Турецкая оценка соотношения подводных сил ВМС Турции, Греции, Египта и Израиля в Восточном Средиземноморье

Согласно публикациям в турецких специализированных изданиях, командование ВМС Турции и национальное военно-морское экспертное сообщество придают особое значение развитию современного подводного флота. Считается, что в отличие от надводных боевых кораблей подводная лодка (ПЛ), благодаря своей скрытности, является стратегически важной военно-морской платформой. Она пригодна для независимого выполнения операции в трехмерной среде без какой-либо внешней поддержки даже в контролируемых противником водах. Последнее приобретает особое значение в современных условиях, складывающихся в Восточном Средиземноморье, где интересы Турция в области добычи углеводородов всё сильнее конфликтуют с аналогичными интересами соседних государств.

Состав подводного флота ВМС Турции

Как известно, в настоящее время руководство подводным флотом осуществляет Командование подводными силами (флотилия) ВМС Турции (Turkish Naval Forces Submarine Group Command). В общей сложности под его началом эксплуатируются 12 ПЛ, в том числе: четыре проекта «Ай» (AY, тип 209/1200), четыре проекта «Превезе» (PREVEZE, тип 209/1400) и четыре – «Гюр» (GÜR, тип 209/1400). Командование осуществляет свою деятельность с целью защиты морских интересов страны, что очередной раз было подтверждено в ходе крупных учений «Голубая родина» (Mavi Vatan), прошедших в феврале-марте 2019 года и охвативших район площадью 462 тыс. кв. км. Руководство страны рассматривает подводный флот ВМС, как «выдающийся сдерживающий фактор в … регионе и во всем мире…»

«Переломным моментом в истории турецких подводных сил» национальные СМИ назвали спуск на воду ПЛ TCG Piri Reis (S-330) состоявшийся 22 декабря 2019 года. Лодка Piri Reis стала первым кораблей типа «Рейс» (214TN REİS), построенном на военно-морской верфи Gölcük в рамках проекта подводной лодки нового типа (New Type Submarine Project, NTSP) общей стоимостью 2,06 млрд евро.

Как утверждается, проект «Рейс» с гибридным приводом имеет «более тихую» конструкцию корпуса, уменьшенный шум потока, а также более низкие акустические, тепловые и магнитные сигнатуры по сравнению с дизель-электрическими подводными лодками (ДЭПЛ), уже стоящими на вооружении ВМС Турции.  Подводные лодки типа «Рейс», благодаря топливным элементам PEM (2×120 кВт) их воздухонезависимой двигательной установки (Air Independent Propulsion, AIP) и высокой емкости аккумуляторов (2х324 элемента), будут способны проводить длительные операции (от 4 дней до 3 недель) без необходимости хода под шноркелем (устройством работы двигателя под водой для отвода выхлопных газов). В частности, они получат способность пересекать Средиземное море в подводном положении без подключения шноркеля и совершать переход в США без дозаправки. Ожидается, что ПЛ типа «Рейс» значительно улучшат оперативные возможности ВМС Турции в морских акваториях, особенно в Эгейском море и Восточном Средиземноморье.

Согласно открытым источникам, к 2025 году Командование подводными силами ВМС Турции должно иметь в своем составе 2 субмарины типа «Ай», 4 ПЛ типа «Превезе», 4 ПЛ типа «Гюр» и 4 ПЛ типа «Рейс». Причем, из 4 ПЛ проекта «Превезе» две уже сейчас обновлены в рамках программы модернизации средины срока службы (Mid-Life Upgrade, MLU), а две другие находятся в процессе переоборудования. В ходе работ субмарины оснащаются  продукцией компании HENSOLDT, новыми навигационным и командирским перископами, гидролокаторами местного производства, системой радиоэлектронной поддержки (Electronic Support Measures, ESM), системой боевого управления MÜREN и тяжелыми торпедами модели AKYA турецкого производства. В дополнение же к 4 ПЛ типа «Рейс» еще две лодки будут находиться в стадии строительства и, как ожидается, пройдут морские приемочные испытания.

