Об ухудшении ситуации в сирийской экономике. Часть 2

В ливанской газете «Аль-Ахбар» 5 июня была опубликована интересная статья о внешней торговле Сирии на современном этапе, основывающаяся на данных Министерства экономики и внешней торговли САР. По мнению авторов статьи, наибольшее влияние на изменения во внешней торговле Сирии за девять лет военного конфликта имели такие факторы как истощение сирийского бюджета в ходе войны, постоянно ужесточающиеся западные санкции, переход природных богатств САР, прежде всего нефти и газа под контроль несистемных сил, таких как курдские СДС. В этой связи сирийскому правительству пришлось рационализировать систему внешней торговли, сократить импорт и сделать больший акцент на экспорт товаров из Сирии. Значительные усилия тратятся на то, чтобы преодолеть экономическую изоляцию САР, навязанную США и их союзниками. Согласно данным Минэкономики Сирии, импорт товаров в эту ближневосточную страну в 2019 году сократился на 18% по сравнению с показателями 2018 года и составил 5,3 млрд евро. В то же время импорт в 2018 году снизился на 23% по сравнению с показателями 2016 года. Снижение импорта на 1.1 млрд евро по сравнению с показателями 2018 года журналисты связывают с двумя факторами. Во-первых, с ужесточением западных санкций. Во-вторых, с усилиями правительства САР по реализации программы импортозамещения.

В то же время 2019 год продемонстрировал увеличение экспорта по сравнению с 2018 годом на 21,6% (93 млн евро) и составил 523,3 млн евро. Общий дефицит торгового баланса Сирии составляет 4,6 млрд евро. Увеличение экспорта произошло в связи с возобновлением работы ряда заводов и мастерских, закрытых во время войны, а также с некоторым увеличением деловой активности.

Достаточно интересным представляется список основных торговых партнеров Сирии, приведенный Министерством экономики этого государства. По данным сирийских экономистов, основными экономическими контрагентами САР были «дружественными государства». Первое место среди внешнеторговых партнеров САР занял по итогам 2019 года Китай. Торговля с КНР составила  718 млн евро, что на 119 млн больше, чем в 2018 году. Это обстоятельство не должно удивлять, так как Китай является «мастерской мира», обеспечивающим высокотехнологичными товарами большую часть мира. На втором месте оказался Египет, вытеснивший Россию, занимавшую это место в 2018 году. Россия в прошлом году оказалась на четвертом месте среди сирийских внешнеторговых партнеров. Третье место заняла Индия, не порывавшая, несмотря на хорошие отношения с США, политических и экономических контактов с Дамаском. При этом индийский импорт товаров из Сирии достиг 70 млн евро. Интересным фактом является то, что политический альянс не всегда совпадает с экономическими предпочтениями. Например, среди 20 ведущих внешнеторговых партнеров Сирии оказались 13 арабских государств, большинство из которых разорвали и не восстановили дипломатические отношения с Дамаском. В том числе Саудовская Аравия, импортировавшая из Сирии товаров на сумму в 69 млн евро. Немалую роль в восстановлении торговых отношений САР с государствами Персидского залива сыграло открытие КПП «Насиб» на границе Сирии с Иорданией.

Топливный кризис. Энергетический потенциал Сирии не является значительным. Тем не менее, в течение многих лет Сирия не только удовлетворяла свои потребности в нефти и газе, но и была экспортером «черного золота». В 50-е-60-е годы ХХ века Сирия являлась нетто-импортером сырой нефти из соседнего Ирака. Ситуация изменилась в 80-е годы ХХ века после открытия нефтяных месторождений в провинции Ракка. Благодаря их разработке стране удалось не только перейти на полное энергетическое самообеспечение, но и наладить небольшой экспорт нефти за рубеж. Пик производства сирийской нефти падает на 1995 год, когда в стране добывалось 580 тысяч баррелей нефти в сутки. В 2005-2006 году годовая выручка САР от экспорта нефти составляла около 4 млрд долларов США. Добыча нефти упала вследствие объективных экономических причин и истощения запасов и составила в 2012 году 370 тысяч баррелей в сутки. Значительную роль в геологоразведке и добыче нефти на севере Сирии играла англо-голландская компания Royal Dutch Shell, которая ушла с сирийского рынка по политическим причинам в марте 2012 года. Сирийское государство фактически лишилось доходов от нефти в 2013 году после оккупации провинции Ракка радикальными исламистами из группировки «Исламское государство» (ИГ, запрещено в Росии) в 2013 году.

