радикальной группировки «Армия Махди» во главе с М. ас-Садром в багдадском шиитском районе Садр-Сити. Вооруженное противоборство здесь приняло ожесточенный характер, для подавления сил боевиков американцы широко использовали авиацию. И лишь 13 апреля бои в Садр-Сити стали затихать. Неспокойная ситуация сохраняется и в ряде других районов страны. Растет число жертв вооруженного насилия среди гражданского населения.

Продолжает усиливаться противостояние среди иракских шиитских политических сил. Глава правительства Н. аль-Малики пригрозил отстранить сторонников М. ас-Садра от политического процесса в стране и от участия в запланированных на октябрь с. г. выборах в местные органы власти, в случае, если они не разоружаться. Со своей стороны, приверженцы радикального имама заявляют об отказе сложить оружие и декларируют продолжение борьбы против иностранной (американской) оккупации Ирака. Вместе с тем, отметим, что глава Пентагона Р. Гейтс 12 апреля высказался о М. ас-Садре в уважительной форме, назвав его «значительной политической фигурой», и подчеркнул, что к ас-Садру «не станут относиться как к врагу США, если он сыграет мирную роль в иракской политике». Также Р. Гейтс сообщил, что американцы не только не станут арестовывать радикального имама, но и желают работать с ним в рамках политического процесса в Ираке. Подобного рода заявления, как видится, вызваны обеспокоенностью вашингтонской администрации тем, что в случае возобновления «Армией Махди» полномасштабного вооруженного противостояния хрупкие достижения, достигнутые США в сфере безопасности в Ираке за последние месяцы, могут рухнуть. Как хорошо известно, американцы постоянно подчеркивали, что одним из главных факторов, обеспечивших снижение нестабильности в стране, явилось перемирие, объявленное М. ас-Садром в августе 2007 г. и продленное еще на шесть месяцев в феврале 2008 г. Ответ ас-Садра не заставил себя ждать: в этот же день он заявил об отказе участвовать в политических процессах, которые бы позволили бы американскому контингенту и далее прибывать в Ираке, и отказе вести переговоры с оккупантами, а самого Гейтса назвал «террористом».

Президент Ирана М. Ахмадинежад 8 апреля сообщил о начале установки в ядерном центре в Натанзе 6 тыс. новых центрифуг для обогащения урана. По информации МАГАТЭ, в настоящее время в Натанзе уже функционируют 3 тыс. центрифуг. Этого количества, как считают в Агентстве, достаточно для начала промышленного производства ядерного топлива. Кроме того, М. Ахмадинежад заявил об испытании Ираном нового ядерного оборудования, мощность которого, по его утверждению, «в пять раз» превышает используемые иранцами в настоящее время устройства. При этом заявлено, что ИРИ не собирается предавать гласности технические характеристики своего нового ядерного оборудования. Завершается строительство первого исследовательского реактора на тяжелой воде в г. Арак в центральной части страны. В ближайшее время предполагается запустить проект по производству уранового порошка для создания топливных таблеток для этого реактора.

В связи с новой информацией по ядерной программе ИРИ министр иностранных дел Франции Б. Кушнер выступил с предложением ужесточить санкции против Ирана. Однако при этом в Париже заявляют и о необходимости продолжения переговоров с Тегераном для урегулирования вопроса дипломатическим путем.

Госсекретарь США К. Райс заявила о необходимости более тщательного отслеживания иранских ядерных работ со стороны МАГАТЭ с тем, чтобы более определенно выявить их направленность, что позволит Совету Безопасности ООН принять необходимое решение. Райс также сообщила, что вашингтонская администрация будет проверять все сделки зарубежных компаний с Ираном на предмет выявления возможных нарушений международных и американских санкций, действующих в отношении ИРИ.

Сложная ситуация сохраняется в зоне палестино-израильского конфликта. 7 апреля в Иерусалиме прошла очередная встреча между премьер-министром Израиля Э. Ольмертом и главой ПНА М. Аббасом. Оба руководителя подтвердили свою решимость добиваться заключения мирного палестино-израильского соглашения до конца текущего года. Однако в реальности между израильтянами и палестинцами продолжают сохраняться очень серьезные разногласия практически по всем основным вопросам урегулирования. Так, в центре внимания последних переговоров были еврейские поселения на Западном берегу реки Иордан (ЗБРИ), прогресса по которым достичь не удалось. Палестинская сторона считает, что продолжение их строительства может торпедировать весь мирный процесс. Со своей стороны, Израиль обоснованно считает недостаточными усилия руководства ПНА по борьбе с терроризмом. В целом, как сообщается, переговоры Ольмерта с Аббасом прошли в «негативной и напряженной обстановке». Вечером 13 апреля Э. Ольмерт и М. Аббас провели новую встречу. Глава ПНА в ходе предстоящего посещения США (с 24.04) намерен информировать президента Дж. Буша о том, что на переговорах с Израилем, начавшихся после международной конференции по Ближнему Востоку в Анаполисе (ноябрь 2007 г.), практического прогресса пока не достигнуто. В этой связи М. Аббас будет просить Буша оказать содействие в продвижении мирного процесса.

