Турецкая экономика в до- и посткоронавирусную эпоху

Современное руководство Турецкой Республики в контексте экономического положения страны, вплоть до наступления пандемии коронавируса, последние два года, отталкивалось от тезиса о том, что страна стала объектом внешней атаки, идущей со стороны США и коллективного Запада на проводящую независимый курс Турцию.

В первую очередь, речь велась турецким руководством, в частности, президентом Р.Т.Эрдоганом, об атаках на «вес» турецкой лиры, по отношению к мировым резервным валютам – доллару и евро, а также на рейтинги инвестиционной привлекательности Турции в глазах зарубежных инвесторов. Последние, по мнению турецкого руководства, искусственно занижались с целью уменьшить поток прямых иностранных инвестиций в страну.

Турецкое руководство, в ответ на давление со стороны Запада, приняло в 2018 году на вооружение так называемую «Новую экономическую программу» и уже в 2019 году заговорило о постепенной нормализации экономической ситуации в стране и выходе Турции вновь на кривую экономического роста с темпами, соперничающими с таковыми для наиболее быстро развивающихся стран мира, включая Китай и Индию.

Собственно, возврат на траекторию роста стал лейтмотивом риторики турецкого руководства касательно ситуации в экономике страны в 2018-2019 годах. Однако, конец 2019 года – первая половина 2020 года прошла в мире и в Турции, в том числе, под знаком пандемии коронавируса. Которая продолжается и на момент написания данной статьи (июнь 2020 г.).

Первый случай заболевания коронавирусом был зафиксирован в Турции 11 марта 2020 года (в городе Стамбул), после чего, в кратчайшие сроки, буквально в течение марта месяца, турецким руководством были приняты решения по изоляции себя от внешнего мира и по замораживанию в стране всех форм социальной жизни, включая создание внутри страны границ между провинциями и введение жестких карантинных мер.

Эта ситуация продлилась в Турции вплоть до 6 июня 2020 года, когда турецким руководством было принято решение о том, что стране пора возвращаться к нормальной жизни. Именно 6 июня в стране были сняты практически все ограничения на «социальность» и разрешено свободное перемещение по её территории. Также было анонсировано постепенное открытие международного воздушного сообщения – лишь только на июнь месяц было запланировано открытие сообщения с более чем 90 странами (России в их составе нет).

Как ожидается, в полном объеме, воздушное сообщение с зарубежьем будет восстановлено Турцией к осени 2020 года. Впрочем, с той оговоркой, что возобновление перелетов будет осуществляться лишь с теми странами, кому удалось поставить у себя эпидемическую ситуацию под контроль.

В частности, невзирая на то, что с 9 июня в Москве была объявлена полная нормализация жизни, Россия в Турции не рассматривается в качестве безопасного направления сообщения и, по этой причине, в список стран, с кем в июне 2020 г. Турцией будет восстановлено сообщение, Россия не попала.

Итак, обратимся к основным экономическим показателям Турции, достигнутым в 2019 году и в первом квартале 2020 года[i].

По данным, опубликованным Турецким комитетом по статистике (TUİK), темпы экономического роста в Турции по итогам 2019 года составили 0,9%[ii]. При этом, если обратиться к поквартальной разбивке, то в 1-м квартале ВВП страны снизился на 2,3%, во 2-м квартале – уменьшился на 1,6%, 3-й квартал был отмечен небольшим ростом – на 1%, и, наконец, темпы роста ВВП в 4-м квартале составили 6%.

Надо сказать, что конец марта 2020 года, в определенном смысле, следует считать «Рубиконом» для турецкой экономики, разделившим её на состояние «до» и состояние «после» наступления коронавирусного периода.

В 1-м квартале 2020 года, по информации Турецкого комитета по статистике, ВВП Турции увеличился на 4,5%[iii]. Собственно, это следует считать подтверждением того тезиса турецкого руководства, что страна начала возвращаться к нормальной для себя динамике развития.

Однако, совершенно очевидно, что коронавирус стал ещё одним тяжелым испытанием для турецкой экономики, и так ослабленной негативной внешней конъюнктурой и только начавшей оправляться от ряда потрясение прошедших месяцев.

Одним из драйверов турецкой экономики, наряду с внутренним потреблением, является внешняя торговля страны. Именно на развитие своего экспорта Турция делает ставку на протяжении последних лет. Обратимся к внешнеторговым показателям Турции за 2019 год – начало 2020 года.

Согласно предварительным данным, опубликованным Турецким комитетом по статистике и Министерством торговли, турецкий экспорт в 2019 году, по сравнению с предыдущим годом, вырос на 2,1% и достиг отметки в 171 млрд 531 млн долларов. Что же до импорта, то он, за тот же период, снизился на 9,1% и достиг 202 млрд 705 млн долл.

Итогом таких трендов стало снижение в 2019 году дефицита внешней торговли на 43,5% по сравнению с 2018 годом – с 55 млрд 126 млн долларов, до 31 млрд 174 млн долл. При этом, отношение экспорта к импорту, которое в 2018 году составляло 75,3%, в 2019 году увеличилось до отметки в 84,6%[iv], дав возможность турецкому руководству заявлять, что оно успешно борется с отрицательным сальдо внешней торговли, как с застарелой проблемой для турецкой экономики.