В годы гражданской войны Сирия удовлетворяла большую часть своих потребностей в нефти и нефтепродуктах за счет импорта из Ирана. В 2013-2018 годах иранцы поставляли в Сирию морем до 2 млн баррелей нефти в месяц. Это являлось немалым подспорьем для экономического выживания сирийского правительства. Если стоимость продуктовой корзины товаров в период 2010-2017 годов увеличилась в восемь раз, то стоимость бензина и дизельного топлива только в пять раз.

С апреля 2019 года иранский экспорт нефти в Сирию существенно сократился. Это можно объяснить двумя факторами.  Во-первых, Иран из-за экономических трудностей существенно сократил поставки нефти в Сирию в кредит. При этом сам термин «кредит» для обозначения оплаты Сирией иранской нефти не являлся точным. Это была фактически безвозмездная экономическая помощь. Объем кредита, выделенного правительством ИРИ на закупку иранских товаров в 2012 году, составил 7,6 млрд долларов. Вместе с тем Сирия приобрела в 2012-2018 годах иранскую нефть на сумму 10,3 млрд долларов. Слово «кредит» использовалось правительством ИРИ для успокоения иранского общественного мнения, чтобы убедить иранцев, что эти деньги когда-нибудь будут отданы. Согласно инсайдерским источникам, министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф еще в начале 2019 года сообщил своим партнерам в Дамаске, что лимит иранской кредитной линии исчерпан.  Во-вторых, США вместе с Израилем и Саудовской Аравией оказывали давление на третьи страны, в частности, соприкасающиеся с Суэцким каналом и Гибралтарским проливом, с целью затруднить движение иранских танкеров в Сирию. Так правительство США добилось временного запрета от Египта на прохождение иранских танкеров через Суэцкий канал, а танкер с грузом нефти для Сирии Grace-1 был задержан 4 июля 2019 года в Гибралтарском проливе.

Столкнувшись с дефицитом топливных поставок, правительство САР было вынуждено рассматривать пять альтернативных вариантов. Во-первых, вместе с Ираном попытаться обмануть администрацию Гибралтарского пролива и Суэцкого канала (например,  тем, что иранская нефть предназначена для Турции). Во-вторых, использовать наземный КПП Бу-Камаль — Аль-Каим на сирийско-иракской границе для транспортировки нефти из Ирана. В-третьих, рационализировать и уменьшить потребление топлива в Сирии.  В-четвертых, закупать нефть из России с ее транспортировкой через Черное море. В-пятых, покупать нефть у курдских боевиков из СДС (что уже имеет место). Каждый из этих вариантов сопряжен со значительными издержками. Нехватка нефтепродуктов привела весной 2019 года к ведению «умных карт», ограничивающих их продажу сирийским водителям в объеме 20 литров, что больно ударило по экономике страны и ее населения. Как написал палестинский журналист Халед аль-Джуюши: «Если такая ситуация будет продолжаться, многие сирийцы вынуждены будут оставить свои автомобили, и передвигаться пешком или вновь пересесть на ослов и верблюдов».

Экономические проблемы Сирии имеют непосредственное отношение к национальным интересам России на Ближнем Востоке. Задачей России является долговременное военное и политическое присутствие в регионе Восточного Средиземноморья. Для этого Москва должна иметь дело со стабильным и предсказуемым партнером. Совершенно очевидно, что нынешняя политика США и их союзников нацелена на провоцирование экономического коллапса в Сирии и политическую дестабилизацию в этой стране. При этом нынешнюю сирийскую политику Вашингтона можно сравнить с политикой калечащих санкций в отношении Ирака, осуществлявшихся в 1990-х годах. В этих условиях целесообразно выработать концепцию восстановления сирийской экономики и вывода этой страны из международной изоляции.

 

52.24MB | MySQL:103 | 0,536sec