Противоречия из-за углеводородов

По мнению специалистов, повышенный турецкий интерес к подводным силам во многом объясняется той ролью, которую они могут сыграть для разрешения нарастающего противостояния между Турцией и её соседями. Поводом для конфронтации стали буровые работы, которые Турция проводит в Эгейском море и Восточном Средиземноморье. Напряженность возросла еще больше после подписания турецко-ливийского (с ПНС) соглашения об установлении границ смежных экономических зон и образовании исключительной экономической зоны Турции от её южного средиземноморского побережья до северо-восточного берега Ливии.

Вполне закономерно, что Греция, Израиль и Египет выступили против  соглашения, которое фактически срывает их планы на освоение запасов природного газа в восточной части Средиземного моря, а также блокирует проект строительства трубопровода. Его магистраль планируется проложить от Израиля до материковой Греции и далее к европейской сети природного газа. В результате сегодня Греция, Израиль и Египет находятся в конфронтации с Турцией в Эгейском море и Восточном Средиземноморье в отношении того, что касается исследований и совместного использования ресурсов природного газа.

По оценке турецкой стороны, эти же государства входят в число стран с сильным военно-морским присутствием и подводными силами в регионе. В качестве другой силы с подводными лодками в регионе турецкие источники называют Алжир. Он имеет 6 ПЛ, поставленных Российской Федерацией: 4 ПЛ улучшенного типа «Кило» (основа – проект 636) и 2 ПЛ типа «Кило»  (основа – проект 877EKM), но, вероятно, турецкие аналитике пока не классифицируют Алжир, как вероятного противника.

Состав и состояние подводных сил стран-конкурентов

Подводный флот Греции в настоящее время представлен 11 ПЛ различных проектов. В дополнение к ДЭПЛ типов 209/1100 (3 ед.) и 209/1200 (3 ед.) ВМС Греции эксплуатируют 5 ПЛ с воздухонезависимой двигательной установкой: одну ПЛ типа 209/1200 и 4 ПЛ типа 214HN.

Согласно турецким источникам, новейшие греческие ПЛ типа 214HN имеют длину 65,3 м, ширину корпуса 6,3 м, высоту 13,1 м и осадку 6,0 м. Водоизмещение лодки в надводном положении составляет 1688 тонн, в подводном – 1858 тонн. На поверхности лодка способна развивать скорость до 10,5 узлов, а под водой двигаться с максимальной скоростью до 21 узла. Экипаж: 27 военнослужащих. Автономность: около 84 суток. Комплект вооружения включает 8 533 мм торпедных аппарата с боезапасом 12 торпед, а также в зависимости от модификации от 24 до 36 морских мин.

ВМС Египта в ближайшей перспективе будут эксплуатировать 8 подводных лодок: 4 модернизированных ПЛ типа «Ромео» (Romeo, китайский тип 033, бортовые номера 831, 842, 852 и 858) и 4 ДЭПЛ типа 209/1400-Mod немецкого производства. Причем, из них две ПЛ (S41/861 и S42/862) уже поставлены Германией, одна лодка проходит этап морских приемочных испытаний (S43/863) и одна на стадии строительства (S44/864). Поставку ПЛ типа 209/1400-Mod планируется завершить к концу 2021 года.

Подводные лодки типа «Ромео» в надводном положении имеют водоизмещение 1330 тонн и 1712 тонн под водой. Этот проект ВМС Египта приняли на вооружение в 1982-1984 годах. Согласно соглашению, подписанному 25 июня 1996 года, на общую сумму в 133 млн долл. США проведена модернизация лодок этого проекта на военно-морской базе Рас-эль-Тин в Александрии (Египет). Главный подрядчик работ – американская Lockheed Martin Tactical Defense Systems.

В рамках работ по модернизации, завершенных в начале 2000-х годов, ПЛ типа «Ромео» получили оптронное оборудование для ведения наблюдения (Model 86 Optronic Mast) и командирский перископ (Model 76) от компании Kollmorgen. Лодки также оснащены новым поколением активных и пассивных эхолотов (Loral и STN Atlas), современной системой боевого управления (СБУ), новым типом навигационного оборудования и системы связи, а также системой радиоэлектронной поддержки Condor AR-700-S5 ESM.

Подводные лодки типа «Ромео» вооружены запускаемыми с ПЛ управляемыми ракетами UGM-84 «Гарпун» (так называемый инкапсулированный «Гарпун») и тяжелыми торпедами NT-37F. Боезапас ПЛ, обычно, включает 4 ракеты «Гарпун» и 10 торпед. В ходе военно-морских учений, проведенных в декабре 2019 года, одна из ПЛ типа «Ромео» успешно выполнила подводный пуск ракеты «Гарпун». Фотографии пуска Министерство обороны Египта распространило через социальные сети.

