О неожиданном предложении президента США Д.Трампа и оценке иранскими экспертами ирано-американского конфликта

Неожиданной новостью стало предложение президента США Дональда Трампа иранскому руководству возобновить переговоры для подписания соглашения по новому урегулированию ядерной проблемы Ирана. 5 июня между ИРИ и США произошел обмен заключенными. В США вернулся Майкл Уайт, ветеран ВМС США,  а в Тегеран ученый-физик с двойным ирано-американским гражданством Хамид Тахири. На фоне этого события Дональд Трамп поблагодарил иранскую сторону и написал в своем Твиттере: «Я предлагаю Вам большую и выгодную сделку! Не ждите до президентских выборов в Америке, я все равно буду победителем!». Предложение Трампа вызвало удивление у наблюдателей, тем более, что комиссия МАГАТЭ зафиксировала увеличение запасов обогащенного урана в ИРИ на 50% в течение последних трех месяцев. В настоящее время количество обогащенного урана на иранских складах в восемь раз превышает лимит, установленный условиями СВПД.

Ответ иранской стороны оказался ожидаемо отрицательным. Министерство иностранных дел ИРИ не выступило со специальным заявлением по данному поводу, но шеф иранской дипломатии Мохаммад Джавад Зариф написал в своем Твиттере: «У нас была сделка до тех пор, пока Вы не пришли к власти. Ни Иран, ни другие участники соглашения (Россия, Китай, Франция, Великобритания, Германия – авт.) из нее не выходили. Ваши советники, большей части которых с Вами уже нет, заставили Вас сделать самую большую глупость. Время зафиксировать это и вернуться к прежним договоренностям». Советник президента Хасана Роухани Хисамеддин Ашна также отреагировал на предложение Трампа. Опять же через Твиттер, ставший, похоже основным каналом связи между ИРИ и США. Иранский политик отметил: «3 ноября этого года (день президентских выборов в США –авт.) вы уйдете из политики, и мы знаем это. Для того, чтобы мы пошли на наше предложение, вы должны предложить больше, чем Обама». Обозреватели газеты New York Times полагают, что иранцы уверены в поражении Трампа на президентских выборах 2020 года и в победе его противника – кандидата от Демократической партии Джо Байдена. В любом случае они готовы подождать до выборов и оглашения их результатов, считая заключение каких-либо сделок с нынешней администрацией, учитывая волатильность и ненадежность нынешнего американского президента.

В то же время иранские эксперты продолжают осуществлять анализ ирано-американских противоречий и возможностей каждой стороны в противостоянии. На сайте «Дипломасийе ирани» была опубликована статья известного иранского политолога Джалала Хушчахрэ под названием «Не лелеем в сердцах Байдена, и не преувеличиваем критику Трампа». Иранский эксперт констатирует, что именно в настоящее время  американский президент наиболее нуждается в серьезных переговорах с Ираном. К этому его подталкивает фактор американской внутренней политики. США, по мнению иранского политолога, переживают сейчас тройной кризис: экономический, кризис, связанный с коронавирусом и внутриполитический кризис, вызванный протестными выступлениями чернокожего населения Соединенных Штатов. В этих условиях Дональду Трампу необходимо набрать  очки в преддверии предстоящих президентских выборов. Если ему удастся усадить иранцев за стол переговоров, а тем более навязать им соглашение на выгодных для Вашингтона условиях, это станет большой внешнеполитической победой. Джалал Хушчахрэ отмечает, что Трамп начал свое пребывание в качестве хозяина Белого Дома с оказания политики максимального давления на Иран: экономического, военного и политического. Однако стойкость Исламской Республики, проявившаяся в адекватных ответах, таких как сбитие в 2019 году американского самолета  Global Hawk, и крах надежд ан экономический коллапс Ирана, побудили Трампа менять тактику. В то же время надежды определенной части иранской политической элиты на приход к власти в США демократов Джалал Хушчахрэ считает преувеличенными. По его мнению, « Неоправданно считать, что Байден будет вторым Обамой. Даже если он придет к власти, его поведение по отношению к Ирану, скорее всего, ужесточится. Кроме того, Байден будет столь же произраильским президентом, как и Трамп»(1).

