Об иракской политике в интервью Хамиса аль-Ханджара порталу Middle East Eye. Часть 1

22 июня на портале Middle East Eye, базирующемся в Лондоне и финансируемом Катаром, было опубликовано большое интервью с известным иракским политиком и бизнесменом Хамисом аль-Ханджаром. Хамис Ханджар считается наиболее загадочным персонажем в иракской политике. Выходец из суннитской общины, родившийся в Фаллудже в 1965 году, он сколотил немалое состояние, будучи партнером по бизнесу сыновей Саддама Хусейна – Удэя и Кусэя. В 1997 году Х.аль-Ханджар перенес свой бизнес за рубеж, удачно инвестируя капиталы на Ближнем Востоке, в Европе и Северной Африке. Его экономические интересы сосредоточены в текстильной промышленности, банковском деле, торговле недвижимостью. Позже различные арабские СМИ подозревали его в поддержке антиамериканского сопротивления в Ираке, суннитских отрядов «Сахва», созданных США для борьбы с «Аль-Каидой» (запрещена в России) и блока «Аль-Иракийя» Айяда Алауи. Различные политические комментаторы называли Х.аль-Ханджара агентом то иранских, то турецких спецслужб, а также главным проводником интересов Катара в Ираке и сторонником движения «Братья-мусульмане» (запрещено в России). Он был и продолжает оставаться связанным с многими арабскими политиками и дипломатами. Задокументированы его контакты с премьер-министрами Ирака Хайдером аль-Абади и Аделем Абдель Махди, иранским генералом Касемом Сулеймани, наследным принцем Саудовской Аравии Мухаммедом бен Сальманом, наследным принцем ОАЭ Мухаммедом бен Зайедом, специальным представителем президента США в антитеррористической коалиции по борьбе с «Исламским государством»  (запрещено в России) Бреттом Мак Гурком. Хамис аль-Ханджар достаточно редко дает интервью. Поводом для его выхода из тени стало занесение его в санкционные списки США наряду с несколькими иракскими политиками проиранской ориентации —  лидером вооруженных формирований «Асаиб ахль аль-Хакк» Кайсом аль-Хазали, его братом Ляйсом аль-Хазали и Хусейном Фалихом Азизом аль-Лами. Как бы там ни было, данное интервью представляет большой интерес для понимания современной иракской политики и суннитско-шиитских отношений в Ираке.

Хамис аль-Ханджар начал интервью с опровержения тезиса о том, что сунниты в Ираке находились в привилегированном положении, а шиитов угнетали: «Все были равны при Саддаме. Если вы были реальным или воображаемым оппонентом режима, вас просто убивали».   Иракский политик говорит о том, что в 2003 году многие иракцы восприняли американцев как освободителей от жестокого, тиранического режима. Иракцы думали, что американцы пришли, чтобы внедрить в стране демократию и поднять экономику Ирака. После этого они уйдут. По его словам, первым шоком для иракцев был роспуск иракской армии американским наместником Полом Бремером, после чего большинство офицеров осталось без работы. Негативную реакцию со стороны иракцев вызвали  обыски и зачистки, а также насилие по отношению к женщинам. В 2004 году, когда началось антиамериканское сопротивление, к этому прибавилось использование американскими войсками фосфорных бомб в Фаллудже. Х.аль-Ханджар не скрывает, что он был финансистом этого сопротивления. Отвечая на вопрос о сотрудничестве между США и Ираном на начальном этапе, иракский бизнесмен отметил: «В 2004 году половина Багдада находилась в руках сопротивления. Это были суннитские районы. Американцы стали делать там зачистки и после этого передавали районы шиитским вооруженным формированиям, которые творили там зверства. Так американская политика содействовала подъему «Аль-Каиды»».

Достаточно много места в интервью было уделено созданию вооруженных формирований «Сахва» («Пробуждение»), объединивших суннитов Ирака для борьбы против террористов. Хамис аль-Ханджар вспоминает как в 2006 году он встречался в иорданской столице Аммане со статусными шиитскими политиками Ирака. Шиитские политики, по его словам, спросили, что нужно суннитам Ирака для примирения с правительством и завершения партизанской войны. Хамис аль-Ханджар ответил им:  «Нам нужно только справедливое государство. Вы должны допустить суннитов в армию, спецслужбы и Министерство нефти». Один из шиитских лидеров ответил Х.аль-Ханджару: «У нас есть одна проблема. Мы боимся возрождения партии Баас и террористов из «Аль-Каиды». Пока вы не избавитесь от «Аль-Каиды», мы не сможем предоставить суннитам права». Х.аль-Ханджар признался в том, что был одним из спонсоров отрядов «Сахва». Создание этих отрядов было требованием времени. Шиитские военные плохо вели себя в суннитских районах. Они насиловали женщин, препятствовали людям посещать мечети, задерживали суннитов на КПП. Кроме того, иракский политик отвергал практику «Аль-Каиды». «Они убивали всех шиитов. Это было неприемлемо. У нас не было проблем с рядовыми шиитами, а только с их политиками», — отметил Х.аль-Ханджар. Однако позитивный опыт «Сахвы» продолжался недолго. По словам Х.аль-Ханджара, уже в 2008 году премьер-министр Нури аль-Малики прекратил платить бойцам этих отрядов. Десятки командиров «Сахвы» были арестованы, другие уехали из страны. Хамис аль-Ханджар сообщает, что такое обращение с суннитскими вооруженными формированиями их бойцы восприняли как предательство именно со стороны США.

Немало места в своем интервью Х.аль-Ханджар уделил созданию блока «Аль-Иракийя» и его участию в парламентских выборах в марте 2010 года. Иракский бизнесмен понял, что решение межконфессиональных проблем в Ираке лежит в плоскости политики, а не только безопасности. Он со своими единомышленниками вели переговоры с тремя шиитскими группами с целью формирования предвыборной коалиции. Это были партии Айяда Алауи, занимавшего пост премьер-министра во временном правительстве Ирака в 2004-2005 годах, партия «Да’ава» Нури аль-Малики и группа популярного министра внутренних дел Джавада аль-Булани. Нури аль-Малики с самого начала отказался сотрудничать с суннитскими политиками. «Малики позвонил мне по телефону, поблагодарил за предложение и сказал, что мы встретимся уже после выборов. Два других политика (Айяд Алауи и Джавад аль-Булани – авт.) согласились войти в предвыборный блок». В результате выборов в марте 2010 года «Аль-Иракийя» получила большинство мест в парламенте – 91, а «Правовое государство» Нури аль-Малики – 89 мест. Тем не менее, по словам Х.аль-Ханджара, США стремились во что бы то ни стало привести Н.аль-Малики к власти. «Американцы буквально обезумели, стремясь не допустить нас до власти», — сказал Хамис аль-Ханджар. По его мнению, немалую роль здесь сыграл и субъективный фактор. «В то время иракскую политику США определял Бретт Мак Гурк, а он не был человеком Обамы. Он достался Бараку Обаме в наследство от администрации Джорджа Буша-младшего. И он сумел убедить Обаму в том, что именно Малики наилучшим способом сумеет соблюсти американские интересы. Но Малики был человеком не только Вашингтона, но и Тегерана». В результате девяти месяцев переговоров американцам и иранцам удалось продавить кандидатуру Н.аль-Малики. Иранцам в свою очередь удалось сплотить шиитские партии и группировки в рамках поддержки кандидатуры Нури аль-Малики.

 

52.2MB | MySQL:103 | 0,642sec