О турецких НИОКР в интересах надводного флота Пакистана

Несколько лет назад представители военно-политического руководства Турецкой Республики и Исламской Республики Пакистан достигли понимания по вопросам военно-технического сотрудничества в области вооружений и военной техники, предназначенных для Военно-морских сил (ВМС). В результате представители ВМС Пакистана подписали со Стамбульским судостроительным предприятием контракт на проектирование, строительство и постпродажное обслуживание четырех корветов класса «Ада», представляющих последние достижения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) оборонно-промышленного комплекса Турции. Подобное решение вполне объяснимо нежеланием официального Исламабада попадать в полную зависимость от ОПК КНР в вопросе обеспечения военно-морской составляющей национальной безопасности.

4 июня 2020 г. на предприятии Istanbul Naval Shipyard в Стамбуле состоялась церемония закладки киля головного (из четырех заказанных) корвета класса «Ада» (MILGEM – Milli Gemi – «Национальное судно») в интересах ВМС Пакистана. Известно, что переговоры о поставке для ВМС Пакистана четырех корветов турецкой разработки начались в 2015 году, а первый запрос на покупку был направлен в 2017 году. В мае 2017 года в ходе выставки IDEF-2017 пакистанская компания Karachi Shipyard & Engineering Works (KSEW) подписала с турецкой STM (Savunma Teknolojileri Muhendislik ve Ticaret A.S) письмо о намерениях в рамках реализации программы строительства четырех кораблей класса «Ада» (MILGEM) для ВМС Пакистана. В июле 2018 года командование ВМС Пакистана заключило официальный контракт на поставку четырех корветов класса MILGEM с консорциумом турецких компаний. Основным подрядчиком поставки стала компания ASFAT AS (Military Plants and Shipyard Management Joint Stock Company). Отметим, что точная стоимость продажи сторонами не раскрывалась, но по неподтвержденным данным, она составила 1,5 млрд долл. Соглашение также предусматривает передачу Пакистану технологий и прав интеллектуальной собственности на проект корабля, подготовку инженерного состава.

Согласно контракту, первые два корабля будут построены в Стамбуле, еще два – на предприятии KSEW (Karachi Shipyard & Engineering Works) в Карачи. Как ожидается, в боевой состав ВМС Пакистана первая пара корветов войдет в 2022-2023 гг., а вторая – в 2024 году. Планируется, что первый корвет будет построен за 54 месяца, остальные корабли будут поставлены через 60, 66 и 72 месяца после подписания контракта. В сентябре 2019 года на предприятии Istanbul Naval Shipyard в присутствии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и начальника штаба ВМС Пакистана адмирала Зафара Махмуда Аббаси состоялась церемония резки первой стали для постройки головного корвета, предназначенного для пакистанского флота.

Реализация Турцией НИОКР и проекта MILGEM началась в 2000 году в интересах ВМС страны. В настоящее время в составе турецкого флота имеются четыре корвета класса «Ада». Корвет класса «Ада» (MILGEM) представляет созданный с использованием технологий малозаметности корабль длиной 99,56 м, максимальной шириной 14,42 м и водоизмещением около 2032 т. Силовая установка CODAG состоит из одной газовой турбины General Electric LM2500 мощностью 23 МВт и двух 16-цилиндровых дизельных двигателей серии MTU 16V 595 TE90 мощностью по 4320 кВт. Максимальная скорость – 29 узлов, автономность – 15 суток. Дальность плавания – 3500 морских миль на крейсерской скорости 15 узлов. Экипаж – 93 человека.

Вооружение корабля могут составить 76/62-мм АУ OTO Melara Super Rapid, пусковые установки Mk.49 GMLS с 21 ЗУР RIM-116B, 8 противокорабельных ракет «Гарпун» в двух счетверенных пусковых установок, четыре двухтрубных 324-мм торпедных аппарата Mk46. Корвет может нести вертолет 10-тонного класса (S-70B). В проект корвета для ВМС Пакистана планируется внести некоторые изменения, в первую очередь, в состав вооружения. Так, ранее упоминалось о намерении разместить 6-контейнерную ВПУ. Основным отличием корветов проекта MILGEM для ВМС Пакистана станет размещение между артиллерийской установкой и палубной надстройкой зенитно-ракетной системы средней дальности LY-80N, которая позволит кораблю более эффективно выполнять задачи ПВО. Данная зенитно-ракетная система позволяет перехватывать большой спектр аэродинамических целей на высотах до 15 км и на дальности до 40 км.

Отметим, что турецкая компания Savunma Teknolojileri Mühendislik ve Ticaret A.Ş. предлагает официальному Исламабаду проект малозаметного ракетно-артиллерийского катера (МРАК) FAC-55, который будет вооружен двумя артиллерийскими установками калибра 76 мм  и двумя счетверенными поднимающимися пусковыми установками для противокорабельных ракет. Обнаружение, классификацию и сопровождение надводных целей будет выполнять РЛС SMART-S Mk.2 производства французской компании Thales.

Известно, что турецкие кораблестроители разработали МРАК FAC-55 в рамках проекта «Скоростного ударного катера ВМС Турции» и в ходе НИОКР использовали данные о катерах проекта «Хамина» ВМС Финляндии. Максимальная скорость FAC-55 составит 55 узлов, водоизмещение 535 тонн, а корпус перспективного МРАК будет выполнен с учетом требований по снижению радиолокационной и тепловой заметности. Самым серьезным недостатком катера будет отсутствие систем ПВО.

Таким образом, поставки турецких корветов класса «Ада» в ИРП демонстрируют попытки ОПК Турции составить конкуренцию другим поставщикам, в том числе КЕР, на пакистанском рынке вооружений. Сделка подтверждает, что турецкие судостроительные компании могут получить значительные контракты в ИРП, если будут выполнять следующие условия: передача более 50% технологических решений, проведение работ по изготовлению, модернизации, ремонту вооружения и военной техники на территории Пакистана, а также предоставление более выгодных условий оплаты.

52.21MB | MySQL:103 | 0,977sec