Профессор международных отношений Университета Алламэ Табатабаи Джалал Мирзаян отмечает необходимость слаженности действий всех политических институтов и центров власти Ирана по отношению к теме переговоров с США в статье «Необходимость единства действий, базирующегося на национальных интересах, в переговорах с Америкой». По мнению автора, обмен арестованными гражданами между ИРИ и США создает благоприятный фон для того, чтобы взять передышку в двусторонней конфронтации. Касаясь предложения Трампа, автор отмечает, что даже если оно не очень серьезно, то им надо воспользоваться для разрядки напряженности в ирано-американских отношениях. Находясь в условиях экономического кризиса, Иран не может себе позволить и дальше наращивать градус противостояния с США. Впрочем, это, по мнению автора, не означает, что позволительно капитулировать перед американскими требованиями (2).

Проблеме влияния гипотетического конфликта между Ираном и США на ситуацию восточных соседей Ирана – странах Южной Азии Афганистане и Пакистане посвящено интервью с афганской общественной деятельницей, членом Атлантического совета Фатимэ Аман. Афганская исследовательница акцентирует внимание на том, что многие эксперты исследуют влияние ирано-американской конфронтации на стабильность в Ираке, но никто не упоминает про Афганистан. На территории Афганистана находятся американские военные базы и народу и правительству этой страны категорически не хотелось бы, чтобы афганская территория превращалась в поле битвы между иранцами и американцами. Она напоминает, что в 1990-е и в начале 2000-х годах Иран был противником движения «Талибан», и оказывал помощь американцам в свержении режима талибов осенью 2001 года. Однако конфронтация со стороны Вашингтона после того как Джордж Буш-младший в 2002 году занес Иран в «ось зла», привела к тому, что иранцы установили связи с движением «Талибан». Иран, по мнению афганского политика, занимал двоякие позиции. С одной стороны присутствие американских войск в Афганистане было выгодно Тегерану, так как Иран передоверял американцам неблагодарную работу борьбы против международного терроризма в Афганистане. С другой стороны у иранского руководства появилось опасение в том, что американское военное присутствие в соседней стране создает для ИРИ стратегическую угрозу. Особняком стоит проблема афганских беженцев в Иране. Иранское правительство давно делало попытки их частичной депортации из страны. В случае ирано-американского военного конфликта репатриация беженцев из Ирана может привести к экономической катастрофе в Афганистане.

Что касается Пакистана, то отношения этой страны с Ираном, по мнению Фатимэ Аман, носят сложный и комплексный характер. Главным вызовом для ирано-пакистанского партнерства является напряженность в иранской и пакистанской частях Белуджистана, в которой стороны обвиняют друг друга. ИРИ и Пакистан вынашивали ряд интересных взаимовыгодных экономических проектов, которые регулярно срывались по вине пакистанской стороны, так как США и Саудовская Аравия оказывали на Исламабад политическое давление. Тем не менее, Пакистан не желает присоединяться к антииранской коалиции. По мнению афганской исследовательницы, руководство Пакистана не прочь взять на себя функции посредника в урегулировании конфликта между Ираном и США, Ираном и Саудовской Аравии. Такое посредничество привело бы к увеличению политического веса премьер-министра Имран Хана на международной арене (3).

Таким образом, иранские эксперты и аналитики внимательно анализируют американский внешнеполитический курс в отношении своей страны и возможность возобновления диалога с США по поводу иранской ядерной проблемы и отмены санкций. При этом скептическое и даже неприязненное отношение к личности Трампа не мешает им прагматически расценивать шансы на разрядку напряженности в отношениях с США.

  1. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1992141
  2. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1992111
  3. http://www.irdiplomacy.ir/fa/news/1989364
52.18MB | MySQL:103 | 0,471sec