Палестинское радикальное движение ХАМАС угрожает в случае продолжения блокады сектора Газа новым, причем более масштабным, чем в январе с. г. прорывом на границе анклава с Египтом, а также аналогичными шагами на границе с Израилем. В этой связи египетские власти привели в состояние повышенной боевой готовности пограничные и полицейские силы, размещенные на Синайском полуострове. К границе АРЕ с сектором Газа переброшены подкрепления. Египет официально заявил, что не будет мириться с попытками нарушения его границ, а любые действия в этом направлении будут решительно пресекаться.

9 апреля палестинские боевики совершили нападение на израильский пограничный КПП Нахаль Оз, через который осуществляется снабжение сектора Газа топливом и горючим. В ходе нападения два израильтянина были убиты, а два получили ранения. В ответ израильские ВВС и артиллерия нанесли удары по объектам экстремистов, а подразделения сухопутных войск совершили рейды на территорию анклава. С палестинской стороны имеются убитые и раненые, в т. ч. мирные жители. Командование ВС Израиля приняло решение о временном закрытии топливного терминала Нахаль Оз.

На минувшей неделе палестинские боевики из сектора Газа продолжали ракетные и минометные обстрелы израильской территории, хотя их число было незначительным. Израильские военные проводили рейды против палестинских террористов на ЗБРИ.

В Израиле с 6 по 10 апреля прошли крупнейшие учения сил гражданской обороны «Поворотная точка-2», проводившиеся под руководством Национальной службы по чрезвычайным ситуациям. В мероприятии приняли участие все экстренные службы, имеющие отношение к вопросам предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, центральные и местные органы власти, включая кабинет министров, военные и службы безопасности. Как было официально объявлено, цель учений – «проверка нации» к действиям в различных ситуациях, в т. ч. в военное время. Так, на учениях отрабатывались вопросы деятельности сил гражданской обороны и экстренных служб в условиях нанесения противником ракетных ударов по израильской территории с юга (ХАМАС), с севера (ливанская «Хизбалла», Сирия), а также со стороны Ирана. При этом в сценарий учений не были внесены вопросы действий служб ГО И ЧС при применении ядерного оружия. Основное внимание уделялось оповещению населения, организации массовой эвакуации граждан страны, оказанию помощи «пострадавшим». Мероприятие готовилось в течение длительного времени. При его планировании и подготовке учитывались уроки и выводы, сделанные израильским руководством из ливанской кампании 2006 г. Премьер-министр страны Э. Ольмерт заявил, что учения «Поворотная точка-2» не направлены на создание напряженности в регионе и «не имеют скрытого подтекста».

В ответ на израильские учения Сирия решила проверить и улучшить состояние национальной системы гражданской обороны. При содействии военных намечено регулярно проводить специальные учения по подготовке сирийских граждан к действиям «на случай чрезвычайных обстоятельств».

Министр иностранных дел Пакистана М. Шах Махмуд Куреши не исключил, что его правительство будет вести переговоры с некоторыми террористическими группировками с целью вовлечения их в политические процессы, происходящие в стране. Одновременно Куреши заверил, что Исламабад продолжит борьбу с терроризмом, одним из направлений которой должны стать меры по искоренению бедности и социальной отсталости в районах, прилегающих к границе с Афганистаном.

На минувшей неделе в крупнейшем городе Пакистана Карачи произошли кровопролитные столкновения между сторонниками и противниками президента страны П. Мушаррафа. Беспорядки сопровождались актами вандализма и поджогом автомашин. Для восстановления порядка силы безопасности применили огнестрельное оружие.

Пакистан и Китай создали маркетинговую организацию для продвижения на внешних рынках истребителя совместного производства JF-7. Пакистанцы считают, что этот самолет является «шансом для стран, которые заботятся о своих финансах». В качестве потенциальных покупателей новой машины рассматриваются Бангладеш, Египет, Иран, Ливан, Малайзия, Марокко и Нигерия.