Как полагают турецкие аналитики, несмотря на то, что ПЛ типа «Ромео» с помощью программы модернизации получили современное сенсорное оборудование и возможности подводного пуска ракет, с точки зрения эксплуатационных характеристик, эти ПЛ не могут конкурировать даже с модернизированными ПЛ типа «Ай» в составе ВМС Турции. Согласно турецкой оценке, самыми современными ПЛ в составе ВМС Египта являются лодки типа 209/1400-Mod, которые по свои характеристикам, сенсорному оснащению и установленному вооружению сходны и аналогичны ПЛ типа «Гюр» подводных сил ВМС Турции.

ВМС Египта подписали контракт с Германией на 920 млн евро на две ПЛ типа 209/1400-Mod в ноябре 2011 года, а в 2015 году разместили заказ на две дополнительные ПЛ, включенные в качестве опций в первый контракт. Первая ПЛ S41 (861) была передана заказчику в декабре 2016 года, вторая ПЛ S42 (862) – в августе 2017 года. Строительство третья ПЛ S43 (863) завершилось и лодка спущена на воду 3 мая 2019 года.

Согласно открытым источникам, лодка типа 209/1400-Mod оснащена СБУ на базе ISUS-90 и несет боезапас, включающий ракеты UGM-84L Block 2 Sub-Harpoon (инкапсулированный «Гарпун») и тяжелые торпеды DM2A4 Mod 4 (по другим источникам, SUT Mod 264). В мае 2016 года через канал продажи оружия и военной техники иностранным государствам (Foreign Military Sales, FMS) Египет заказал в США 20 управляемых ракет «Гарпун» (Harpoon Block 2) для использования на подводных лодках.

Израиль как третий противник Турции в Восточном Средиземноморье обладает подводным флотом, сведенным в составе одной флотилии подводных лодок. По состоянию на январь 2020 года 7-я флотилия ПЛ ВМС Израиля имела в своем составе 6 кораблей (5+1): 3 ДЭПЛ типа «Долфин-I» (Dolphin-I) и 2 типа «Долфин-II» (Dolphin-II). Строительство третьей ПЛ этого проекта INS Dragon (ранее INS Dakar) продолжается на верфи HDW в Германии. Ожидается, что субмарина поступит заказчику в течение 2020 года.

Подводя промежуточный итог, турецкие специалисты обращают внимание на то, что в настоящий момент ни Израиль, ни Египет не обладают достаточной способностью, чтобы конкурировать с ВМС Турции с точки зрения состава и эффективности своих подводных сил. Вместе с тем, они признают потенциал возможностей 7-й флотилии ПЛ ВМС Израиля, которая может считаться серьезным противником для подводного флота Турции. Хотя израильская флотилия имеет в своем составе небольшое количество кораблей, она воспринимается, как наиболее эффективная и квалифицированная подводная сила в Восточном Средиземноморье, что объясняется технической поддержкой и технологическими возможностями оборонной промышленности Израиля.

Состояние и перспективы подводных сил Израиля

Согласно турецким источникам, в последние годы израильские ВМС изменили свою организационную структуру с целью обеспечения безопасности запасов и мест добычи природного газа у побережья страны. В настоящее время ВМС Израиля действуют в Средиземном и Красном морях (залив Акаба) и имеют военно-морские базы в Хайфе и Ашдоде на побережье Средиземного моря и в Эйлате на Красном море. Штаб-квартира 7-й подводной флотилии ВМС Израиля (Shayetet 7) находится в Хайфе. Соединение полностью укомплектовано военнослужащими-добровольцами. Основанная в 1959 году 7-я флотилия сегодня является ведущей ударной силой ВМС страны.

По соглашению с Германией, подписанному в июне 1991 года, «Шайетет 7» в течение года получила три ПЛ типа «Долфин-I»: INS Dolphin (27 июля 1999 года), INS «Левиафан» (Leviathan, 29 июня 1999 года), INS «Текума» (Tekuma, 22 октября 2000 года). Дизель-электрические ПЛ типа «Долфин-I» имеют длину 57,3 м, высоту 12,7 м, ширину корпуса 6,8 м и осадку 6,2 м. Водоизмещение корабля в надводном положении составляет 1640 тонн, под водной – 1900 тонн. В надводном положении лодка развивает скорость до 11 узлов, в подводном – 20. Субмарины типа «Долфин-I» (тип 800) имеют многокамерную конструкцию корпуса и Х-образные управляющие поверхности (рули направления) вместо «+» формы.

