Итало-ливийские отношения на современном этапе. Часть 3

Торгово-экономическое сотрудничество и взаимозависимость двух стран

Управление миграционными потоками является лишь одним из многих направлений взаимодействия между Италией и Ливией. С 1950-х годов у обеих стран сложились прочные экономические отношения, которые успешно выдерживали многие моменты напряжения, международной изоляции и эмбарго в 1980-х и 1990-х годах, хотя и сильно пострадали, во время свержения М.Каддафи и нестабильности, наступившей вследствие этого. До 2014 года 133 итальянских компании сохраняли свое присутствие в Ливии. В 2016 году торговый оборот между Италией и Ливией составил 2,9 млрд евро, что на 41,1% меньше, чем в 2015 году, и намного меньше, чем 20 млрд, зафиксированных в 2008 году. На долю нефти и других энергоносителей приходилось около 80% товарооборота в 2016 году. Фактически, падение цен на нефть и нестабильность в Ливии затронули, прежде всего, самые южные регионы Италии. Тем не менее, несмотря на все сложности, присутствие итальянских компаний в Ливии не сопоставимо с теми же французскими и турецкими.

Как известно, два главных института играют решающую роль в экономической устойчивости Ливии, и их стабильность крайне важна для полного восстановления экономических связей между Италией и Ливией это: Центральный банк Ливии, где нефтяные деньги выплачиваются, а правительственные деньги распределяются, и Национальная нефтяная корпорация (ННК), которая доминирует в нефтяной промышленности Ливии.

Ливия обладает крупнейшими доказанными запасами нефти в Африке и занимает 21-е место по запасам природного газа в мировом масштабе. Ее экономика в значительной степени зависит от энергетического сектора, на который приходится более 95% экспортных поступлений. На нефтегазовый сектор приходилось около 60% общего ВВП в 2016 году. В свою очередь, Италия, страна, крайне зависимая от импорта энергоносителей, является ведущим получателем ливийских энергоносителей, поэтому защита поступления ливийских нефти и газа имеет решающее значение для Италии, и та же операция Mare Sicuro, задумывалась, в том числе, с целью избежать перебоев в экспорте энергоносителей и обеспечить безопасность ливийских наземных и морских энергетических инфраструктур. Здесь следует упомянуть, что ни для Франции, ни для Турции, ни тем более, для РФ, роль Ливии в плане источника поставок нефти и газа не критична так, как для Италии.

К концу 2017 года Ливия добывала около 1 млн баррелей нефти в день, что меньше 1,6 млн баррелей в день, добываемых до войны 2011 года, но демонстрирует радикальное улучшение по сравнению с 426 000 баррелей в день, добываемых  в 2016 году: этот рост был в основном обусловлен возвращением большей части ливийской территории под контроль Ливийской национальной армией Халифы Хафтара, которая заняла ключевые нефтеэкспортные порты. Однако отрасль все еще остается под контролем Национальной нефтяной корпорации (ННК), которая, несмотря на всю напряженность, является одной из немногих действующих частей ливийского государства, которая изо всех сил пытается заплатить поставщикам и инженерам, получая при этом только 25% бюджета, необходимого на каждый год. Как распределить нефтяную ренту между конкурирующими правительствами является одной из главных проблем при планировании будущего страны: энергетика, лежащая в основе рентного характера ливийского государства, сыграет решающую роль в восстановлении экономики.

