Израиль: проблемы нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе. Часть 3

 НПЗ оставить  нельзя  перенести?

НПЗ в Хайфе входит в  крупнейшую систему нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, расположенных в зоне Хайфского залива и управляется  компанией Oil Refineries Ltd входящей в структуру Bazan Group. Акции нефтеперерабатывающего предприятия торгуются на Тель-Авивской фондовой бирже.

Bazan Group является оплотом израильской промышленности и считается экономическим и энергетическим двигателем страны. Bazan Group состоит из ряда промышленных компаний, в основном занимающихся производством нефтепродуктов, полимеров, используемых в качестве сырья для пластмассовой промышленности и ароматических материалов для химической и нефтехимической промышленности.

Современные мощности позволяют Bazan Group производить широкий спектр продуктов нефтепереработки для промышленности, транспорта, сельского хозяйства, инфраструктуры и бытового потребления. Максимальная производительность бензина составляет около 26 600 тонн в сутки (197 000 баррелей). Более 70% продукции компании распространяется на местном рынке, остальная часть экспортируется в основном в страны Средиземноморья.

Максимальная перерабатывающая мощность предприятий Bazan Group составляет около  9,8 млн тонн в год. Тип перерабатываемой сырой нефти и фактический объем переработки определяются в соответствии с потребностями компании и общей оптимизацией. Компания так же производит около 170 000 тонн полиэтилена  и более 580 000 тонн ароматических продуктов в год, 450 000 тонн полипропилена в год на предприятиях в стране и 180 000 тонн полипропилена на предприятиях Ducur (Нидерланды).

Компания работает в формате 24/7, за исключением плановых перерывов на регулярное обслуживание, периодические или экстренные ремонтные работы. Bazan Group имеет средний коэффициент использования около 90% в год (до 98% в полные месяцы деятельности). Кроме того, рейтинг НПЗ в «индексе Нельсона» составляет 9 из 10.

Для справки.

Индекс сложности (комплексности) Нельсона, (Nelson complexity index, NCI) – это отношение уровня вторичной переработки нефтеперерабатывающего завода к его мощности по первичной переработке).

Израильская корпорация Israel Corporation владеет около 33% акций Bazan Group, а Petrochemical Enterprises in Israel Ltd — около 15,5% ее акций. Общественному сектору фактически принадлежит около 55% акций компании через биржевые холдинги. НПЗ включает в себя и дочерние предприятия: Carmel Olefins Ltd и Gadiv Petrochemical Industries Ltd.

Как отмечалось выше Bazan Group   является оплотом израильской промышленности и считается экономическим и энергетическим двигателем страны. Да и практически все нефтехимические заводы, расположенные в районе Хайфского залива, являются  ведущим предприятиями в своей отрасли. Естественно, что многие из них являются проблематичными объектами в сфере безопасности в период любых конфликтов в регионе, а в мирное время несут риск экологических катастроф. Однако как отмечалось ранее (см. «Израиль: проблемы нефтеперерабатывающих заводов в Хайфе. Часть 2 от 24.06.20), несмотря на риск и угрозу безопасности, а так же проблемную экологическую ситуацию в регионе, вопрос о закрытии НПЗ с момента их создания для нужд Великобритании и до нынешнего времени никогда не поднимался

Однако события последних лет привели к тому, что у общественности возник вопрос к государству, почему оно разрешает частному бизнесу импортировать загрязненную сырую нефть в страну и экспортировать чистые нефтяные дистиляты, когда в стране остаются убытки от процесса переработки, фатальное загрязнение и прочие экологические риски.

При этом муниципалитет Хайфы заинтересован и делает все возможное, чтобы экологически опасная промзона исчезла из залива и надеется на высокий доход от строительства жилья на месте промышленных предприятий. Но сегодня нет никаких планов по переносу заводов, но есть планы по их расширению и строительству большой электростанции в этой зоне.

Как стало известно, консалтинговой компанией McKinsey по запросу Национального совета по экономике, был подготовлен доклад о перспективах развития территорий Хайфского залива и возможной ликвидацией всей системы нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий. Однако после подготовки отчета McKinsey, канцелярия премьер-министра отказался выносить его в полном виде на суд общественности, якобы из-за «конфиденциальных сведений, касающихся бизнеса».

В принципе даже частичная публикация отчета стала возможной благодаря петиции в соответствии с Законом о свободе информации. Но, многие части отчета касающиеся  соображений безопасности и внешних связей страны были засекречены. Так же закрыты разделы  о деятельности нефтеперерабатывающей компании и других компаний, упомянутых в отчете, включая оценки и данные о возможности закрытия или частичнм перепрофилировании нефтеперерабатывающих заводов.

