Джихадисты продолжают расширять активность в Сахеле и Западной Африке

Радикальные исламистские группировки продолжают расширять район своих действий в Сахеле и Западной Африке. Так, июнь текущего года ознаменовался ростом террористической активности в этих регионах.

Пожалуй, главным событием стало нападение боевиков-исламистов 11 июня на блок-пост силовиков в Кот д’ Ивуар, в результате чего только по официальным данным погибли 10 солдат и жандармов.

Нападение террористов на смешанный пост армии и жандармерии в Кафоло на границе с Буркина-Фасо стало первым после громкой атаки боевиков на эту страну в Гранд-Бассаме в 2016 г.

Однако в отличие от того теракта, совершенного смертниками, напавшими на гражданских лиц на пляже и гостиницах, новую атаку осуществили опытные боевики сугубо против военной цели, о чем говорят результаты их вылазки – 10 убитых силовиков противника при потере одного своего.

Произошедшее наглядно говорит, что страна подобно своим северным соседям рискует втянуться в полномасштабную войну против джихадистов.

Министр обороны страны Хамед Бакайоко уже пообещал «быстрый и соразмерный этой атаке ответ. Кот д’ Ивуар имеет средства для решения этой проблемы».

И это не блеф – кажется, что после десятилетия беспорядков с 2011 года страна восстановила определенную стабильность и на общем безотрадном фоне Западной Африки заметно нарастила свой экономический и политический вес и ее силовые структуры выглядят на порядок более сильными по сравнению с соответствующими инструментами их соседей.

Однако официальные власти явно преуменьшают масштабы угрозы. Последняя по времени успешная атака наглядно показывает, что начинающаяся борьба будет очень сложной.

Дело в том, что нападение это было ожидаемым, но силовики его проспали. Дело в том, что в конце мая текущего года армия страны начала совместную с силовыми структурами Буркина-Фасо операцию «Комо» на границе трех стран (в треугольнике Кот д’ Ивуар, Мали и Буркина-Фасо), где за последние годы укрепились боевики радикальных исламистских группировок. И вот она получила от них ответ.

При этом разведслужбы стран региона имеют информацию, что следующий этап развития джихадизма после радикализации Кот д’ Ивуар будет направлен против другой западноафриканской страны в лице Ганы.

В первую очередь речь идет о действиях «Катибы Макина», созданной в 2015 г. малийским исламским проповедником Амаду Куфа, и связанной с Группой поддержки ислама и мусульман (GSIM), присягнувшей на верность «Аль-Каиде» (запрещена в России).

По оценке местных экспертов, среди ее боевиков «есть опытные бойцы-джихадисты».

Заметим, что в отличие от других стран региона, подвергшихся исламистскому удару, Кот д’ Ивуар находится в более выгодном положении хотя бы потому, что здесь меньше для него «естественная» база, из которой они могут вербовать своих сторонников. Если в других государствах мусульмане составляют абсолютное большинство населения, тогда как в Кот д’ Ивуар их доля составляет 43% (проживают преимущественно в северной части страны).

Причем, по имеющимся данным, проникшие на территорию страны боевики-исламисты почти все являются пришлыми элементами. Исключения в лице ивуарийцев – пока единичные.

Однако власти этой страны принимают превентивные дополнительные меры по наблюдению за мечетями и проповедниками. С этой целью они открыли или усилили многочисленные комиссариаты полиции и жандармерии для осуществления более эффективного контроля.

Одновременно остается острой ситуация в Нигерии, где продолжают наносить чувствительные удары по силовикам боевики местного филиала запрещенного в России филиала «Исламского государства» — «Боко харам».

Так, только по официальным данным в результате рейда джихадистов 13 июня в районе города Монгуно на северо-востоке страны погибло 38 человек, в том числе как минимум 9 солдат правительственных сил.

Не менее тревожной остается ситуация в других странах региона, где исламские радикалы продолжают наносить чувствительные удары по противостоящим им официальным силам.

При этом джихадисты, судя по их информационной активности, усматривают улучшение для себя обстановки, в том числе отмечая у них появление союзника в лице влиятельных международных организаций.

В частности, они положительно реагируют на неоднократно звучавшие осуждения действий правительственных сил стран Сахеля представителями Миссии ООН в Ливии (Minusma) и правозащитников из Amnesty International.

В частности, речь идет о майских и особенно июньских заявлениях руководства данных структур по поводу контртеррористических операций силовиков Мали, Буркина-Фасо и Нигера.

Так, в новом докладе, опубликованном 10 июня, они обвинили их солдат в том, что они «сеют террор в деревнях, незаконно убив или похитив, по меньшей мере 199 человек в период с февраля по апрель 2020 года».

Согласно тому же источнику, некоторые из совершенных убийств являются внесудебными казнями, а в число жертв входят «внутренне перемещенные лица».

В июне текущего года представители данных организаций заявили, что некоторые из них были казнены, «а другие увезены с собой».

В связи с этим они призвали правительства Мали, Буркина-Фасо и Нигера «устранить угрозу гражданскому населению Сахеля, положить конец безнаказанности в связи с регулярными нарушениями, совершаемыми силами безопасности в отношении безоружного населения, и обеспечить соответствие их операций правам человека и международному гуманитарному праву».