В Египте 8 апреля прошли выборы депутатов местных советов. Голосование проходило при низкой активности избирателей. Основные оппозиционные политические силы страны отказались от участия в этих выборах, обвинив власти в давлении и преследованиях. Официальные итоги голосования еще не опубликованы, однако эксперты не сомневаются в победе правящей Национально-демократической партии, а госдепартамент США уже заявил о своей обеспокоенности многочисленными нарушениями, имевшими место в ходе голосования.

Власти Афганистана считают, что будет лучше, если в составе сил международной коалиции, действующих на территории страны, станут преобладать военнослужащие из мусульманских стран. В Кабуле полагают, что местное население более расположено к мусульманским миротворцам, т. к. они лучше понимают культуру, традиции и обычаи афганцев.

Приложение

О слушаниях по Ираку в Конгрессе США

8-9 апреля в американском Конгрессе прошли очередные слушания по ситуации в Ираке, в ходе которых перед законодателями выступили посол США в Багдаде Р. Крокер и командующий группировкой ВС США в Ираке генерал Д. Петрэус. Докладчики отметили, что за период, прошедший со времени предыдущих слушаний в сентябре 2007 г., ситуация в этой стране заметно улучшилось, хотя достигнутые успехи «неравномерны и удручающе медленны», положение дел в сфере безопасности остается «хрупким и обратимым», а обстановка в некоторых районах Ирака все еще неудовлетворительна и сохраняются «многочисленные угрозы», что наглядно продемонстрировали последние события в Басре, Багдаде и в ряде мест иракского юга.

К числу положительных изменений в Ираке Р. Крокер и Д. Петрэус отнесли сокращение масштабов насилия, «серьезные удары», нанесенные по местному филиалу «Аль-Каиды», сокращение поддержки террористической группировки со стороны местного населения, рост возможностей иракских сил безопасности, принятие парламентом страны некоторых законов. К ним отнесены: о пенсионном обеспечении, «Об ответственности и справедливости», позволяющий трудоустроиться бывшим активистам партии Баас, закон об амнистии, закон о местных органах власти, определяющий отношения центрального правительства и провинций, а также находящийся в стадии обсуждения закон о выборах. Также отмечено большое значение принятого иракским парламентом бюджета на 2008 г. «с рекордными суммами капиталовложений». И хотя все эти законы «несовершенны, и многое зависит от их исполнения, но они являются важными шагами».

Докладчики констатировали, что «до настоящего времени в Ираке не удалось устранить коренные причины возникновения конфликтов, в том числе на религиозной основе». Суть же иракского конфликта был определена Д. Петрэусом как «конкуренция между этническими и конфессиональными общинами за власть и ресурсы», а продолжающееся в стране насилие почве этнических и конфессиональных противоречий генерал сравнил с раковой опухолью, которая «продолжит расширяться, если этому не воспрепятствовать». Очень остро стоит вопрос о принятии закона об углеводородах. Затягивание с принятием этого закона по праву считается одним из основных препятствий на пути достижения национального согласия. Правительству Ирака следует прилагать больше усилий для увеличения производства электроэнергии, развития аграрного сектора, улучшения климата для иностранных инвестиций. Необходимо уважать и соблюдать права женщин, национальных и религиозных меньшинств, решать проблему беженцев и перемещенных лиц.

Д. Петрэус отметил, что прогресс, достигнутый в деле обеспечения безопасности, во многом произошел благодаря прибытию в Ирак дополнительных подкреплений ВС США и проведением в 2007 г. серии успешных операций против террористов и боевиков. Военачальник также подчеркнул очень важную роль, которую сыграли в ослаблении иракской «Аль-Каиды» привлеченные на сторону ВС США местные вооруженные формирования (главным образом суннитские, — авт.), созданные на местах «Советами пробуждения» из числа влиятельных региональных авторитетов. В их рядах сражалось до 91 тыс. чел. На сегодняшний день 21 тыс. чел. из этих бойцов интегрированы в правительственную армию и полицию или трудоустроены в другие государственные учреждения. Однако этот процесс идет медленно и «за ним требуется внимательно следить».

В условиях сохраняющейся в Ираке сложной, нестабильной обстановки ВС США, особенно сухопутные части, испытывают, по признанию Д. Петрэуса, определенное напряжение. Выход из ситуации генерал видит в перегруппировке войск с тем, чтобы «закрыть» наиболее «горячие точки». При этом военачальник заверил законодателей, что решение данной задачи не потребует переброски в Ирак дополнительных сил, даже, если ситуация в стране ухудшится. К такой мере военным могут прибегнуть лишь в самом крайнем случае. Петрэус сообщил, что будет рекомендовать президенту Дж. Бушу, чтобы после вывода из Ирака в июле последней из пяти запланированных бригад была взята пауза для «консолидации и оценки» обстановки с целью принятия решения о целесообразности дальнейшего сокращения численности войск. Генерал считает, что быстрый вывод ВС США из Ирака может неблагоприятно сказаться на обстановке в этой стране.

