Израиль: проблемы нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе. Часть 1

История НПЗ Израиля

История нефтеперерабатывающего завода в Хайфском заливе (Израиль) начинается в далеких 1930-х годах. Когда в 1927 году в Киркуке на севере Ирака началась разработка крупного нефтяного месторождения , британские власти и Иракская нефтяная компания начали планировать трубопровод, соединяющий месторождения со средиземноморским портом, находящимся под  британским мандатом (патронажем).

Хайфа была выбрана в качестве порта отправки сырой нефти из-за ряда факторов, в том числе: подконтрольность территории от Ирака до Хайфы британскому правительству. В Хайфе уже началось планирование и развитие инфраструктура для создания нового порта. Хайфский залив был пригоден для бункеровки нефтяных танкеров и имел много свободного места, а так называемая железная дорога «Долины» шла вдоль части маршрута нефтепровода до хайфского порта.

В 1934 году когда было завершено строительство нефтепровода и Иракская нефтяная компания начала переговоры с британским правительством о строительстве нефтеперерабатывающих заводов у побережья Хайфы. Великобритания поощряет создание нефтеперерабатывающих заводов, обеспечивая этот проект вместе с крупнейшей нефтяной компанией Shell. Нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в Хайфском заливе были созданы при поддержке британских мандатных властей в 1938 году в рамках подготовки к возможной войне в будущем и обеспечения  большого запаса топлива для военных нужд.

Работы по созданию НПЗ начались в 1938 году и продолжались полным ходом в период всей Второй мировой войны. Уже  в 1939 году нефтеперерабатывающие заводы начали поставлять топливо для судов, пришвартованных в порту Хайфы. Во время Второй мировой войны эти заводы поставляли  смазочные материалы для армии и флота Великобритании и США действовавших в Северной Африке. Ввиду стратегической важности НПЗ в Хайфе для британских военных, в период с 1940 по 1942 год по заводам был нанесен 21 воздушный удар, в основном  итальянскими ВВС . Эти атаки нанесли урон, но не помешали работе по переработке. В районе действовала британская система противовоздушной обороны, которая включала в себя зенитную артиллерию, дымовые завесы и аэростаты.

По окончанию войны начиная с 1947 года, нефтеперерабатывающие заводы начали работать на полную мощность и британцы планировали их расширение и строительство нового нефтепровода в Ирак.  Но в связи решением о разделе Палестины и созданию Государства Израиле в ноябре 1947 года все работы были прекращены. После образования Государства Израиля, иракский нефтепровод прекратил работу и сырая нефть стала поступать в Израиль из других источников морским путем.

В 1958 году из-за боязни арабского бойкота британское правительство приняло решение продать все свои предприятия в Израиле, включая нефтяной бизнес. Среди сделок была продажа нефтеперерабатывающих заводов израильскому правительству, которое изменило название НПЗ на «Хайфские нефтеперерабатывающие заводы».

После закрытия Суэцкого канала , что в впоследствии привело к Синайской войне и для обеспечения регулярных поставок топлива в Израиль в 1956 году была создана правительственная компания «Афики Петролеум» для строительства порта по приемки сырой нефти в Эйлате и ее поставки  на нефтеперерабатывающий завод в Хайфе. Также были запланированы трубопровод соединяющие порт Эйлат с Беэр-Шевой и с Ашдодом.

В 1957 году иранская нефть начала поступать по трубопроводу из Эйлата в Беэр-Шеву, а затем транзитом, на завод в Хайфе. В 1957 году была проложена вторая часть нефтепровода  до Ашдода и оттуда топливо транспортировалось в Хайфу на переработку. В 1959 году трубопровод был проложен до нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе и была создана «Эйлат Трубопроводная Компания Лтд» (KSA) для эксплуатации данной лини.

В 1969 году правительство решило создать еще один нефтеперерабатывающий завод в Ашдоде с целью уменьшения рисков и главным образом из-за строительства порта в Ашдоде и близости его к трубопроводу Эйлат-Ашкелон. В 1973 году вступивший в строй  Ашдодской НПЗ позволил увеличить мощности по переработке сырой нефти. Общая площадь Ашдодских НПЗ составляет около 1000 дунамов (1 кв. кмр). Мощность переработки составляет около 4 млн тонн нефти в год.  Желая привлечь часть инвестиций от иностранных инвесторов, в основном от богатых евреев диаспоры, государство выделило 26% акций нефтеперерабатывающего завода «Израильской корпорации» — компании, основанной в 1968 году для создания партнерства между государством и владельцами иностранного капитала.

Еще в феврале 1963 года возникало предложение продать нефтеперерабатывающие заводы в Хайфе частным инвесторам, однако оно было заморожено из-за противодействия Министерства финансов. В октябре 1968 года нефтехимические заводы Хайфы были объединены с НПЗ компании  «Базан». Год спустя, в декабре 1969 года, начались переговоры с частными инвесторами, известными как «Израильская корпорация», о покупке части нефтеперерабатывающих заводов.

Разделение между двумя нефтеперерабатывающими заводами в Хайфе и Ашдоде и их приватизацией было принято на основании ряда правительственных решений: за период с 1999 год по 2003 год. В соответствии с соглашением, были созданы  отдельные компании для НПЗ в Ашдоде и Хайфе. Ашдодский НПЗ планировалось продать в качестве активного бизнеса, после чего НПЗ Хайфы будет выставлен на продажу для инвесторов на Тель-Авивской фондовой бирже.

В 2006 году в рамках приватизации Ашдодский НПЗ был продан компании ПАЗ  за 3,25 млрд шекелей (900 млн долларов) и стал компанией «Пaз НПЗ Ашдод».

В феврале 2007 года Хайфский НПЗ был приватизирован в два этапа. На первом этапе 44% акций были проданы институциональным инвесторам (резервные, венчурные и пенсионные фонды), а 46% были проданы группе Офер-Федерман примерно за 702 млн долларов, а на втором этапе остальные акции были проданы в рамках предложения на Тель-Авивской фондовой бирже.  НПЗ Хайфы имеют мощность переработки около 25 000 тонн нефти в сутки. На нефтеперерабатывающих заводах работают 1500 непосредственных рабочих и 2000 контрактных работников, большинство из которых являются жителями Хайфы и Северного Израиля.

На протяжении многих лет территория, на которой располагались НПЗ в Хайфском заливе, была экстерриториальной территорией и не принадлежала ни одному муниципальному органу власти (несмотря на то, что их прежнее название — «Хайфские нефтеперерабатывающие заводы», они не попадали под юрисдикцию города Хайфа).

Статус комплекса нефтеперерабатывающих заводов был определен 72 года назад Верховным комиссаром британского правительства как территория без муниципального статуса. Срок действия концессий истек в 2005 году в связи с чем решением министра внутренних дел Офира Паз-Пайнса комплексу был присвоен новый статус и на него стал распространяться специальный местный комитет по планированию и строительству, в состав которого вошли представители муниципалитета Хайфы и других прилегающих населенных пунктов.

В ноябре 2005 года, территория  нефтеперерабатывающих заводов была присоединена к муниципальному совету города Хайфы и Крайот. НПЗ должны были платить налоги на имущество в городскую казну Хайфы (в размере 45%), а также часть во все местные органы власти, граничащие с ним: города Кирьят-Ата (25%), Нешер (15%), и Звулонскому районному  совету (15%).

52.26MB | MySQL:103 | 0,536sec