Однако, если обратиться к статистике уже 2020 года, то можно увидеть тот тяжелый урон, который коронавирус нанес турецким экспортёрам.

Суммарный экспорт, за период с января по апрель месяцы включительно, в 2020 году составил 51,7 млрд долларов, снизившись на 13,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года (59,9 млрд долл.). Однако, заметим, что влияние коронавируса со всеми принятыми турецким руководством ограничительными мерами начало ощущаться только в апреле месяце и цифры это подтверждают: экспорт в апреле месяце составил 8,99 млрд долл., что на 41,4% меньше по сравнению с апрелем 2019 года (15,3 млрд долл.).

Что же до импорта, то, в период с января по апрель включительно, импорт незначительно вырос: 69,2 млрд долл. в 2020 году против 68,5 млрд долл. в 2019 году (1,0%). Однако, в апреле месяце произошло заметное снижение закупок из-за рубежа, хотя и не пропорциональное поставкам на экспорт: с 18,1 млрд долл. в 2019 году до 13,6 млрд долл. в 2020 г. (-25,0%)[v].

Вопрос заключается в том, насколько быстро произойдет восстановление турецкого экспорта? Как представляется, меры, предпринимаемые турецким руководством и Министерством торговли, включая организацию так называемого «бесконтактного экспорта» и новых транспортных коридоров, позволят туркам постепенно вернуться на прошлогодние показатели, однако, в условиях «перезапуска» всей мировой экономики и экономическом кризисе, говорить о росте не приходится.

Равно как и нереалистичными следует считать попытки турецких экспортёров заместить собой поставщиков из КНР на ряде рынков – прежде всего, на европейском. Что, впрочем, не будет останавливать турецкое руководство от попыток найти для себя новые ниши в условиях так называемой «новой нормальности».

Наряду с идеями о том, что можно заместить собой «неблагонадежный» и «рискованный» Китай, из-за которого и началась пандемия, турецкое руководство делает упор на развитие сектора здравоохранения и предложения себя в качестве привлекательного направления медицинского туризма. Вторым важнейшим направлением для страны является продолжение наращивания своих логистических возможностей, в первую очередь, с использованием потенциала третьего аэропорта в г. Стамбул. И, наконец, третий тренд третьего десятилетия 21-го века для Турции – это наращивание потенциала оборонно-промышленного комплекса страны. Последнее следует считать для экономики Турции самым быстрым и многообещающим направлением.

В ходе своего выступления 9 июня 2020 г., президент Р.Т.Эрдоган заявил о том, что его страна, как никогда, близка к реализации целей 2023 года (были заявлены Р.Т.Эрдоганом и Партией справедливости и развития в 2011 году)[vi].

Однако, помня о том, что в тех целях было обозначено вхождение Турции в 10-ку ведущих мировых экономик по ВВП к столетнему юбилею Турецкой Республики, как важнейшая для страны и её руководства задача, констатируем, что эти планы остаются нереализованными.

Более того, вопрос заключается для самой турецкой власти в том, что её экономический контракт с турецким населением, обещавший населению рост экономики и благосостояния и на протяжении ряда лет державший это обещание, к настоящему времени, уже в значительной мере, утратил свое действие.

Невзирая на то, что годовой рост индекса потребительских цен заявляется Комитетом по статистике в 11,39%, фактически эта величина представляется заметно большей. Падение курса турецкой лиры и снижение экономических возможностей турецкого населения – это то, что уже сегодня отражается на рейтингах популярности действующей в Турции власти – президента Р.Т.Эрдогана и его Партии справедливости и развития[vii]. И это ставит под вопрос переизбрание турецкой власти, причем не только Партии справедливости и развития, но и самого президента Р.Т.Эрдогана, в 2023 году и даже и на досрочных выборах, о возможности которых наблюдатели нередко говорят.

[i] На момент написания статьи, основные макроэкономические показатели Турции доступны лишь за 1-й квартал 2020 года.

[ii] При расчетах использовался производственный метод, за базу выбран 2009 год. Türkiye İstatistik Kurumu. Dönemsel Gayrisafi Yurt İçi Hasıla, IV. Çeyrek: Ekim — Aralık, 2019. Haber Bülteni. Sayı 33603. 28 Şubat 2020.

[iii] Türkiye İstatistik Kurumu. Dönemsel Gayrisafi Yurt İçi Hasıla, I. Çeyrek: Ocak — Mart, 2020. Haber Bülteni. Sayı 33604. 29 Mayıs 2020.

[iv] Türkiye İstatistik Kurumu. Dış Ticaret İstatistikleri, Aralık 2019. Haber Bülteni. Sayı 33848. 31 Ocak 2020.

[v] Türkiye İstatistik Kurumu. Dış Ticaret İstatistikleri, Nisan 2020. Haber Bülteni. Sayı 33852. 29 Mayıs 2020.

[vi] Son dakika haberi… Cumhurbaşkanı Erdoğan müjdeleri tek tek verdi. Milliyet Gazetesi. 10 Haziran 2020. https://www.milliyet.com.tr/siyaset/son-dakika-haberi-cumhurbaskani-erdogan-mujdeleri-tek-tek-verdi-6231199

[vii] Türkiye İstatistik Kurumu. Tüketici Fiyat Endeksi, Mayıs 2020. Haber Bülteni. Sayı 33866. 3 Haziran 2020.

53.17MB | MySQL:103 | 0,469sec