Согласно сделанному запросу Национальный совет по экономике при канцелярии премьер-министра попросил оценить четыре варианта: полное закрытие заводов, частичное закрытие, перенос в другую зону и постепенное закрытие.

Согласно отчету, перенос предприятий из Хайфского залива будет стоить 18 млрд шекелей и займет 10 лет. При этом освободится 1200 дунамов земли (1.2  кв. км) стоимостью до 20 млрд шекелей, на которых можно построить 50-100 тысяч новых квартир. Хотя консалтинговое агентство не учитывает дополнительную стоимость очистки территории после закрытия загрязняющих производств, но отмечает, что в регионе снизится загрязнение окружающей среды, что так же коммерчески выгодно. Даже будет добавлена сумма в 2 млрд шекелей для очистки загрязненной земли, расходы будут легко покрыты продажей земли. Смета на строительство объектов, которые государство должно будет установить для обработки импорта дистилятов, а также восстановление предприятий, связанных с НПЗ, таких как битумный завод (для производства асфальта), составляет 1,5 млрд шекелей.

Худшим вариантом в финансовом плане агентство назвало частичное закрытие без перемещения заводов. Выгода в этом случае только одна — уменьшение выбросов. При частичном или полном закрытии повысится зависимость Израиля от импорта топлива и продуктов перегонки нефти, частично эта зависимость может быть преодолена за счет увеличения объемов производства на Ашдодском нефтеперерабатывающем заводе.

Практически полностью закрыта часть отчета обсуждающая вариант полного закрытия предприятий. Хотя в Израиле есть два нефтеперерабатывающих завода, McKinsey заявляет, что нефтеперерабатывающий завод в Ашдоде, который принадлежит Paz, не сможет удовлетворить местные потребности в  топливе и других химических продуктах, производимых Bazan Group.  Отмечается , что одним из основных потребителей топлива является Турция, а полное закрытие заводов в районе Хайфского залива приведет к потери почти 8000 рабочих мест. В отчете также говорится, что если все нефтеперерабатывающие заводы будут закрыты, то государство должно подготовиться к импорту топливных дистилятов в течение всего периода, который понадобится экономике, а это операция, требующая отдельной инфраструктуры.

В тоже время отмечается, что новые предприятия  могут быть построены в течение семи лет, а значит их запуск может произойти не ранее 2028 года. Поэтому вполне возможно, что спор о новом местонахождении объектов, вероятно, в центре или на юге страны, вероятно, продлится долго. Импорт дистилятов создает еще одну зависимость от импорта с далеко идущими последствиями для безопасности страны. McKinsey знает о некоторых из них, но детали обсуждения и данные закрыты цензурой. И хотя эти предприятия помимо прочего и производят дизельное топливо и бензин,  обеспечивающий 60% рыночного спроса, но базовый сценарий McKinsey заключается в том, что Израиль примет европейскую директиву и к 2020-2040 годам примерно треть автопарка перейдет на использование электроэнергии, что означает снижение спроса на топливо.

В докладе рассматриваются различные оценки снижения спроса на некоторые производимые дистилляты, такие как снижение спроса на бензин из-за роста числа  электромобилей. Кроме того, отмечается, что отчет McKinsey основан на данных за 2017 год. В течение трех лет с тех пор во всем мире наблюдалось снижение спроса на дистиляты и увеличение прогнозов по снижению потребления топлива для транспорта.

Перенос НПЗ в основном лоббируется, при поддержки общественности,  муниципалитетом Хайфы, который хочет закрыть загрязняющие район предприятия и получит новые земли под застройку . Однако не все нефтехимические предприятия Хайфского залива, планируются к переносу, да и сама рекультивация земель может растянуться лет на десять. Все это говорит, что в ближайшей перспективе никакого перепланирования района под застройку произойти не может, а закрытие заводов приведет к серьезному росту безработицы в регионе.

После представления отчета в Национальный совет по экономическим вопросам канцелярия премьер-министра получила рекомендации от министерств, представителей ORL Group и других структур. Представитель Bazan Group групп сказал: «Мы изучаем отчет и его последствия. Группа проведет дискуссию по этому вопросу со всеми соответствующими правительственными учреждениями, чтобы обеспечить существование жизненно важной и устойчивой отрасли, которая является базовой для  энергетической экономики страны». Предполагаться, что вопрос перемещение заводов отпадет по экономическим причинам, однако возможно будут введены дополнительные требования по внедрению очистных сооружений и более чистых экологических производств.

52.76MB | MySQL:104 | 0,400sec