Подводные лодки оснащены 10 торпедными аппаратами (6 533 мм и 4 650 мм) и СБУ ISUS-90/1. Боезапас ПЛ типа «Долфин-I» может включать 16 тяжелых торпед (из которых 10 в ТА и 6 в запасе) и различные типы управляемых ракет для поражения надводных целей.  В дополнение к 35 членам экипажа лодка способна принять на борт 10 коммандос сил специальных операций из состава 13-й флотилии ССО (Shayetet 13) ВМС Израиля.

Подводные лодки «Долфин-I», спроектированы исключительно в соответствии с требованиями ВМС Израиля и используются только «Шайетет 7». Стоимость каждой ПЛ составляет 340 млн долл. США, а общая стоимость заказа – 1,28 млрд долл. США. В рамках проекта модернизации на общую сумму 100 млн долл. США, стартовавшего в начале 2010 года, ПЛ типа «Долфин-I» подверглись комплексным работам по техническому обслуживанию, ремонту и восстановлению. По регламенту работ, проводившихся на военной верфи в Хайфе под руководством немецкого генерального подрядчика TKMS/HDW, были сняты и отремонтированы все клапаны, трубы, системы радаров и перископов, главный дизельный двигатель, а также установлено 10-сотовое противоторпедное оборудование (Torbuster Torpedo Countermasure System Launchers) и приманки.

От компании Rafael лодки получили комплекс системы связи SeaCom, обеспечивающий защищенные IP и спутниковые коммуникации, а также возможность передачи аудио и видео данных. После проведения работ по модернизации в размере 26,4 млн долл. США ПЛ INS «Долфин» была повторно передана флоту в декабре 2011 года.

Подводные лодки «Долфин-I» составляют первую группу ПЛ в составе «Шайетет 7». Согласно открытым источникам, оперативной зоной ответственности одной из ПЛ этого проекта являются Красном море и Персидском заливе, вторая действует в Средиземном море, а третья лодка базируется в Хайфе (или Ашдоде) для защиты побережья Израиля.

Контракт стоимостью 1,2 млрд долл. США на строительство первых двух ПЛ типа «Долфин-II» (также известен, как Dolphin AIP, или Super Dolphin) был подписан между Германией и Израилем в 2005 году. Официальный контракт на постройку третьей ПЛ этого типа, включенной в основной контракт в качестве опции, заключили в марте 2012 года с участием израильского министра обороны Эхуда Барака. Подводные лодки строились в Германии на верфи Howaldtswerke-Deutsche Werft (HDW), которая является частью ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). В рамках контракта поставка первой ПЛ INS «Таннин» (Tannin) состоялась в сентябре 2014 года, следующей ПЛ INS «Рахав» (Rahav) –  в январе 2017 года. Последняя, третья ПЛ INS «Драгон» (Dragon) все еще находится в стадии строительства, но её поставка планируется в текущем 2020 году.

Подводные лодки типа «Долфин-II», оснащены гибридной воздухонезависимой силовой установкой. Они на 11,3 м длиннее ПЛ типа «Долфин-I» и имеют длину 68,6 м, ширину корпуса 6,8 м и осадку 6,2 м. Поверхностное водоизмещение корабля: 2 083 тонны. Водоизмещение в подводном положении: 2438 тонн. В надводном (подводном) положении лодка развивает скорость 11 (25) узлов. Тип «Долфин-II» оснащен СБУ ISUS-90/55. Каждая субмарина принимает на борт до 50 военнослужащих: 35 членов экипажа и 15 коммандос 13-й флотилии ССО ВМС Израиля. Боезапас: до 21 тяжелой торпеды DM2A4 и управляемые ракеты.