Разумеется многие международные игроки имеют дело с ливийской энергетикой, такие как ENI, Италия (концерн ENI-AGIP-SAIPEM, старейший и крупнейший оператор в Ливии), Total (Франция), Repsol (Испания), Wintershall (Германия) и Occidental (США). Политика этих стран на местах находится под сильным влиянием их энергетических интересов. ENI (ливийский филиал формально переименован в 2010 году в Melitta Oil and Gas, Libya — авт.) начала работать в Ливии еще в 1959 году. Правительству Италии (через Министерство экономики и Cassa Depositi e Prestiti) принадлежит около 30% «золотой доли» в компании, которая является фундаментальным элементом итальянской внешней политики, была названа некоторыми экспертами «параллельным государством», и часто рассматривается, как «острие продвижения итальянских стратегических интересов в регионе», а также, во многом, связана с итальянской внешней политикой, способствуя ее формированию на протяжении многих лет (похожа на российский «Газпром», в этом плане — авт.). Производственная деятельность корпорации осуществляется в Средиземном море, вблизи Триполи и в районе Ливийской пустыни, на ведущих месторождениях «Элефант» и «Бу-Тыффль». Хотя, на акции ENI повлияли события 2011 года, они постепенно восстановились, и в 2016 году группа достигла самого высокого уровня производства со времени начала гражданской войны с производительностью 346 тыс. баррелей нефти в сутки (примерно 1/3 от нынешнего производства в Ливии) и, примерно, 20% от общего объема добычи группы, за год. Недавно ENI обнаружила новые ресурсы в бассейне Гамма и к 2021 году начнет добычу из гигантского месторождения в районе шельфа Бахр-Эссалам. Нефтегазовый комплекс Меллита, недалеко от Сабраты, является отправной точкой трубопровода Greenstream для импорта газа, добываемого на месторождениях Бахр-Эссалам и Вафа. Это критически важная инфраструктура для энергетической безопасности Италии, поскольку трубопровод соединяет Ливию с Сицилией, где газ распределяется далее, по национальной сети. Согласно некоторым источникам Мелитта, эксплуатируемая как ENI, так и NOC, после падения М.Каддафи, была взята под контроль ополчением «Аль-Амму», которое отвечало за «остановку» отъезда мигрантов из Сабраты. Оно начало охранять этот объект, расположенный к западу от Сабраты в 2015 году. В сентябре 2017 года в городе произошли столкновения между «Аль-Амму» и западным оперативным штабом ПНС (созданным в 2016 году для вытеснения боевиков ИГ из Сабраты) и бригадой «Аль-Вади». Похоже, что главной причиной столкновений был контроль за миграционными потоками, поскольку все противоборствующие стороны были «друзьями, делающими деньги на нелегальной миграции», пока итальянское правительство, озабоченное безопасностью Мелитты, не вмешалось и не заплатило бригаде Анаса Диббаши крупные отступные, согласно заявлениям итальянских СМИ, «чтобы остановить нелегальную миграцию». Проблемы заканчиваются с уходом со сцены Диббаши, и оперативный штаб берет на себя защиту комплекса в Меллите. Подобных перипетий не испытывал в Ливии, пожалуй, никакая, из других нефтяных компаний.

Кроме прочего, ENI является основным поставщиком электроэнергии в Ливии. Эта взаимозависимость также включает другие области, и стратегия ENI «с двойным флагом» привела к созданию нескольких объектов для местного населения: школ, инфраструктур, домов и финансируемых программ по сохранению культурного наследия страны. Компанией, впервые за последнее десятилетие были организованы образовательные программы и курсы для руководителей нескольких ливийских министерств и ряда должностных лиц.

Обоюдоострый экономический риск

Более 6 лет политического и экономического противостояния серьезно повлияли на бизнес. Итальянские компании в настоящее время предоставили Ливии кредиты на сумму около 900 млн евро, и вопрос с их погашением до сих пор не решен должным образом. С другой стороны, ряд инвестиций, осуществленных суверенным фондом благосостояния страны, Ливийским инвестиционным управлением (Libyan Investment Authority) еще до падения режима М.Каддафи в различные итальянские компании и стратегические активы, такие как FIAT, ENI, Uni Credit, Mediobanca и футбольный клуб Juventus, были заморожены санкциями ООН в 2011 году. Италия была страной, в которую LIA инвестировало больше всего.