Заметим, что ООН в своих заявлениях по региону пользуется данными правозащитниками. Так, по данным Самиры Дауд, директора по отделу Западной и Центральной Африки Amnesty International, особенно остро стоит ситуация в Мали и Буркина-Фасо, «где ситуация немеждународного вооруженного конфликта, преднамеренные убийства невооруженных гражданских лиц силами безопасности могут быть квалифицированы как военные преступления. В Сахеле царит отсутствие безопасности, население находится в ловушке между нападениями вооруженных групп и продолжающимися военными операциями, но мы не знаем истинных масштабов нарушений, совершенных силами безопасности».

По ее словам, «до сих пор обязательства правительств Мали, Буркина-Фасо и Нигера, обещающие исправить эти нарушения, не выполнялись. Власти этих стран должны в срочном порядке тщательно расследовать эти акты насилия, многие из которых могут представлять собой военные преступления, и обеспечить защиту населения во время военных операций против вооруженных групп».

А пока, по данным представителей международных организаций, «репрессии военных вынудили многих людей бежать в городские районы в поисках безопасности».

В связи с этим Amnesty International призвала «Власти Мали, Нигера и Буркина-Фасо положить конец незаконным убийствам и насильственным исчезновениям, совершаемым их силами безопасности. Они должны немедленно освободить всех арестованных или похищенных лиц, если только они не преданы суду и не обвинены в совершении преступления по закону. Они должны расследовать эти нарушения и привлекать к ответственности лиц, виновных в их совершении. Безнаказанность только порождает новое насилие и нарушения прав человека».

На основании этих данных ООН обвинила власти указанных выше стран в совершении «возможных внесудебных казней гражданских лиц». В связи с этим правительство Нигера выразило «возмущение» и объявило о готовности согласиться на проведение в связи с этим «международного расследования».

Показательно, что в этих докладах почти ничего не говорится о том, чем вызваны столь резонансные действия местных силовиков – это разгул террора джихадистов, осуществляемый представителями запрещенных в России «Исламского государства в Великой Сахаре», «Группы поддержки ислама и мусульман (GSIM) и «Аль-Каиды в странах исламского Магриба» (АКИМ).

Также интересно, что та же «Международная амнистия» особо отмечает ответственность за происходящее Франции, «собравшей 13 января 2020 года лидеров стран Сахеля, на котором они подтвердили партнерство в борьбе с отсутствием безопасности».

Заметим, что 3 июня объединенные усилия американского командования в Африке (Africom), французских спецназовцев и алжирской военной разведки привели к ликвидации в Мали на алжиро-малийской границе 50-летнего эмира АКИМ Абдельмалека Друкделя.

Контр-адмирал Хайди Берг, директор по разведке Africom, указал, что «именно Друкдель был архитектором расширения идеологии и действий АКИМ из Сахеля и Магриба в Западную Африку, где элементы, выступающие от имени «Аль-Каиды», совершали многочисленные нападения, похищения гибель сотен ни в чем не повинных гражданских лиц в Нигерии и Кот-д’ Ивуаре».

Исламистские источники подтверждают эту информацию. Смущает лишь то, что они не называют его преемника, но это может быть связано с нежеланием подставлять нового лидера террористов под удар антитеррористических сил.

Однако нельзя исключать и другую версию – что его имя не называется сознательно в связи с возможным объединением с другими влиятельными джихадистскими группировками.

Напомним, что в марте 2017 года джихадисты, связанные с АКИМ, включая группу известного террориста Мухтара Бельмухтара и радикального исламского проповедника Амаду Куфа, преимущественно туареги по национальности, объединяются в Группу поддержки ислама и мусульман (GSIM), возглавляемую Иядом аг Гали. Этот альянс и взял на себя большинство нападений в этой части Сахеля.

И не исключено, что теперь АКИМ будет более плотно действовать под уже достаточно знакомой «шапкой» GSIM.

Эта вероятность усиливается в условиях периодически возникающих «междоусобных» конфликтов с другой растущей в регионе силой – «Группой Исламского государства в Великой Сахаре» (EIGS), объявленной в январе 2020 года президентом Франции Эммануэлем Макроном и его коллегами из стран G5 Сахеля (Мавритания, Мали, Буркина-Фасо, Нигер, Чад) «приоритетной угрозой».

Между тем, в самом Мали нарастают протесты под флагом умеренной исламской оппозиции против существующей власти, тесно связанной политически с Францией.

И именно этот вызов может быть куда более опасным для дальнейшего ведения борьбы против джихадизма в стране и регионе в целом. В данном случае исламисты при определенном раскладе способны мирным путем обрушить непопулярные коррумпированные власти.

Причем, судя по действиям местных и иностранных борцов против джихадизма, у них нет иного плана по борьбе с данным явлением, кроме точечных ликвидаций. Однако обстановка в регионе с разрушенной экономикой и по-прежнему высокой демографией будет порождать «друкделей» с такой скоростью, за которой они в будущем явно не смогут угнаться.

62.85MB | MySQL:102 | 0,596sec