Как на подводных лодках проекта «Долфин-I», так и на ПЛ типа «Долфин-II» установлено по три дизельных двигателя от MTU. Их командирские перископы модели 76 и оптические перископные система модели 90 (производства Kollmorgen) специально разработаны в соответствии с требованиями ВМС Израиля. Кроме того, на перископной мачте М90 размещена система ESM производства  компании Elbit. Утверждается, что до одной трети (135 млн. евро, или 168 млн. долл. США) от общей стоимости строительства лодок (около 500 млн.  евро, или 650 млн. долл. США каждая) были субсидированы правительством Германии.

Поскольку командование ВМС Израиля планирует сохранить в своем составе ПЛ типа «Долфин-II» в рабочем состоянии до 2050 года, сообщается о дополнительной закупке для «Шайетет 7» 3 ПЛ типа «Долфин-III» с гибридной силовой установкой. В этом контексте, меморандум о взаимопонимании на сумму 1,3 млрд. долл США был подписан между Германией и Израилем в июне 2017 года. Подписание  официального контракта на закупку ПЛ типа «Долфин-III» ожидается в 2020 году. Первую лодку планируется ввести в состав 7-й подводной флотилии в 2030 году после 8-летнего периода строительства с момента начала контракта. Подводными лодками проекта «Долфин-III» планируется заменить ДЭПЛ типа «Долфин-I».

Внешний дизайн ПЛ типа «Долфин-II» с 7-лопастным композитным винтом напоминает тип 212, но расположение воздухонезависимой двигательной системы (AIP) аналогично типу 214, а не 212. В отличие от типа 212, который имеет два резервуара с жидким кислородом (LOX) вне прочного корпуса, резервуары LOX (по мнению некоторых экспертов, только один резервуар) на ПЛ типа «Долфин-II» расположены внутри прочного корпуса. С другой стороны, металлогидридные резервуары (Metal Hydride Tanks, MHT) размещаются в специальном отсеке, в нижней части корпуса ПЛ, по три ряда по правому и левому борту (с учетом длины прочного корпуса каждый ряд, вероятно, состоит из 7 цилиндров). Металлогидридные баллоны используются для хранения жидкого водорода, который обеспечивает необходимую энергию для полимерной электролитной мембраны (Proton Exchange Membrane, PEM) модулей топливных элементов в системе AIP. В ПЛ типа 212 металлогидридные цистерны располагаются по кругу, по обоим бортам корпуса, чуть ниже и сзади цистерн LOX. В отличие от класса 214, который имеет два модуля топливных элементов PZ BZM120 производства Siemens (каждый генерирует мощность 120 кВт), ПЛ типа «Долфин-II», как и ПЛ типа 212A имеют 9 (один резервный, восемь активных) топливный элементных модулей PZ BZM34, которые генерируют общую мощность 306 кВт (400 л.с.).

Считается, что с введением ПЛ типа «Долфин-II» в составе «Шайетте 7» будет сформирована вторая группа подводных лодок, предназначенная для действий в акваториях Красного моря, Персидского залива и Индийского океана. Вероятное место дислокации – ВМБ Эйлат.

Помимо закупок новых ПЛ турецкие источники регистрируют широкое строительство, развернутое в местах базирования израильского военно-морского флота. Так, в настоящее время в рамках проекта «Полином» (Polynom) Израиль строит высокотехнологичные укрепленные укрытия в портах Хайфы, Ашдода и Эйлата для защиты надводных и подводных платформ ВМС. С этой целью в каждом порту возводятся новые складские сооружения, ремонтные верфи, укрытия для боеприпасов и вспомогательные сооружения стоимостью свыше 100 млн. долл. США. В июне 2013 года компания Elbit в рамках проекта «Полином» объявила о подписании контракта на строительство в порту Хайфы нового причала для подводных лодок: гигантское сооружение отчетливо видно на фотографии, сделанной в декабре 2019 года.

Утверждается, что подводные лодки «Долфин-I» и «Долфин-II» могут выполнять из подводного положения пуск крылатых ракет (submarinelaunched cruise missiles, SLCM) из своих 650 мм торпедных аппаратов. Согласно открытым источникам, ПЛ также могут нести крылатые ракеты «Попай Турбо» (Popeye Turbo) с дальностью полета до 1500 км. Утверждается, что ракеты могут оснащаться ядерной боеголовкой, что дает Израилю возможность ответного удара в случае ядерной атаки.