Тем не менее, сильно стремление итальянского бизнеса занять лидирующее положение после улучшения политической ситуации в Ливии. Это привело к организации первого итало-ливийского экономического форума в Агридженто в июле 2017 года, в котором приняли участие более 100 итальянских представителей сектора энергетики, строительства, связи и финансов. Среди них были некоторые крупные итальянские промышленные и финансовые группы, такие как Sace и Uni Credit (банковское и кредитное агентство), Italferr и FSI (железнодорожный транспорт), Anas и Trevi (дороги и инфраструктура), концерн Leonardo (аэрокосмическая, оборонная и охранная промышленность), IVECO (производство автомобилей), Eni и Terna (энергетика). Форум был завершен опубликованием совместной декларации об экономическом сотрудничестве.

В течение 2017 года итальянские компании выиграли несколько важных контрактов в Ливии. В июле 2017 года Министерство транспорта правительства Ф.Сарраджа и итальянский консорциум AENEAS подписали контракт на реконструкцию международного аэропорта Триполи, закрытого в 2014 году после серьезных разрушений в ходе боев, с двумя новыми терминалами, один для международных рейсов, а другой для внутренних. ENAV, итальянский поставщик аэронавигационного обслуживания, строит диспетчерскую вышку в аэропорту Майтига и обучает местных авиадиспетчеров. Совместная комиссия, созданная в соответствии с договором от 2008 года, также возобновила работу по проекту прибрежной автомагистрали и оказания поддержки восстановлению ливийско инфраструктуры. Следует также отметить, что Италия поддерживает 10 археологических миссий в Ливии, которые могут сыграет важную роль в возрождении туристического сектора в будущем. Наконец, торговля, транспортные маршруты между Ливией и Италией продолжали функционировать даже, во время наиболее острых фаз конфликта. Судоходные компании Tarros Lines и Ignazio Messina и итальянско-швейцарский холдинг MSC, по-прежнему, предлагают еженедельные маршруты между многими итальянскими портами, такими, как Анкона, Генуя, Джоя Тауро, Специя, Палермо, Салерно и Венеция и ливийскими Триполи, Мисуратой и Хомсом.

Таким образом, вторым важнейшим сегментом итало-ливийских отношений являются их многолетние экономические связи, где итальянский бизнес, несмотря на возросшую активность турок, продолжает удерживать «ключевые высоты». Кроме энергетики, добычи нефти и газа, это высокотехнологичные промышленные и строительные проекты, медицина, спорт, индустрия развлечений, телекоммуникации, транспорт, ТВ и масс-медиа. Не говоря уже об индустрии роскоши, ювелирном деле, дизайне, мебели и одежде премиум класса. Даже такая бытовая вещь, как практически вся хлебобулочная продукция, в Ливии до сих пор, производится на итальянский манер. Иными словами, турки развивают с ливийцами свой уровень экономического сотрудничества, менее технологичный и стоимостной, чем у итальянцев.

Ну и, разумеется, никто из нынешних участников международного вмешательства в ливийские дела, ни ОАЭ, ни РФ,  ни АРЕ, ни Франция не имели и не имеют, даже относительно сопоставимых по объему, стоимостному выражению и товарному наполнению, внешнеэкономических связей с Ливией, как Италия. К слову, даже военно-техническое сотрудничество с Римом у Триполи было и весьма насыщенное: кроме систем связи, РЛС и большого количества стрелкового оружия, Италия поставляла в Ливию противолодочные вертолеты, самоходные артиллерийские установки, противотанковые ракеты, комплексы РЭБ, транспортные самолеты и противокорабельные ракеты «Отомат». В Италии проходили обучение многие ливийские военнослужащие.

Вне зависимости от того, как будут развиваться события в Ливии дальше, Италия имеет все основания для активного и разностороннего участия во внутри ливийском диалоге. На ведущих ролях, сообразно своим экономическим связям и интересам, как итальянской, так и ливийской стороны. Такая активность, если угодно, экспансия, логична, обоснована, оправдана и многократно апробирована на протяжении последних 30-40 лет. И, как нетрудно убедиться, зиждется на здоровой экономической, и как мы, в дальнейшем, убедимся, не только, основе, что разительно отличается от действий третьих сторон, посылающих на совершенно непонятных основаниях и в нарушение всех международных норм, оружие и отряды наемников, захватывающих экономические объекты в Ливии.

52.33MB | MySQL:103 | 0,628sec