О проблемах участия ОАЭ в ливийском конфликте

Действия Турции в Ливии способствуют затягиванию ливийского конфликта. Такое мнение выразил 11 июня государственный министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ) Анвар Мухаммед Гаргаш. «Анкара тяготеет к военному решению [ливийского конфликта], что способствует затягиванию страданий ливийцев и противоречит общей позиции международных игроков», — написал он на своей странице в «Твиттере». Гаргаш также выразил поддержку усилиям Египта, направленным, по его словам, на стабилизацию ситуации в Ливии, и подчеркнул стремление ОАЭ продолжать совместную работу с египетскими партнерами в этом направлении. Напомним, что командование ЛНА неоднократно обвиняла Анкару в поставках различных вооружений силам ПНС в обход международного эмбарго, а также в отправке им на помощь сотен наемников из Сирии. Столичное правительство в свою очередь заявляет о том, что ЛНА пользуется активной поддержкой Египта, ОАЭ и ряда других государств, утверждая, что они также направляют в Ливию оружие, военных специалистов и наемников. И эти претензии были еще раз очень наглядно подтверждены после оставления отрядами ЛНА важнейшего логистического пункта операций по своему материально-техническому снабжению Тархуны неделю назад. Силы ПНС захватила тогда оружие, боеприпасы и транспортные средства, закупленные ОАЭ для командующего ЛНА Халифы Хафтара. Среди трофеев — переносной зенитный ракетный комплекс FN-6, также известный как MANPAD, безоткатная противотанковая пушка SPG-9, противотанковый ракетный комплекс типа Cornet, а также минометы и ракеты «Град». Был захвачен большой склад минометов, буксируемых гаубиц, ракет, зенитных орудий и артиллерийских орудий. То есть, другими словами, ОАЭ понесли значительные финансовые потери.
В этой связи международные эксперты утверждают, что ОАЭ за последние десять лет израсходовали значительную часть своей финансовой ликвидности на закупки вооружения, однако при этом они не участвовали ни в каких официальных военных операциях, за исключением Йемена. При этом вмешательство ОАЭ в ливийский конфликт сделало Абу-Даби главным спонсором ЛНА, что в свою очередь взвинтила темпы импорта вооружений. Импорт вооружений ОАЭ достиг $ 4,98 млрд за последние пять лет, совпав с войной в Йемене, в составе международной коалиции. Эти данные не включают никаких дополнительных расходов на Вооруженные силы ОАЭ или финансирование какой-либо напряженности, будь то в Ливии или Йемене. Данные Стокгольмского Международного института исследований проблем мира (SIPRI) показывают, что эти цифры никак не меняются, несмотря на сокращение импорта оружия ОАЭ на 46% в 2019 году ($644 млн) после увеличения на 24% в 2018 году ($1,2 млрд). Согласно отчету агентства Anadolu, США поставили почти две трети стоимости оружия, которое ОАЭ импортировали за этот период, так как его доля составила $3,37 млн, что составляет 67,7% импорта в течение пяти лет. Импорт оружия ОАЭ достиг максимума в 2015 году в размере 1$,22 млрд, а затем сократился на 22 % в 2016 году, достигнув $955 млн. В 2017 году импорт оружия снова вырос на один процент до $965 млн, а в 2018 году — на 24% до $1,2 млрд, в то время как в прошлом году он сократился на 46% до $644. Доля США в импорте вооружений в ОАЭ выросла с 66,4% в 2015 году до 69% в 2016 году, 62,5% в 2017 году и 76,5% в 2018 году (самая высокая доля), а в 2019 году она достигла 59,5%.
В этой связи эксперты отмечают, что импорт вооружения в ОАЭ сейчас начнет замедляться еще большими темпами, прежде всего с учетом падения цен на нефть и общего экономического кризиса. ОАЭ являются третьим по величине производителем нефти в Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) после Саудовской Аравии и Ирака, имея добычу в около 3 млрд баррелей в день. При этом нефтяные поступления планомерно сокращались с середины 2014 года, и это положение только усугубилось снижением уровня добычи сырой нефти на две трети ее стоимости в первом квартале 2020 года, что стало худшим квартальным показателем за всю историю из-за пандемии коронавируса. На этой неделе Центральный банк ОАЭ дал прогноз, что экономика страны сократится на 3,6% после замедления экономической активности из-за пандемии. Банк также ожидает сокращения темпов роста неэнергетических секторов на 4,1% в 2020 году и общего объема производства в нефтегазовом секторе на 2,4% в этом году. Чтобы противостоять таким темпам экономического падения, правительство ОАЭ недавно объявило о пакете экономических стимулов на сумму $13,5 млрд и приняло ряд мер по поддержке авиационного сектора и сектора недвижимости. Одновременно власти вынуждены прибегать к мерам по активизации заимствования на мировом рынке. 19 апреля Абу-Даби объявил о выпуске многоуровневых суверенных облигаций общей стоимостью $7 млрд. Уже 2 июня Абу-Даби объявил о выпуске нового транша многоуровневых суверенных облигаций общей стоимостью $3 млрд, вынуждено возобновив эту программу.
Вся эта ситуация закономерно самым негативным образом повлияет и на область ВТС, но стоит ли ожидать падение уровня материально-технической поддержки сил ЛНА в Ливии? Рискнем предположить, что нет, ОАЭ слишком много вложили в проект Хафтара, или, вернее, проект ЛНА, как силовой и политической альтернативы протурецкому правительству в Триполи. Окончательный военный проигрыш в Ливии будет означать критическое поражение ОАЭ от своих региональных антагонистов в лице Турции и Катара, что означает не только моральное поражение, но и перспективу концентрации этой борьбы уже в более принципиальных для ОАЭ зонах их национальных интересов. Например, в том же Йемене и Африканском Роге, что собственно и так происходит. Но также безусловно, что эта программа поддержки ЛНА будет максимальным образом пересмотрена в сторону оптимизации расходов, которые бы позволили сохранить ЛНА, как военную силу, при одновременном достижении повышения уровня командования. Останутся фактически неизменными только программы использования китайских дронов, а также авиации и средств ПВО. Это принципиальные темы для ОАЭ с точки зрения приоритетов собственной оборонной политики: опыт, наработанный в Ливии, в данном случае бесценен и будет продолжен. С другой стороны — обычное оружие для нужд ЛНА будет в основном закупаться в Белорусии, что сильно дешевле по сравнению с тем же закупками в США. То есть, основной упор теперь будет сделан в пользу усиления именно поддержки в воздухе как главного инструмента достижения паритета на земле. Это, а уже не взятие Триполи, является для Абу-Даби сейчас основной задачей. Но главное в данном случае иная статья расходов — это деньги ОАЭ для подкупа местных племен, что и обеспечивает собственно военный успех на поле боя в Ливии. И вот сокращение этих статей расходов плюс создание качественного преимущества сил ПНС  по большому счету и привели к нынешнему военному поражению ЛНА, что поставило под знак вопроса дальнейшее сохранение степени влияния ОАЭ в Ливии.

52.24MB | MySQL:103 | 0,636sec