Касательно данного вопроса, турецкие источники ссылаются на письменный запрос депутата Лютфю Тюрккана (Lütfü TÜRKKAN), заданный  4 июля 2012 года премьер-министру того периода Реджепу Тайипу Эрдогану. В ответ 5 ноября 2012 года министр иностранных дел Ахмет Давутоглу (Ahmet DAVUTOĞLU) заявил, что три ПЛ типа «Долфин-I» в составе ВМС Израиля могут запускать только ракетные системы «Попай» и «Далила» (Delilah), которые не могут быть оснащены ядерными боеголовками и подчеркнул, что «несмотря на сообщения СМИ о том, что Израиль модернизировал подводные лодки, полученные из Германии для запуска крылатых ракет в ядерном снаряжении, нет никакой информации, подтверждающей, что эта модернизация была реализована».

Соотношение подводных флотов Израиля и Турции

Подводя итог своим рассуждениям, турецкие аналитики приходят к следующему выводу.

По состоянию на январь 2020 года, с точки зрения подводной силы в Восточном Средиземноморье, 7-я флотилия ВМС Израиля с 5 активными ПЛ типов «Долфин-I» и «Долфин-II» (3 ДЭПЛ и 2 с гибридной двигательной установкой) имеют меньше платформ по сравнению с количеством ПЛ в составе Командования подводными силами ВМС Турции (4 ДЭПЛ типа «Ай», 4 ПЛ типа «Превезе» и 4 типа «Гюр»). Тем не менее, гибридные (дизель-электрические + AIP) ПЛ «Долфин-II» имеют превосходящие возможности, чем ПЛ ВМС Турции с точки зрения их технических характеристик.

С введением с 2022 года ПЛ типа 214TN «Рейс» с гибридной двигательной установкой и модернизированных с учетом национальных возможностей ПЛ типа «Превезе» с 2023 года Командование подводными силами ВМС Турции добьется также и технического превосходства в дополнение к своему нынешнему численному преимуществу. Однако с ПЛ типа «Долфин-III» (считается, что они будут оснащены AIP + топливный реформер + литий-ионный аккумулятор), которые Израиль планирует ввести с 2030 года, техническое (технологическое) преимущество снова изменится в пользу Израиля. В этой связи турецкие аналитики полагают крайне важным завершить в 2030-х годах национальный проект по подводным лодкам «Мильден» (MİLDEN).

Возможность запуска крылатых ракет в ядерном снаряжении определяется, как критическое преимущество подводной флотилии «Шайетет 7» ВМС Израиля над подводными силами турецких ВМС. Однако, Израиль сможет использовать это оружие только как ответ на враждебную ядерную атаку. Кроме того, считается очевидным, что без ядерного оружия силовой структуры израильских ВМС окажется недостаточно в случае их участия в долгосрочном морском конфликте. Поскольку, как полагают турецкие эксперты, нынешний потенциал  израильского флота не способен отстаивать морские интересы страны в Восточном Средиземноморье в долгосрочной морской войне.

Наращивание подводного потенциала ВМС Турции

В целом командование ВМС Турции и экспертное сообщество исходят из того, что развернутый в стране комплекс последовательных мер по совершенствованию технического оснащения и реализация национальных проектов в интересах подводных сил обеспечат их лидирующее положение по отношению к конкурентам.

Согласно публикациям, за последние десять лет при успешной координации со стороны Президента оборонной промышленности (Presidency of Defence Industries, SSB) осуществлены различные закупочные проекты, которые определят будущее ВМС Турции и удовлетворят их критические потребности. В частности, турецкий подводный флот получил многочисленные высокотехнологичные продукты: системы радиоэлектронной поддержки ARES-2SC (тип «Ай») и ARES-2NS (тип «Рейс»), систему перехвата подводных лодок (Submarine Intercept Sonar System) ASIST, пассивную ГАС перехвата Meteksan (Defence Intercept Passive Sonar, IPS) и гидрофоны MHS-01, ГАС национального производства MİLPAS (тип «Ай»), систему боевого управления TÜBİTAK MÜREN (тип «Ай»), активную ГАС TÜBİTAK MAM (тип «Ай»), системы противоторпедной защиты ZARGANA и ZOKA семейства Decoy, а также современные радиопоглощающие материалы.

