Об подаче первых судебных исков и формировании досье по военным преступлениям в Ливии

По мере того, как, де-факто, раскол Ливии на две части становится все более осязаемым, гуманитарные аспекты конфликта все чаще оборачиваются предметом гласности и демонстрируют накопленный потенциал, вполне способный отправить за решетку в Гаагу не одного подозреваемого и не в мнимых, как в 2011 году, а во вполне реальных и активно документируемых в настоящее время, преступлениях. Разумеется, такие обстоятельства сами по себе имеют немного шансов воплотится в уголовное преследование, но при должном политическом заказе и поддержке со стороны, это будет, если не проще простого, то очень нетрудно. Отличится на этом, весьма сомнительном поприще успели все: боевики из ПНС и ЛНА, и, даже мифические, по мнению некоторых, тех же российских, официальных инстанций, но от этого не менее фотогеничные, то ли добровольцы, то ли наемники из одной частной военной компании.   Начало исковым процессам уже положено.

Сразу две ливийские семьи 12 июня подали иск против Халифы Хафтара в суд США, требуя привлечь его к ответственности за то, что они назвали «преступлениями, совершенными во время военных действий в Ливии».

Газета «Нью-Йорк таймс» в своей публикации, перепечатанной ливийским порталом OJ, пишет, что иск основан на Законе о защите жертв пыток от 1991 года в отношении лиц, переживших эти преступления, который позволяет иностранным гражданам предъявлять иск о компенсации в судах США.

Издание добавляет, что предыдущий иск был также подан против Хафтара по этому, достаточно редкому закону, в котором тот обвинялся в качестве ливийца и гражданина США и бывшего жителя штата Вирджиния «во внесудебном убийстве и пытках». Х.Хафтар, как известно, после сдачи в плен в Чаде в середине 1980-х гг. добровольно попросил политического убежища в США, где и проживал вплоть до окончания войны 2011 года. Он получил американское гражданство в 1990-х гг. и долгое время консультировал ЦРУ США касательно ливийской проблематики.

По данным газеты, адвокаты Хафтара не появлялись на первой сессии судебного заседания в Вирджинии, которая в основном касалась процедурных вопросов, таких как определение обслуживания и возмещения ущерба, и вскоре судьей Л.Бринкемом может быть вынесено предварительное решение, поскольку Хафтар и его сыновья не смогли ответить на иск в установленный срок.

«Вы отправляете нам сообщение о том, что Хафтар не имеет свободы совершать злодеяния, сохраняя при этом американское гражданство», — заявил в суде Кевин Кэрролл, вашингтонский адвокат из Уигана, который представляет истцов.

Юристы прокуратуры утверждают, что связи и имущество Хафтара в пригороде Вирджинии, Виенне, наделяют Федеральный суд юрисдикцией в отношении его преступлений, и семьи пострадавших требуют компенсации до 85 млн долларов от Хафтара и двух его сыновей, Халеда и Саддама, которые помогли ему возглавить нападение в 2014 году в Бенгази, Восточная Ливия, — сообщает «Нью-Йорк таймс».

Мона аль-Сайед, бывший адвокат по правам человека в Ливии, которая подала иск от имени своего отца и трех братьев, убитых в боях в Бенгази, рассказала «Нью-Йорк Таймс»: «Я чувствую эту боль каждый день, такую, которая остается с вами после тяжелых потерь, но наихудшим является чувство неспособности чтобы либо сделать с этим».

Она добавляет: «15 октября 2014 года вооруженная группа сторонников Хафтара штурмовала дом моей семьи в Бенгази, двое моих братьев были расстреляны, боевики разграбили и подожгли дом, похитили моего отца и другого брата. Позднее были найдены их изувеченные трупы, а выстрелы были произведены в голову и колени». Речь идет об операции «Достоинство Ливии», инициированной Х.Хафтаром в Бенгази в мае 2014 против сил местных исламистов и части тех местных группировок, которые прохладно отнеслись к возвращению фельдмаршала на политическую сцену.

Со своей стороны, член Президентского совета при правительстве ПНС, представляющий его при Организации Объединенных Наций, Тахер аль-Сунни призвал Международный уголовный суд принять меры против Хафтара, заявив: «Нужны ли Международному уголовному суду другие доказательства против него?»