Что касается иракской армии и полиции, то, несмотря на имеющиеся позитивные сдвиги, они «все еще не готовы самостоятельно защищать Ирак или поддерживать безопасность в стране». Так, говоря об итогах иракской операции в Басре, Петрэус указал, что она не была адекватно спланирована и подготовлена и ее результаты «разочаровывают». Генерал указал на необходимость дальнейшего увеличения американской помощи в укреплении местных ВС и сил МВД, что в перспективе позволит им «взять большую ответственность за поддержание безопасности в стране».

Посол Р. Крокер дал политическую оценку событий в Басре, заявив, что они продемонстрировали решимость правительства шиитского большинства во главе с Н. аль-Малики избавиться от криминальных и экстремистских группировок, «не взирая на их конфессиональную принадлежность». Крокер отметил, что действия главы правительства в Басре получили поддержку со стороны основных политических сил Ирака. Одновременно он обвинил шиитскую «Армию Махди» в нарушении условий перемирия.

Докладчики утверждали, что «Аль-Каиде» в Ираке нанесен очень существенный урон, однако она не уничтожена и использует любые возможности для реванша. Террористы сохраняют потенциал для совершения своих преступных деяний, имеют поддержку за рубежом. По американским оценкам, руководство «Аль-Каиды» считает Ирак «центральным фронтом» в своей глобальной борьбе. Для противодействия экстремистам признано необходимым широко задействовать элитные антитеррористические подразделения, вести «сложную разведку», продвигаться в деле национального примирения, реализовать экономические и социальные программы, активизировать дипломатические усилия и др.

Крокер и Петрэус говорили и о так называемых «специальных группах» шиитских боевиков, которыми руководит, финансирует, вооружает и обучает Иран посредством «Сил Кодс» — разведывательно-диверсионной структуры Корпуса стражей исламской революции ИРИ. Было сообщено, что содействие «специальным группам» оказывает ливанская «Хизбалла». В целом же роль Ирана в Ираке оценена как подрыв «усилий иракского правительства по созданию стабильного, безопасного государства». Вместе с тем, США не отказываются от диалога ИРИ «для обсуждения ситуации по безопасности в Ираке».

Роль Сирии была оценена как противоречивая: заявлено, что Дамаск принимает меры по ограничению проникновения в Ирак боевиков, но они не являются достаточными. Кроме того, Сирия остается «гаванью для лиц, финансирующих и поддерживающих иракских инсургентов».

Посол Р. Крокер указал на трения, имеющиеся между Ираком и Турцией из-за нахождения на территории Иракского Курдистана боевиков сепаратистской Курдской рабочей партии. Крокер также считает, что «арабские столицы» оказывают слабую поддержку официальному Багдаду в его деятельности по улучшению обстановки в Ираке.

Законодатели были проинформированы, что до 31 декабря 2008 г. США и Ирак должны подписать соглашение о партнерских отношениях, в котором, по словам Р. Крокера, не будет идти речь о постоянном американском военном присутствии на иракской территории.

В целом при внимательном прочтении оценок нынешней ситуации в Ираке и перспектив ее развития, представленных Конгрессу послом Крокером и генералом Петрэусом, их нельзя назвать уверенно оптимистическими, т. к. «какого-то поворотного пункт мы (США, — авт.) еще не прошли и пока не видно света в конце туннеля». Успех в Ираке отнюдь не гарантирован, однако и «принципиальный отход от нынешнего курса принесет неудачу».

Представители демократов в Конгресс в ходе слушаний утверждали, что администрация Дж. Буша так и не сумела достичь стратегической цели, а именно – добиться политического примирения в Ираке. Кроме того, демократы считают, что война в Ираке отвлекает силы и средства, необходимые для успешного ведения антитеррористической кампании в Афганистане. Они вновь потребовали определить конкретные сроки вывода войск США из Ирака.

Президент США Дж. Буш в своем выступлении 10 апреля сообщил о принятии предложения генерала Д. Петрэуса по приостановке в июле вывода боевых частей из Ирака на 45 суток. Также глава Белого дома объявил о сокращении с 1 августа сроков пребывания американских военнослужащих в Ираке с 15 до 12 месяцев. Дипломатической службе США даны указания о проведении работы по активизации поддержки Ирака со стороны арабских стран, в т. ч. добиваться от них восстановления работы посольств в Багдаде.

55.83MB | MySQL:116 | 0,593sec