В рамках текущих проектов продолжаются работы по интеграции 6-ячеевых противоторпедных пусковых установок ZARGANA TCMS (по четыре единицы на ПЛ) в ПЛ типов «Превезе» и «Гюр». Работа на ПЛ типа «Превезе» TCG Anafartalar завершилась в первом квартале 2019 года, а 2 апреля 2019 года лодку уже заметили с установленными ПУ по бортам. Кроме того, в рамках проекта «Мюрен-Превезе» ПЛ типа «Превезе»  оснащены СБУ MÜREN на базе ADVENT. Дополнительно, в ходе модернизации «Превезе» на среднем сроке жизни (MLU) компания Aselsan проводит поддержку всех буксируемых ГАС этого проекта, а также интегрирует в оборудование лодок аппаратуру SatCom, СБУ, систему ESM ARES-2SC и военно-морские радиолокационные системы с низкой вероятностью перехвата.

Предполагается оснащение ПЛ типа «Превезе» тяжелыми торпедами национального производства «Акайа» (AKYA). Во время ежегодного оценочного собрания в Анкаре 16 января 2019 года президент Реджеп Тайип Эрдоган сообщил об успешном первом испытательном пуске прототипа «Акайа». Согласно турецким источникам, последний старт прототипа «Акайа» успешно состоялся в декабре 2019 года. Специалисты полагают, что первый пуск торпеды, интегрированной с СБУ MÜREN, будет выполнен в конце 2020, начале 2021 года. Кроме того, ожидается, что управляемая ракета «Атмака» (ATMACA Block-II, инкапсулированная версия для ПЛ) с активными ГСН RF и IIR будет использоваться на ПЛ типов «Превезе» и «Рейс». Продолжаются работы по созданию крылатой ракеты «Гезгин» (GEZGİN) турецкой разработки. Предполагается, что впервые она будет использоваться на платформах «Мильден». Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, после готовности  с середины 2020-х годов ракета станет использоваться на ПЛ типа «Превезе», оснащенных СБУ MÜREN.

Инфраструктуру, созданную для ПЛ типа «Рейс», предполагается задействовать при проектировании и строительстве первой национальной ПЛ «Мильден». Проектирование и строительство корабля планируется осуществить с высокой степенью привлечения национальных ресурсов. По оценкам экспертов, перспективная подводная платформа будет иметь около 75-80 м в длину и 7 м в ширину. Осадка ПЛ составит около 6,5 м. Подводное водоизмещение оценивается между 2500-3000 тонн.

ПЛ «Мильден» получит систему AIP мощностью 300 кВт (400 л.с.). Как её  топливные элементы (РЕМ) и реформеры, так и сама подводная двигательная установка станут результатом национальной разработки и местного производства. Производимые турецкой компанией (по результатам конкурса) модули топливных элементов PEM в последующие годы заменят модули BZM120, используемые в настоящее время в ПЛ типа «Рейс». Кроме того, в отличие от типа «Рейс» на платформе «Мильден» ожидается установка литий-ионных батарей (LIB) местного производства с большей мощностью и емкостью, вместо свинцово-кислотных.

В отличие от ПЛ типа «Рейс», которые в настоящее время находятся в стадии строительства, и ПЛ типов «Ай», «Превезе» и «Гюр», которые имеют однокамерную конструкцию сигарообразного корпуса, проект «Мильден» получит многокамерный корпус каплевидной формы. По соображениям экспертов, в состав вооружения платформы «Мильден» войдут, по крайней мере, шесть 533 мм тяжелых торпедных аппаратов и одна 650 мм станция для поддержки боевых пловцов ССО.

Таким образом, рассуждения и оценки турецких  военно-морских экспертов свидетельствуют о том, что командование ВМС Турции, а, следовательно, и руководство страны осознанно проводят курс на военное доминирование в Восточном Средиземноморье. В качестве главного инструмента отстаивания национальных интересов в регионе избран подводный флот, возможности которого последовательно наращиваются со всё большей опорой на национальные ресурсы.

Вероятнее всего, что до определенного момента Турция будет пытаться решить возникающие противоречия в области углеводородов, избегая открытого противостояния с соседями, особенно с Израилем. Позднее, ближе к рубежу 2030 года и по мере реализации военно-морских проектов, позиция Турции станет жестче, вплоть до открытой демонстрации военной силы. Как итог, в перспективе в восточной части Средиземного моря и прилегающих акваториях высока вероятность эскалации военного конфликта между высокоразвитыми военно-морскими странами.

62.94MB | MySQL:102 | 0,517sec