Т.аль-Сунни написал на своей странице в «Твиттер» об обнаружении в Тархуне 8 массовых захоронений целых семей и отдельных горожан, которые были сброшены в колодцы и контейнеры, и сказал, что некоторые из них были похоронены заживо.

Он добавил, что все тела принадлежат людям, которые были убиты в течение периода контроля, «боевиками Хафтара» над городом, и задается вопросом: «Кто-то все еще говорит о диалоге с этим военным преступником?»

Партия справедливости и развития Турции, известная как политическая организация близкая по идеологии к движению «Братьев-мусульман», осудила то, что она назвала «жестокими преступлениями» против народа Тархуна, после обнаружения массовых захоронений в городе.

Кроме того, в заявлении, сторонники Хафтера названы «партией военных преступников», ответственной за преступления, которые, превышают все границы и нарушают все законы, обычаи и человеческую мораль, «показывая масштабы преступности и жестокости, которые красноречиво характеризуют этих ополченцев».

В заявлении говорится: «Те акты внесудебных расправ, пыток и ликвидации невинных гражданских лиц, включая детей и стариков, и бросания их тел, в колодцы, контейнеры и холодильники являются отвратительными бесчеловечными методами и только усиливают уродство этого военного проекта, основанного на тирании, преследовании и нарушениях прав человека».

ПСР осудила позиции стран, которые поддерживают действия ЛНА, и считает, что «они были причастны ко всем этим преступлениям против ливийского народа».

ПСР призвала все соответствующие местные и международные организации и органы строго документировать эти преступления и ускорить раскрытие личностей жертв, а Президентский совет при ПНС призвал, в свою очередь, принять все меры для обеспечения того, чтобы «виновные были привлечены к ответственности и их бы преследовали и дома, и за границей, а также к тому, чтобы вознаградить семьи погибших, и всех, потерявших своих детей».

Президентский совет обратился к «племенам восточного региона, чтобы сбросить власть этого преступника и подтолкнуть тех, кто их представляет, к участию с остальной нацией в строительстве новой Ливии, в согласии с тем, что это будет способствовать выходу нашей страны из кризиса и приданию ей стабильности».

Следует отметить, что эти сообщения идут без упоминания нарушений со стороны правительственной милиции после того, как она установила контроль над Триполи, поскольку значительная его часть была подвергнута большим разрушениям в результате обстрелов и контратак, что привело к гибели людей и уничтожению инфраструктуры.

Нарушения включали преднамеренные нападения, поджоги домов и штурм общественных и административных зданий, бомбардировки их и артиллерией.

По уверениям ЛНА, силы ПНС, совершили преступления, связанные с поджогом, грабежом и мародерством, в той же Тархуне, где вооруженные ополченцы сожгли дом шейха Салеха аль-Фанди, главы местного муниципального совета, и дома еще некоторых видных деятелей в центре города.

В другой видеозаписи было обнаружено похищение египетских рабочих из города Тархуна без какой-либо причины или оправдания, в дополнение к эпизодам краж и грабежа у семей в Тархуне, включая деньги, мобильные устройства и золотые изделия.

Как известно, действуя при поддержке сирийских наемников и турецких поставок ополченцы ПНС взяли под контроль город Тархуна после вывода всех сил ЛНА из него, а также город Арбан к юго-западу от Триполи.

Представитель командования ПНС, Мухаммед Кануну объявил, что отряды ПНС расширили свой контроль также над окрестностями Бени-Валида через несколько часов после въезда в Тархуну.

Ведущаяся в настоящее время силами МВД ПНС зачистка Триполитании, действительно вскрыла многочисленные факты расправ, грабежей, похищений и продажи людей в рабство на протяжении всего того периода, когда там хозяйничали боевики ЛНА. Но не будем забывать и о фактах репрессий со стороны мисуратских отрядов в Сурмане и в Сабрате, о взятии ими и теми же зинтанцами заложников, и многом-многом другом, детали чего составят не один десяток томов уголовных дел о преступлениях против человечности. По всей видимости, эти моменты, также, как и факты незаконной поставки оружия и боеприпасов в Ливию из Франции, РФ, Египта, ОАЭ в нарушение эмбарго ООН ждут подходящего политического момента, заказа на подобные расследования, который не заставит себя ждать, как только станет понятно, в каком направлении качнется зыбкая чаша военного равновесия на фронте у Сирта.

52.22MB | MySQL:103 | 0,751sec